Развитие темы детства в XX веке
Мир детства широко был запечатлен в классической литературе ХIХ века. В системе нравственных ценностей закрепилось и отношение к детям: дитя близко к идеальному человеку, дитя – «эскиз» взрослого и дитя как самодостаточная личность. Эти концепции в изображении ребенка получили свое развитие в новом веке.
Самым распространенным подходом к теме стал мемуарный: у любого человека остаются от детства воспоминания, и в теории детской литературы часто используется категория «память детства» как качество таланта писателя. Общеизвестна оценка А. Ахматовой особенности поэтического дара Б. Пастернака: «Он награжден каким-то вечным детством…»
Трактовка детства не только как прекрасной, неповторимой начальной поры человеческой жизни, но и как наилучшего проявления того, что делает человека человеком, свойственна большинству детских писателей. В дневнике В.В. Бианки есть запись о том, что надо сохранить от ребенка в душе взрослого. Широко раскрытые на мир глаза, непосредственность, горячую на все отзывчивость, чистоту помыслов, мечту, доверчивость, мироощущение поэта, что жизнь – сказка. Здесь выделены универсальные онтологические свойств детства. Будучи социокультурным феноменом, детство носит конкретно-исторический характер.
Сопоставляя произведения о детстве, созданные писателями ХХ века, можно увидеть все названные выше подходы в изображении темы. Почти все писатели оставили автобиографические произведения публицистического или художественного жанра. См. сборник «Вслух про себя» (М., 1975), а также: М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты»; А.Н. Толстой – «Детство Никиты», А.П. Гайдар – «Школа», С.Я. Маршак – «В начале жизни», К.Г. Паустовский – «Повесть о жизни» и др.
Осмысление детства происходит с высоты зрелого человека, с позиций нового времени, что влияет на отбор документальных фактов. Самые талантливые страницы мемуарных повестей написаны «памятью сердца». Особое ностальгическое чувство руководит А. Толстым, изображающим героя в дворянской усадьбе, в общении с крестьянскими детьми, со скворцом Желтухиным, в деревенской кулачной битве – один конец деревни на другой, пишущем об игре в сугробах чистого снега, о весенней природе, о детской дружбе. Толстой явно отбирает милые сердцу эпизоды детства, связанные с проявлением лучших человеческих чувств.
Совсем по-иному видит себя в детстве Алексей Максимович Пешков, избравший себе литературную фамилию – Горький. Он показывает «свинцовые мерзости жизни» в мещанской городской среде: грубость и обман, пьяные драки, обязательную порку по субботам «для порядку». Тем острее – по контрасту – воспринимаются те страницы «Детства», где Алеша вспоминает добрую бабушку, прогулки в лес и на Волгу.
К.Г. Паустовский выделяет те моменты своей биографии, которые влияли на формирование характера и мировосприятие будущего писателя. Большое впечатление оставили в нем годы обучения в Киевской мужской гимназии (где, кстати, учился и М. Булгаков), которое началось с трагедии: хоронили гимназиста, застрелившегося от того, что его оскорбил преподаватель. Паустовский с большой любовью запечатлевает образы своих учителей. Запомнился ему учитель немецкого языка, долгое время сочинявший оперу. Когда работа была завершена, бедный учитель потерял ноты. Сочувствующие гимназисты помогали искать пропавший труд, и через несколько месяцев увлечение музыкой закончилось триумфом учителя, на что писатель замечает: когда слишком долго ждешь, то радость превращается в некоторую печаль. Учитель литературы Селиханович учил мальчиков «неожиданным вещам», загадывая им такие психологические задачки: несколько человек сидят в комнате, все кресла заняты. Входит женщина, глаза у нее заплаканы. Что должен сделать вежливый человек? Ответ легко угадывался: тотчас уступить кресло женщине. А что должен сделать не только вежливый, но и деликатный человек? Гимназисты не смогли догадаться. Учительскую подсказку–ответ Паустовский запомнил на всю жизнь: «уступить ей место спиной к свету, чтобы заплаканные ее глаза не были заметны».
Такие страницы автобиографической «Повести о жизни» объясняют, почему в творчестве писателя одной из основных станет тема человеческого благородства, проблема сбережения человеческого достоинства даже в самых недостойных обстоятельствах жизни.
В 30-ые годы тема детства известных людей станет самой актуальной в поисках героев нового времени. Возродится печатание биографий известных исторических личностей, серия ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Знаменитые писатели, композиторы, полководцы, политические деятели и т.д. станут героями биографических романов для юношества, «решающего, делать бы жизнь с кого» (В. Маяковский). В детское чтение широко войдут аналоги серии – «Рассказы о Дзержинском» Ю. Германа, повесть о С.М. Кирове «Мальчик из Уржума» В. Голубевой, «Грач – птица весенняя» Мстиславского о Ник. Баумане и, конечно, книги о В.И. Ленине. Детской лениниане посвятили перо не только соратники вождя государства, вроде Д. Бонч-Бруевича, но и многие писатели: М. Прилежаева, З. Воскресенская, С. Михалков, М. Зощенко, А Кононов. В настоящее время книги, прославляющие Ленина–политика, воспринимаются критически, и только те произведения, где показана тема семейного воспитания, по-прежнему актуальны, например, рассказ «Секрет» и другие отдельные главы повести З.И. Воскресенской «Сердце матери».
Изображение взрослых в теме детства всегда осложняет проблематику произведения. Гораздо дольше в детском чтении сохраняются те повествования о детстве, где герои-дети. ХХ век расширил тему социальными аспектами: дети и революция, дети и война, пионерское, октябрятское детство. В раскрытии темы трудного детства появились новые проблемы: перевоспитание бродяг и беспризорников, забота государства о сиротах. Широко разрабатываются мотивы школьной жизни детей, детского труда и досуга. Таким образом, в ХХ веке претерпели изменения границы темы: стали изображаться все уровни детства – индивидуальный, исторический, социальный. Социокультурный феномен детства приобрел свою историю развития в литературе.
Кратко обозначим вклад отечественных писателей ХХ века в развитие темы.
Рассказы и повести о детстве А.П. Гайдара (1904-1941) отчетливо несут на себе печать исторически сложного времени становления нового общественного строя и в то же время поднимают вечные вопросы детства: «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Тимур и его команда» и сегодня составляют золотую библиотеку младшего подростка и младшего школьника. По книгам Гайдара читатели представят особенность исторического времени 20-30 годов, мечты о социализме, неустроенный быт, диверсии шпионов, предвоенные тревоги и военные грозы. Идеалы Гайдара – крепость духа, единение поколений, вера в будущее – даны через запоминающиеся образы. Начиная жизнь с игры, мальчики в книгах Гайдара быстро взрослеют, потому что преодолевают трудности, учатся гражданскому поведению и заботятся о других. На целые полвека увлечет читателя своей игрой в добрые дела главный герой Гайдара Тимур Гараев. Сегодня тимуровское движение пионерии заменила деятельность, названная иностранным словом волонтерство, но сохранилось главное – бескорыстная помощь людям. Многие поколения школьников знают наизусть концовку рассказа «Чук и Гек»: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему…»
Увлечь детей романтическими идеалами, вовлечь их в полезный труд, научить мечтать – такую идеологическую задачу решают и сегодня книги Аркадия Петровича Гайдара.
Л. Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев, 1908-1987) все свои произведения написал на тему детства. Вместе с соавтором Г.Г. Белых он вошел в литературу повестью «Республика ШКИД». Выпускники школы им. Достоевского (ШКИД) для «дефективных» беспризорников по сути оставили мемуарные литературные портреты свои и своих товарищей по школе. На этом композиционном стержне строится повествование о перевоспитании подростков в сложном, педагогически запущенном коллективе. Школу социально-индивидуального воспитания возглавляет Виктор Николаевич Сорока-Росинский (в повести – Викниксор), он и другие педагоги (в повести «халдеи») пробуют разные методы воздействия на бывших воров, бандитов, бродяг. Эффективными оказываются – труд, уважение и доверие к личности, творчество.
Уважение к личности ребенка, каким бы он ни был, - ведущая идея рассказов писателя о детях. Вот смешная дошкольница Иришка учится грамоте («Буква «ты»»), не все получается с освоением азбуки, но виноват-то взрослый, который не умеет учить читать. А девочка 4,5 лет упорством заслуживает только похвалы. Вот мальчик из рассказа «Честное слово» играет с ребятишками в парке «в войну», он стоит на посту и не уходит, хотя другие дети уже убежали домой. Он держит данное честное слово. Рассказ написан в 1941 году, вышел в первые дни войны, а прочитав его, мы понимаем, почему наши герои победили фашистов: побеждают люди чести, долга, ответственности. Рассказчик сначала хотел посмеяться над упрямым мальчишкой, а потом привел к нему офицера, чтобы снять с поста.
Рассказы о детях предвоенного и военного поколения пишет В.А. Осеева (1902-1969). Обраться к литературе ей помогла работа в детских коммунах, колониях и детприемниках. Общение с детьми, отступившими от нормы поведения, вызвало к жизни дидактические рассказы, написанные как приглашение к размышлению над случаем из детской жизни, над этической ошибкой в человеческом поведении. Короткие рассказы мировоззренческого характера собраны в сборник: «Волшебное слово», «Три товарища», «Печенье», «Синие листья», «Сыновья», «Плохо» и др. составляют программное чтение дошкольников и младших школьников. Подростки читают автобиографическую дилогию «Динка» и «Динка прощается с детством».
Сочувствием к детскому горю наполнены произведения Л.Ф. Воронковой (1906-1976), которая написала одну из самых знаменитых книг о детях времен Великой Отечественной войны – «Девочка из города» (1943 г.). Беженка Валентинка, потерявшая родных при бомбежке, находит новую семью, вернее, Дарья Шалихина, простая деревенская добрая женщина, предлагает ей остаться в ее доме. Как трудно вживается городская испуганная девочка в новую обстановку, как дружит с детьми Дарьи, как обретает заботливую мать – об этом сердечно и неторопливо повествует писательница.
Самой большой потерей и горем становится для детей смерть матери в повести «Старшая сестра». Вся семья учится жить по-новому, без мамы. Светлой и веселой детской жизнью наполнен цикл повестей Воронковой о двух подругах Тане и Аленке: «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звездочки» (1948-1957 гг.). Удачно показаны характеры 6-9-летних сельских ребятишек, их заботы, радости, общение с природой. Повести познавательны и лиричны, убедительно раскрывают психологию детства.
В историю детской литературы ХХ века входит творчество Л.А. Кассиля (1905-1970), одного из организаторов Недели детской книги – весеннего праздника книголюбов в нашей стране, приуроченного к Международному дню детской книги 2 апреля.
В каждое из десятилетий творческой жизни Кассиль создавал книгу не тему детства, которую можно считать показательной, типичной для данного времени. В 20 г. им написана знаменитая повесть «Кондуит и Швамбрания». Сложные слова названия расшифровываются просто и интересно: кондуит – журнал, куда воспитатель гимназии делает записи о поведении, - а Швамбрания – выдуманная страна, в которую играют два брата, герои повести – Лева и Оська. Два мира – игровой и реальный, домашний и школьный, дореволюционный и советский, старый и новый - осваивают дети. Парадоксальное восприятие нового и чужого мира составляет юмористическую часть произведения. В 30 г. Кассиль ищет героя в пионерском коллективе («Черемыш – брат героя»), в 40 г. – на трудовом фронте («Дорогие мои мальчики») и в партизанском отряде («Улица младшего сына»). В 50 г. им написана повесть об одаренном юном художнике («Ранний восход»), в 60-е – самая веселая книга о детском лагере летнего отдыха «Спартак», в который попадает принц неведомой страны Джунгахоры – «Будьте готовы, Ваше высочество!».
Две знаменитых повести на тему детства оставил в литературе В.П. Катаев (1897-1986), который показывает жизнь детей в трудное, переломное историческое время: «Белеет парус одинокий» (первая русская революция 1905 г.) и «Сын полка» (Великая Отечественная война 1941-45 годов). Именно историческая эпоха определяет судьбы катаевских героев: Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко участвуют (один невольно, другой – сознательно) в революционных событиях начала века; Ваня Солнцев, потерявший семью, не остался бедствовать сиротой, он становится сыном солдатам и офицерам-разведчикам, а затем едет учиться в суворовское военное училище, на попечение государства.
Трепетно относится к детству А.П. Платонов (1899-1951). Он утверждал: мы настолько люди, насколько способны понимать детей. Дети - источник нашей нравственной ответственности за сегодня и завтра. Лучшие рассказы Платонова для младшего школьного возраста – о жизни ребенка и его родных, о маме, деде, о первой учительнице, о красоте крестьянского труда и малой деревенской Родине: «Июльская гроза», «Никита», «Цветок на земле», «Железная старуха», «Еще – мама», «Корова», «Сухой хлеб», «Неизвестный цветок». Писатель с волнением наблюдает внутренний рост ребенка, пробуждение его воображения, духа, мысли.
***
Анализируя произведения о детстве, созданные специально для юных читателей, можно обнаружить их общность: они являются учебником поведенческой нормы, сообщают детям о чертах характера и ориентирах их формирования. Каждое человеческое качество имеет норму (optima), недостаточное проявление (mini) и избыточное (maxi). Когда взрослые будут довольны ребенком, похвалят его? Когда он проявляет свои качества в той степени, которая принята в обществе, не более и не менее. Например, нормой детского отношения к вещам является бережливость. Если ее в избытке, она становится жадностью, а если в недостатке – расточительностью. Поиграйте в эту игру с детьми, прочитав книги детских писателей, чтобы читатели поняли, что наши недостатки есть продолжение наших достоинств:
Mini | optima | maxi |
Трусость | Смелость | Неразумная храбрость |
Жесткость | Доброта | Мягкотелость |
Нахальство | Скромность | Застенчивость |
Бесцеремонность, грубость | Вежливость | Умильность |
Несдержанность | Терпение | Покорность |
Заносчивость | Простота | Примитивность, незатейливость |
Женоподобный | Мужественность | Мужлан |
Мужеподобие | Женственность | Излишняя сексапильность |
Бесчувственность | Чувственность | Слезливость |
Беспокойство, сверхактивность | Спокойствие | Равнодушие, вялость |
Выводы: | ||
Крайности, или недостатки, которые не нравятся людям | Золотая середина, - черты гармоничного характера, которые нравятся окружающим людям. | Крайности, или недостатки, которые не нравятся людям. |
***
Именно попытка глубоко проникнуть в характер, понять мотивы поведения и смысл поступка, то есть наука «человековедения», составляет значимость произведений на тему детства, которые не всегда создавались для детей, но поступают в репертуар детского чтения именно из-за героя-ребенка. Учись понимать себя и окружающих тебя людей, - идея произведений А. Платонова, Ю. Яковлева, Ю. Нагибина, Р. Погодина, А. Лиханова, А. Алексина, В. Железникова, В. Крапивина, Ю. Коваля… Книги современных писателей показывают главный критерий хорошего человека – это тот, с которым хорошо окружающим его людям, благодаря которому окружающие становятся лучше.
После чтения рассказа Ю. Нагибина «Зимний дуб» трудно сказать, кто кого учит жизни: учительница мальчика или наоборот. Детей-помощников взрослых показывает в своих рассказах Ю. Яковлев – «Мальчик с коньками», «Багульник», «Рыцарь Вася».
Исследует влияние детского коллектива на личность А. Мусатов, Р. Погодин, А. Алексин. О трудном послевоенном детстве пишет – вспоминает А. Лиханов, председатель Российского детского фонда, писатель, который помогает решать проблемы детства детям из неполных семей, сиротам, больным, бездомным и детдомовским детям.
Детскую жестокость и несправедливость исследует в повести «Чучело» В.К. Железников. Психолого-педагогическая проблема детей-изгоев школьного коллектива решается им откровенно и честно, с глубокой симпатией к герою-одиночке Лене Усольцевой. Разновозрастные детские коллективы показаны в повестях В. Крапивина, детского вожатого, увлекающего подростков полезными делами.
Изображению мира детства в его взаимодействии с другими мирами, моделированию отношений в детском сообществе, развитию индивидуальных качеств личности ребенка посвящены художественные произведения современных писателей. В русской литературе сложилась глубокая традиция изучения феномена детства, что помогает профессиональному становлению будущего педагога.