В. Астафьев. Проза. Общая характеристика. Анализ одного-двух произведений.
Важнейшая особенность творчества В.П.Астафьева -- слияние личностного с общей жизнью, глубинная причастность к народному бытию. Его произведения отличаются цельностью, автобиографичностью, лиризмом. В каждом из них поставлена сложнейшая проблема: человек и мир, человек в мире. Творя по канонам русской классики, А утверждал вечную связь человека и природы, но его творчество шире «деревенской прозы». Наряду с его изумительными книгами "Ода русскому огороду", "Последний поклон", "Царь-рыба", в историю русской литературы вошли и "Пастух и пастушка","Зрячий посох", «Затеси», «Людочка», относящиеся к «военной прозе» и к другим темам.
Какова концепция человека у писателя? Он находит комбинацию в современной жизни двух типов русской классики – «естественного» и «маленького» человека. Это его добрые, терпеливые и совестливые герои, обычно близкие к природе -- бабушка, Аким, офицеры из ранних пасторалей, милиционер Леонид Сошнин, Людочка, Данила Солодовников из последних произведений. Они-то и запомнились читателям прежде всего. По мнению писателя, современная русская нация, утратив свою национальную идею, сохранила свои исконные черты: «терпеливость, выносливость»[268]. Вместе с тем, по мнению А, много размышлявшего о тайнах русской души, русский человек -- «бездна, где столько тьмы и света»[269]. Есть у А и характерные для «деревенщиков» типы хранителя народных устоев, ребенка и «вольного человека», присутствует и ситуация возвращения к родным пенатам интеллигента, переехавшего в город из деревни.
Мировоззрение. Патриотизм и морализаторство, отстаивание консервативных этических ценностей (прежде всего трудолюбия); противоречивость, обусловленная эпохой, выработавшей его характер.
Любовью к русской земле и русскому народу пронизаны "Последний поклон" и «Царь-рыба». Привязанность к «малой родине» проявилась и в прозе и в завещании писателя: Астафьев просил, чтобы не переименовывали его родное село («Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей»)[270].
Вместе с тем этот патриот-почвенник высказывался за единое всемирное государство и всемирный единый язык, иначе европейские, славянские нации будут сметены огромными мусульманским, китайским, негритянским мирами[271].
«Трудно найти еще такого же пламенного реакционера, защищающего вечные консервативные ценности от современной цивилизации. Разве его "Людочка", "Кража", "Конь с розовой гривой" и даже "Печальный детектив" это не горькое повествование о том, что теряет человек, разрывая с традициями своего народа? Вот уж кто никогда не был ни космополитом, ни интернационалистом в своей художественной прозе, <…> что и прорывалось в его рассказах и письмах», -- утверждает Бондаренко. Справедливы ли эти слова? Защитником консервативных ценностей А являлся, а реакционером не был, иначе в годы перестройки этот почвенник-вольнодумец не стал бы антикоммунистом, а он им стал, так как считал коммунизм наносным явлением в истории России [272].
«Чего вы дергаетесь? Работы нет? -- – Работы на земле, между прочим, полно», -- утверждал А в одном из своих последних интервью[273]
Эстетика. Приверженность традициям реализма в раннем и зрелом творчестве, усиление натуралистичности в последних произведениях. В них у этого наследника Тургенева появляется даже табуированная лексика. А-писатель стремился воспитать литературных последователей. «Он, может быть, был одним из немногих известных писателей, который умел и желал дружить с молодыми соратниками», -- вспоминает Бондаренко, которому повезло: его открыл на совещании молодых писателей А и поддерживал его творческие начинания.
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г., скончался в 2001 г. в с.Овсянка Красноярского края. Он прошел трудную жизненную школу: детский дом, учеба в ФЗО, в 1942 г. ушел добровольцем на фронт, затем ранение, работа грузчиком, составителем поездов, чернорабочим, слесарем, литейщиком, сотрудником газеты. Первый рассказ на тему войны ("Гражданский человек", позднее "Сибиряк") написал в 27 лет, не имея среднего образования. Единственными его университетами была жизнь и двухгодичные Высшие литературные курсы в Москве.
Первая книга Астафьева - сборник рассказов "До будущей весны" (Пермь, 1953). Рассказ остался главным жанром в эпическом творчестве писателя. По мнению Астафьева, рассказ ближе всего стоит к живописному народному слову. Малые эпические формы у Астафьева объединяются в циклы. Таковы "Затеси" (сборник лирических миниатюр), "Последний поклон" и "Царь-рыба", имеющие подзаголовки "повествование в рассказах" (ср. с “повествованием в отмеренных сроках” у Солженицына). Циклизация рассказов или повестей - один из способов образования жанров повести или романа в русской литературе 60-80-х гг. Из нескольких повестей созданы романы Ю.Бондарева "Берег", А.Битова "Пушкинский дом". Как и у Астафьева, у Бондарева и Битова повествование объединяется с помощью главного, как правило, автобиографического героя. В "Последнем поклоне" (1968-1978) это мальчик Витя Потылицын (фамилия бабушки писателя). С появлением рассказов этого цикла критика стала относить А к «деревенщикам».
"Последний поклон" - самая заветная книга Астафьева: о нем самом, о его детстве, о родителях, бабушке и дедушке, людях сибирской деревни Овсянки. Принципом циклизации рассказов является здесь ведущая тема развития личности, познающей людей и окружающий мир. Эпически масштабный колоритный образ бабушки героя Катерины Петровны, хранительницы народных устоев, к концу повествования вырастает в символ народной России, нации. А исповедь героя становится исповедью его поколения.
Как и у многих современников Астафьева, в его творчестве особое развитие получил жанр повести. Повести "Где-то гремит война" (законченный фрагмент из "Последнего поклона", где показано завершение отрочества Виктора Потылицына в трудную зиму 1941-1942 гг.), "Звездопад" (1960-72), "Пастух и пастушка. Современная пастораль" (1967; 1989) - история молодого человека, переживающего суровые испытания в условиях войны. В этих социально-психологических повестях человек очерчен конкретно-исторически; сильны лиризм и напряженность монолога, в котором сливаются голоса автора и героя, т.е. возникает, по М.М.Бахтину, двуголосое слово. "Я люблю родную страну свою... В яркие ночи, когда по небу хлыщет сплошной звездопад, я люблю бывать один в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам" ("Звездопад"). В повести "Пастух и пастушка" Астафьев слил воедино реалистическое повествование с особенностями романтического письма, традицией сентиментализма и условностью, символикой, идущими от культуры Древней Руси. Названия трех глав повести «Бой», «Свидание», «Успение» напоминают своей обобщенностью названия древнерусских икон.
"Царь-рыба" (1972-1975, Государственная премия СССР 1978) не собственно повесть, но и не цикл рассказов. Это произведение эпической формы, вобравшее в себя большой жизненный материал: быт обитающих на великих сибирских реках и в лесах рыбаков и охотников, заброшенных поселков и умирающих деревень, браконьеров, геологов, сельской интеллигенции. Но главное в произведении - философско-нравственные и социально-нравственные проблемы. Повествование в "Царь-рыбе" объединяет в себе разные жанрово-стилевые начала: поэтичные зарисовки северной тундры и сибирской тайги, красивых рыб и цветов (в «Затесях» и птиц, одна из затесей называется «Сойки не стало»), напоминающие стихотворения в прозе; иные главы написаны в жанре охотничьего рассказа и повествуют о промысловой охоте в тундре ("Бойе"), о поединке человека с медведем или рыбой. В произведении есть и сатирические очерки о браконьерах, и лирический рассказ о брате повествователя Коле, рано изработавшемся и ушедшем из жизни, и остросюжетное в духе Д.Лондона повествование о таежной робинзонаде главного героя Акима и спасенной им студентки Литинститута москвички Эли.
Картина мира. Это человек в природе и социуме, пантеизм. Подобно М.Пришвину и В.Шишкову, Астафьев показывает взаимоотношения человека с природой, но находит свой поворот проблемы. Мир природы в изображении Астафьева "прекраснейший и грозный", существовавший тысячи лет до человека. В «Затеси» «Свеча над Енисеем» с помощью метафоры березка-свеча сакрализуется природа.
Как и Айтматов, Астафьев обращает внимание прежде всего на моменты дисгармонии в этих взаимоотношениях, на то, что современный человек хищнически, не по хозяйски истребляет природную среду: "Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. Тайга все так же величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только внимешь ее могуществу, почувствуешь ее космическую пространственность и величие" [Астафьев, 1989, с.186]. Ср. с затесью «Ночное пространство», где нарисована ночь в тайге, тишь, красота. Писатель полемизирует тем самым с горьковско-платоновской концепцией человека-преобразователя и покорителя природы.
Природа в "Царь-рыбе" не только врачеватель человеческих душ, именно в природной среде, как точно заметила В.А.Апухтина, проявляется истинная суть человека, возможно, скрытая "в обычных условиях человеческого общежития" [Статьи о русской литературе, с.430].
Героев произведения можно разделить на две группы: "с одной стороны - люди, страстно влюбленные в природу (повествователь, Аким, бескорыстные инспекторы рыбнадзора), с другой – бездушные потребители природы: "транзисторщики пустоглазые", браконьеры (Командор, ссыльный бандеровец рыбак Грохотало, "образцовый" Игнатьич и др.) и современные супермены, подобные Гоге Герцеву" [см.: А.П.Герасименко // Метченко и др., с.55]. Последним даровано авторское наказание в виде гибели их самих (Герцев) или их близких (Командор).
Как Пришвин и Айтматов, Астафьев заостряет родственную связь человека с миром природы благодаря творчески обработанным в "Царь-рыбе" русским и эвенкийским поверьям и заговорам. В рассказе "Бойе" художественно выразительна легенда о шаманке, напоминающая предание о прекрасной тунгуске Синильге из романа Шишкова "Угрюм-река". Легенда имеет нравственно-философский смысл: борьбу за охотника Кольку ведут силы зла (шаманка) и добра (дух погибшей собаки Бойе, и после смерти спасающий своего хозяина). Таким образом нельзя признать справедливым следующее утверждение В.К.Сигова: речь здесь идет не о мистике [Сигов].
Как раз напротив: природный мир в представлениях Астафьева наделен и мистическим началом и своеобразным нравственным чувством, "справедлива, мудра, терпелива наша природа", - уверяет писатель. (В затеси «Худого слова и растение боится» медуница, оскорбленная хозяином, перестает расти и вновь тянется к солнцу после того, как он попросил у нее прощения.) Уничтожение человеком животных, птиц, рыб оправдано лишь тогда, когда он добывает необходимую для поддержания существования пищу, защищает свою жизнь, мстит за павшего (так Аким убивает медведя, задравшего ни в чем не повинного напарника героя). А удача на охоте или рыбной ловле даруется не только сильным, мужественным и умелым, но также и тем, чьи души не отягчены большими грехами. Это ярко показано в одной из наиболее сильных в идейном и художественном отношениях глав - рассказе, который дал название и всему произведению - "Царь-рыбе".
В этом рассказе, внешне напоминающем знаменитый рассказ Э.Хемингуэя "Старик и море", исход поединка могучего красавца-осетра, метонимически замещающего всю сибирскую природу, и браконьера Игнатьича определяется давним заветом, слышанным Игнатьичем от дедушки: "<...> ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье" [Астафьев, с.269].
Отличие от Хемингуэя в этой сцене состоит в обостренном чувстве нравственности, проблеме преступления и наказания. Молнией мелькнуло в памяти Игнатьича воспоминание о надру-гательстве, которому он подверг в молодости свою невесту Глашку Куклину, и теперь за него следует возмездие от лица природы, которая "тоже женского рода". Гигантский осетр, мечта всей жизни любого рыбака, израненный самоловом, все же срывается с крючков и уходит в пучину Енисея. ""Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!" - молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу - оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе - от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения" [там же, с.272-273]. Чудом уцелевший Игнатьич навсегда расстанется с браконьерством. "Таким образом, ситуация с царь-рыбой воспринимается и как притча о вине, расплате и спасение через покаяние", - пишет А.П.Герасименко [Герасименко, с.157].
Каждый из браконьеров несет свое наказание. Драматична и история младшего брата Игнатьича Командора, потерявшего горячо любимую дочь, красавицу и умницу Тайку, задавленную пьяным шофером, "браконьером на колесах”, “нажравшимся бормотухи” (“У Золотой Карги”).
Идея произведения - в изображении того невосполнимого урона, который приносят браконьеры, того, как "пакость и забава может перерасти в немилосердное избиение природы". В таком избиении участвует и положительный герой произведения, "природный" человек Аким.
"Где выход? В чем спасение? В разумном использовании "лесной кладовой", в мудром хозяйствовании, которое должно начисто исключить браконьерство. Старинный поселок Боганида, теперь совсем забытый, оставленный людьми, изображен в повествовании как полюс коллективности, разумной энергии, объединявших людей. Автор не идеализирует прошлое, не обходит взглядом бедность, скученность людей в бараках, но он восхищается дружелюбием, уважением человека, одухотворенностью труда. На Боганиде, в атмосфере артельности и трудолюбия, начинал свою жизнь Аким ("Уха на Боганиде").
Все положительное в характере Акима закладывалось любящей матерью, в большой семье братьев и сестер ("касьяшек". - Т.Д.), в окружении простых, трудолюбивых, знающих свое дело людей. Возможно, не только память, но чувства благодарности и любви к матери оберегали Акима в годы одиночества, оставались опорой существования. "Подарила ему братьев и сестер, тундру и реку... чистое небо... звуки ветра, белизну снега, табуны птиц, рыбу, ягоды, кусты, Боганиду и все, что есть вокруг, все-все подарила она! Удивительно до потрясения! Надо любить мать, жалеть ее и, когда она сделается старенькая, не бросать, отблагодарить добром за так вот просто подаренную жизнь..."
На этой основе формируется у Акима чувство коллективизма - качество, с точки зрения Астафьева, высокое, творческое и необходимое для общественного человека: "... Мир - это артель, бригада, мир - это мать, которая, даже веселясь, не забывает о детях... мир и труд - вечный праздник жизни!" Восторженный и романтический характер такого восприятия свойствен Акиму.
Герою присущи мечтательность, детская чистота и наивность, свойственные, по мысли Астафьева, всем русским (с образом Акима связана и другая важная проблема произведения - проблема русского характера). "Все мы, русские люди, до старости остаемся в чем-то ребятишками, вечно ждем подарков, сказочек, чего-то необыкновенного <...>" ("Капля") [Астафьев, с.181]. В то же время вся жизнь Акима – непрестанный труд, порой на пределе человеческих сил. Астафьевские положительные герои Аким и Тая наделены "крепкой сибирской натурой", и их беды, по мысли писателя, состоят в плачевном состоянии нашего общества, в котором утеряна христианская нравственность, важная духовно-нравственная скрепа. А в целом писатель приемлет характерную для “деревенской прозы” концепцию "природного", или «естественного» человека (ср. с Беловым и Распутиным).
В "Царь-рыбе" резко критически воссоздан иной тип – индивидуалиста-геолога Гоги Герцева, одиноко возвышающегося над толпой и гибнущего в конце концов в сибирской реке ("Конечно, Ницше", - думает Эля, читая дневники Гоги). Астафьев полемизирует здесь с ницшеански-горьковской концепцией богочеловека и свободного человека, воплотившейся в творчестве раннего Горького, т.к. не приемлет силу, основанную на богоборчестве ("Я сам себе бог!" - заявляет Гога [Астафьев, с.398]). Поэтому его Аким и вступает в конфликт с Гогой. Однако феномен человеческой силы в последующих произведениях Астафьев трактует иначе. В романе "Печальный детектив" (1986) и рассказе "Людочка" (1989) этот феномен получает положительную оценку.
Разоблачительный пафос Астафьева проявился в полную силу в произведениях 80-90-х гг., вызвавших широкий полемический отклик (Большакова А. С.48). В эти годы в русской литературе формируется новая “натуральная школа”. Возникает литературная “чернуха” как своего рода беллетризированная публицистика на прежде запретные темы. “Парадоксальность этой прозы состоит в том, что ее художественное значение гораздо меньше, чем роль, сыгранная ей в культуре первых лет “перестройки”», — справедливо отмечают Н.Л.Лейдерман и М.Н.Липовецкий (Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Т.3. С..81).
Эта проза возродила интерес к “маленькому человеку”, к “униженным и оскорбленным” — мотивам, формирующим уходящую в XIX век традицию возвышенного отношения к народу и народному страданию. Однако, в отличие от литературы XIX века, “чернуха” 1980-х гг. показала народный мир как концентрацию социального ужаса. Самым непосредственным воплощением этой темы стал мотив насилия (там же). Издевательства, убийства и самоубийства, изнасилование — эти ситуации в высшей степени характерны для “чернухи”. Они и образуют сюжетную основу “Печального детектива” “Людочки” и «Пролетного гуся». В поздних произведениях А. меняются картина мира и человека. Теперь это проклятый мир и человек.
Действие "Печального детектива" происходит в провинциальном Вейске. Главный герой, в прошлом милиционер-оперативник, ныне начинающий писатель Леонид Сошнин, всю жизнь, пока позволяет здоровье, борется со злом в его многоликом обличье и, получив инвалидность, пытается через писательство понять себя и окружающий мир. Сошнин, читая Ницше, приходит к выводу: “А Ницше-то как раз, может, и грубо, но прямо в глаза лепил правду о природе человеческого зла. Ницше и Достоевский почти достали до гнилой утробы человечишка, до того места, где <…> зреет <…> сам себя пожирающий зверь. А на Руси Великой зверь в человеческом облике бывает не просто зверем, но звериной, и рождается он чаще всего покорностью нашей, безответственностью, безалаберностью, желанием <…> самих себя зачисливших в избранные жить лучше, сытей ближних своих, выделиться среди них <…> “ (Астафьев. С.570).
Для Сошнина не существует ни выходных, ни праздников, он всегда готов вступиться за “униженных и оскорбленных”. Сам жизненный материал, положенный в основу романа, — работа милиционера — предполагал воссоздание обилия преступлений в детективном жанре. Астафьев с гневом и болью показывает, как родители бросают детей или доводят их до смерти, как в пьяном кураже убивают или увечат ни в чем не повинных сограждан и проч. Детективный тип сюжета воплощает и важные социально-нравственные проблемы. Вместе с тем жанр романа сложен. В нем, наряду с детективностью, есть черты таких национальных русских средневековых жанров, как воинская повесть и слово.
Каждый момент единоборства Сошнина с носителями зла воспринимается как преодоление героем собственной слабости, свершение своего рода подвига. И в этом видна “память” “Печального детектива” о жанре воинской повести.
А черты средневекового жанра слова проступают в тех размышлениях героя, которые представляют собой нравственные проповеди, обличения зла. Позиция автора выражена здесь публицистически страстно. Писатель задумывается о причинах вроде бы немотивированного озверения некоторых людей в условиях мирной жизни. “Отчего эта ненависть к себе подобному?” — вопрошает Астафьев. И всем ходом своего романа отвечает: “Оттого что не воспитана была любовь к нему”. Речь идет, конечно, о христианской любви, хотя писатель и не называет пока вещи своими именами.
А где же и должна воспитываться такая любовь, как не в семье? Астафьев выразительно обрисовал в “Печальном детективе” ту опасность, которая связана с распадением семьи. В сюжете произведения немалое место занимает история семейных неурядиц Сошнина и его жены Леры. В системе ценностей писателя семья очень значима. Это видно из размышлений главного героя произведения, фигуры явно автобиографической: “<…> в династиях, империях, обществах вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы проглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми”. Возрождение крепкой семьи Астафьев считает возможным и доказывает это сюжетом своего романа. В конце произведения расставшиеся было Леонид и Валерия Сошнины находят в себе душевные силы, чтобы соединиться вновь ради дочери и взаимной любви, ибо каждый из них жил в душе другого во время разлуки.
Другая социально-нравственная проблема произведения связана с состоянием современной русской деревни, обезмужичившей и поэтому беззащитной перед злом и к тому же слишком снисходительной, подобно городу, к таким отрицательным явлениям жизни России, как пьянство и преступность. Например, потерпевшая тетя Граня после вынесения приговора парням, изнасиловавшим ее, пожалела насильников, в образах которых реализован отрицательный полюс черт типа вольного человека. В такой жалостливости автор усматривает оборотную сторону доброты, ведущей черты русского национального характера. Как трезвый художник-реалист Астафьев не может и не хочет уходить от подлинной правды жизни, тем более что в романе есть персонажи, оставляющие надежду на возрождение у народа утраченных им нравственных начал. Это главный герой, наделенный, как и Егоров у Распутина, активной нравственной позицией. Это и хранители народных устоев представители старшего поколения — сердобольные тетя Лина, тетя Граня, воспитавшие рано осиротевшего Сошнина (автобиографичен здесь мотив раннего сиротства), и добрая деревенская девушка Паша Силакова.
Справедливости ради отметим: не все в “Печальном детективе” в равной мере художественно. Карикатурные образы представителей вейской интеллигенции преподавателя пединститута Пестеревой и редактора местного издательства мадам Сыроквасовой подчинены тенденциозному в романе противопоставлению нравственных и “естественных” сельских жителей безнравственным и искусственным горожан (перекличка с астафьевской “Ловлей пескарей в Грузии”).
Критическое изображение изнанки жизни и гибнущей русской деревни есть и в потрясшей читателей новелле "Людочка" (1987, оп. В «Новом мире» в 1989, № 9), вошедшей, по общему признанию, в золотой фонд мировой новеллистики. “В тривиальной истории об изнасиловании деревенской девушки городским бандитом и ее самоубийстве писатель с откровенностью показал, какими страшными последствиями обернулось разрушение крестьянского лада и деэстетизация жизни, преобладание утилитарно-бытового отношения к женщине” (Большакова А. С.48). И вновь писатель ищет ту силу, которая поможет выйти русской провинции из кризиса.
Воплощение силы в рассказе - вернувшийся из "мест не столь отдаленных" отчим героини, воплощающий в себе положительный полюс типа вольного человека. Он мстит за ее гибель, убивая бандита. И хотя убийство — редкий способ борьбы со злом (ср. с поступком Тамары Ивановны из «Дочери Ивана, матери Ивана»), отчима Людочки писатель рисует с симпатией: в душе героя есть главное, что поможет современным русским людям обрести себя - вера в Бога, в его поведении нет отчуждения: он нашел свое место в обществе, свой дом и создал семью. Последнее очень важно для Астафьева, о чем можно судить и по роману "Печальный детектив".
В 90-е гг. Астафьев, писатель-фронтовик, вернулся к военной теме. Война никогда не отпускала его. И в каждом произведении на военную тему писатель рисует судьбу и душу простого солдата-пехотинца, каким был сам Астафьев в военные годы.
Астафьев создал эпическое повествование —роман в двух частях "Прокляты и убиты"— (книга первая “Чертова яма” - "Новый мир". 1992. NN 10-12; книга вторая “Плацдарм” - "Новый мир". 1994. NN 10-12; Государственная премия РФ 1995 г.). Роман вызвал много споров в критике, так как в нем поднимается ранее запретная тема штрафных лагерей, вскрываются пороки тоталитарной системы. Время действия первой книги романа "Чертова яма" - поздняя осень 1942 г., место действия - казармы в военном городке под Бердском, в Сибири. Писатель стремится показать то, что не было объектом внимания "военной" прозы - страшную изнанку армейской жизни.
Наиболее важны две проблемы в произведении. Первая — перенесение противопоставления “свой-чужой” на “свой-свой”. “Решение особенно злободневной в сталинские времена темы “преступление и наказание” в эпизоде расстрела братьев Снегиревых, — пишет исследователь творчества В.Астафьева А.Большакова, — высвечивает столкновение военизированной государственной машины и человечности, крестьянского мироощущения и этических норм. По сути, это столкновение крестьянского менталитета и государственности — один из узловых конфликтов в истории России” (Большакова А. С.48). Вторая проблема — изображение Второй мировой войны как поединка двух идеологий, двух военных машин — Гитлера и Сталина, в котором отдельные рядовые участники в равной мере жертвы.
Тема трагедии Второй мировой войны продолжена в автобиографических повести “Веселый солдат” (1998) и рассказе “Пролетный гусь” (2001), рассказывающих о “серых военных буднях” и послевоенном нелегком быте “веселого солдата”. Эти произведения и близки “деревенской прозе” и отличаются от нее своей исповедальностью.
В рассказе “Пролетный гусь” война показана под необычным, астафьевским, углом зрения. Писатель рисует жестокость советского командования по отношению к людям в солдатских шинелях. Главный герой Данила Солодовников с душевной болью вспоминает о кровопролитном бое в конце войны за удаленную в море косу. В этом бою врага победили, “<…> да скоро узнали через солдатское радио, что ее, косу ту, и брать не надо было, только заблокировать — и все, немцы б сами сдались, а то положили тыщи тыщ русских людей. Не жалели их в начале войны, в конце ими тоже никто не дорожил” (с.25-26).
Второй мотив, характерный для всего астафьевского творчества — сиротства, здесь двойного: детей и многих возвращающихся после войны на родину солдат. Даниле Солодовникову после окончания войны некуда было возвращаться. Он рос в семье ссыльного дяди, который погиб на войне, его жене ребятишек пришлось сдать в детдом, сама же она, “видать, тоже сгинула в военной коловерти иль переехала куда. Сколько ей ни писал Данила, ответа не было” (Новый мир. 2001. № 1.С.8). В пути из Пруссии в Россию Данила встречает такую же одинокую, как и он, фронтовую медсестру Марину. Молодые люди остаются в городке Чуфырино, женятся, у них рождается сын Арканя, “послевоенное тощенькое создание”. Эти герои — новое воплощение традиционного для русской классики типа “маленького человека”. Новое, потому что ведущим в их образе жизни, наряду с трудолюбием и кротостью (сразу вспоминается Акакий Акакиевич), является характерное для “деревенской прозы” понятие “лада”: “Они жили ладно и даже складно” (с.16). Данила, окончив курсы слесарей среднего ремонта вагонного депо, устраивается на железную дорогу. Марина работает медсестрой и техничкой в школе. Астафьев рисует без прикрас нищее послевоенное существование тысяч людей, выигравших войну. Чтобы выжить, Данила начинает добывать пропитание охотой и как-то убивает пролетного гуся. Мясом этой птицы Данила кормит своего больного сынишку, но это не помогает, и ребенок умирает. После смерти сына сдает и Данила, становится шабашником.
Как обычно, писатель заостряет социально-нравственную проблему: настоящие герои оказываются в первые послевоенные годы не только не у дел, им отказано в самом элементарном человеческом праве — праве на жизнь. (Ср. с лирической миниатюрой «Старая затесь» о мытарствах фронтовиков в мирное время.) В рассказе резко противопоставлены друг другу две супружеские пары — честно сражавшиеся на войне Данила и Марина и приспособленцы сын квартирной хозяйки Солодовников, сотрудник полиотдела армии Владимир Федорович Мукомолов и его жена Неллюнчик. Мукомолов процветает и после войны, возглавляя партком нового завода, “и Неллюнчик, стучавшая на машинке в военном политотделе, плавно перекочевала в контору заботливого мужа” (с.31). Авторское неприятие подобных “значительных лиц” выражено в раздумьях матери Солодовникова Виталии Гордеевны: “Неужели они оба со своим Неллюнчиком не понимают, что путались в ногах воюющих, теперь вот путаются в ногах работающих людей, мешают им нормально жить и трудиться?” (с.31). И поскольку такого рода понимание к Мукомоловым и им подобным так и не приходит, рассказ заканчивается драматически: умирает от туберкулеза Данила, и Марину выгоняет с квартиры Нелли Сергеевна. Марина, подобно Людочке, оказавшись в безвыходной ситуации, не теряет чувство собственного достоинства. Она не просит неумолимую Нелли Сергеевну, чтобы та сжалилась над ней, а просто и достойно уходит из жизни. И делает она этот отчаянный шаг не только из-за социальной незащищенности, но и оттого, что, подобно Людочке, не верит в Бога.
Перед самоубийством героиня “мимолетом подумала, что надо было, наверное, идти в церковь, к Богу. Но уж чего соваться с верой, когда вся вера потерялась, изошла, да и о Боге вспомнила она сейчас вот, когда приспичило. Это что же, опять спекуляция, снова приспособленчество, желание прожить с чужой помощью. Не-эт, это уж пусть Мукомоловы и все прочие, на них похожие, живут, она, уж раз отрешенная, жизнью рыбешка затертая, бу-дто льдом в ледоход, как-нибудь сама со своими невеликими делами справится" (с.35). Сомнения в своем праве верить в Бога в такой ситуации обнаруживают благородство марининой натуры, но одновременно и гордыню. Вместе с тем в предсмертных мыслях героини брезжит и настоящая вера: “может, и теплее будет на другом свете, приветливее, чем на этом, давно проклятом и всеми ветрами продутом” (с.36). Но автор не дает укрепиться этой вере, обрывая жизненный “полет” героини. Может быть, работая над рассказом, он чувствовал и себя, подобно семье Солодовниковых, всего лишь “пролетным гусем”, которого скоро “подобьет” жизнь.
В отличие от “Людочки”, в этом рассказе порок не наказан. Но ему создан нравственный противовес в образах супругов Солодовниковых, носителей лучших человеческих качеств. Как и итальянские кинорежиссеры-“неореалисты”, русские деревенщики приковали внимание своих читателей к трудолюбивому и скромному человеку из народа. И в этом прежде всего состоит писательская заслуга Астафьева.
46.А. Солженицын. "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор".
Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики. А ведь книги А. И. Солженицына – это история возникновения, разрастания и существования Архипелага ГУЛАГ, ставшего олицетворением трагедии России 20 века. От изображения трагедии страны и народа неотделима тема страдания человека, проходящая через все произведения. Особенность книги Солженицына в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла…» Каждое слово и точно, и верно. Герои произведений настолько мудры. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».
С 1914 года начинается для «всей земли нашей» «страшный выбор». «… И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся.» Вот здесь – то и лежит начало развала во всей России. Отсюда пошли и безответная кротость, и дикая озлобленность, и жадность, и доброта сильная и счастливая «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю». А между этим – целая жизнь. Солженицынские герои являют собой пример золотого сердца. Тип народного проведения, который поэтизирует Солженицын, есть основа и опора всей земли нашей. Солженицын ратовал за подлинных чернь, борцов, не склонных смириться с несправедливостью и злом: «Без них – то и не стоит село. Ни народ. Ни вся земля наша».
Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интервью: «Я
отдал почти всю жизнь русской революции».
Задача свидетельствовать об утаенных трагических поворотах русской
истории обусловила потребность поиска и осмысления их истоков. Они видятся
именно в русской революции. «Я как писатель действительно поставлен в
положение говорить за умерших, но не только в лагерях, а за умерших в
российской революции, — так обозначил задачу своей жизни Солженицын в
интервью 1983 г. — Я 47 лет работаю над книгой о революции, но в ходе
работы над ней обнаружил, что русский 1917 год был стремительным, как бы
сжатым, очерком мировой истории XX века. То есть буквально: восемь месяцев,
которые прошли от февраля до октября 1917 в России, тогда бешено
прокрученные, — затем медленно повторяются всем миром в течение всего
столетия. В последние годы, когда я уже кончил несколько томов, я с
удивлением вижу, что я каким-то косвенным образом писал также и историю
Двадцатого века» (Публицистика, т. 3, с. 142).
Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был и сам.
Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и
вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом,
он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии,
литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. Очередная
сессия приходится на начало войны. В октябре мобилизован в армию, вскоре
попадает в офицерскую школу в Костроме. Летом 1942 г. — звание лейтенанта,
а в конце — фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской
разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его
военной прозе конца 90-х гг. (двучастный рассказ «Желябугские выселки» и
повесть «Адлиг Швенкиттен» — «Новый мир». 1999. № 3). Офицером-
артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается
орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной
Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г.
— самсоновская катастрофа — становится предметом изображения в первом
«Узле» «Краен Колеса» — в «Августе Четырнадцатого». 9 февраля 1945 г.
капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника,
генерала Травкина, который спустя уже год после ареста даст своему бывшему
офицеру характеристику, где вспомнит, не побоявшись, все его заслуги — в
том числе ночной вывод из окружения батареи в январе 1945 г., когда бои шли
уже в Пруссии.