III. Работа над стихотворением.

– Сегодня мы открываем странички «Первой поэтической тетради». Начинает ее стихотворение удивительного поэта, поэта, любящего и понимающего природу, умеющего видеть в природе необыкновенные картины, поэта, который о природных явлениях говорит как о живых существах, – Федора Ивановича Тютчева.

– Слышали ли вы, как гремит гром?

– Какие чувства испытываете при приближении грозы?

– А вот Федору Ивановичу Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

Учитель выразительно читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

– Какие картины предстали вашему взору?

– Какая гроза у Тютчева?

– За что поэт любит весеннюю грозу?

– С каким настроением нужно читать это стихотворение?

– Все ли слова, выражения были вам понятны?

џ Словарная работа.

Перлы (перл) (устар.) – жемчуг, жемчужное зерно.

Ветреная – легкомысленная, беззаботная.

Геба – в древнегреческой мифологии – богиня юности, дочь Зевса и Геры; подносила богам на Олимпе нектар.

Зевесова – то есть Зевса.

Далее следует упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?

 Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (с. 62, часть 1-я), выучить наизусть первые три строфы стихотворения (по желанию все стихотворение), из статьи «Как научиться читать стихи» (с. 60–61, часть 1-я) записать в тетрадь правила чтения стихотворений.

Урок 9
Ф. И. ТЮТЧЕВ. «ЛИСТЬЯ»

Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; показать, как при помощи слова можно подчеркнуть своеобразие природы, ее необычность; работать над развитием воображения, речи учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Взаимопроверка письменного домашнего задания.

Учащиеся (в парах) обмениваются тетрадями по чтению и проверяют работу друг друга.

2. Слушание стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» можно организовать по группам.

Ученики в группах рассказывают стихотворение, затем один представитель от каждой группы (это должен быть тот учащийся, которого группа признала лучшим) рассказывает стихотворение всему классу. Остальные дети оценивают чтение, отмечая положительные стороны и указывая недостатки.

– Кого вам напоминает «весенний первый гром»?

– Какие ощущения испытываете, когда читаете, слушаете стихотворение? (Свежести, чистоты, радости от того, что природа пробуждается.)

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое поэт назвал «Листья».

– Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья.

– Что вам напоминает их полет?

– А вот какой разговор листьев «услышал» Федор Иванович. Хотите и вы послушать его?

Учитель выразительно читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».

Беседа.

– Какими вам показались листья?

– О чем они мечтают?

– Почему они хотят улететь вместе с ветрами?

– Какие слова помогают лучше представить характер листьев?

– Если мы заменим слова, подобранные поэтом, другими словами, близкими по смыслу, словами-синонимами, изменится ли смысл стихотворения?

– Действительно, слово в художественном произведении емко и незаменимо.

Далее следует упражнение в чтении стихотворения, учащиеся отмечают паузы, выделяют слова, на которые следует ставить логическое ударение.

Примечание: учителю следует объяснить детям слово «зефиры». Зефир (устар. поэт.) – легкий теплый ветерок.

IV. Итог урока.

– Что особенно запомнилось?

– Чему научились на уроке?

 Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» (с. 63, часть 1-я), написать мини-сочинение на тему «О чем рассказал мне сорвавшийся листок».

Урок 10
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ.
«МАМА! ГЛЯНЬ-КА ИЗ ОКОШКА...»

Цели:продолжать знакомить учащихся с поэзией А. А. Фета, показать красоту, яркость его поэзии; прививать ученикам любовь к родной природе; развивать воображение, речь учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Несколько учащихся выразительно читают стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья». Дети определяют лучшего чтеца.

– Что противопоставляет поэт листьям?

– Для чего он это делает?

– А какой разговор листьев смогли «услышать» вы, о чем поведал вам сорвавшийся осенний листок? Ученики зачитывают мини-сочинения.

– Какая история вам понравилась больше всего?

– Чем она вас заинтересовала?

Физкультминутка

Наши рекомендации