Художественная проза XIX века на тему детства

Детство как явление, доступное человеческому познанию, по сути стало изучаться в эпоху Просвещения педагогами и философами. Отечественные писатели исследовать феномен детства по существу и многообразно начали в 19 веке. То обстоятельство, что многие, почти все классические писатели «золотого века литературы» обратились к теме детства, позволило поднять и детскую литературу на достойную художественную высоту.

Значительное влияние на историю детского чтения оказала литературно-педагогическая деятельность Л.Н. Толстого (1828-1910). Первое художественное произведение, давшее Толстому в 1852 году звание писателя, называлось «Детство». Мемуарное в замысле повествование (автор задумал тетралогию «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость» и впоследствии написал трилогию) выросло до значительного обобщения, позволившего литературным критикам назвать автора первооткрывателем темы в реалистической прозе. Мудрость начинающего свой творческий путь 24-летнего офицера русской армии Л. Толстого заключалась в выборе бессмертной темы. С тех пор кому не знакомы слова, ставшие светлым идейным гимном его повести «Детство»: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений» (глава 15).

С детством у Толстого связана как личная жизнь, так и литературная и общественная деятельность: воспитание собственных детей, написание книг для начального чтения, создание народных школ в Тульской губернии, в Ясной Поляне – все это известные вехи биографии писателя. Собственное детство дало Толстому материал для первой повести.

Композиционный план небольшой повести «Детство» прост: это описание двух полных дней деревенской и городской жизни десятилетнего Николеньки Иртеньева и отдельных событий текущего 18… года. Описание одного августовского дня в имении занимает 12 глав, почти половину книги. Именно так и запоминается детство – эпизодами: насыщенный событиями и чувствами день долго помнится человеку, наряду с обычными буднями, этот день был полон переживаниями, душевными движениями, новыми впечатлениями. Фабула детства – малая и прозрачная, но за простой фабулой стоит сложный сюжет: мы узнаем систему отношений в семье, автор рисует подробные портреты героев, успевает решить массу их проблем. Действенность повествования составляет не столько внешняя событийность, сколько передача внутренней жизни героев и прежде всего – главного героя.

Толстой создал в повести художественную концепцию детства, он обнаружил качества и закономерности детства, показал, как удачно выразился в отзыве на повесть Н.Г. Чернышевский, «диалектику души» ребенка, его духовный рост.

Законы детства, открытые Толстым, составляют художественный учебник возрастной психологии. Во-первых, это обостренное чувственное мировосприятие. Детство длится так долго, пока самые близкие люди удовлетворяют твою потребность любви. Почти все любят Николеньку: мать - нежно, няня - участливо, отец - небрежно, учитель – строго, Катенька – робко, Соня – кокетливо… Мальчик купается в ауре любви и дарит всем ответное чувство и тоже по-разному.

Эмоциональным центром жизни Николеньки является мать. По Толстому, детство не только лучшая пора жизни, но и «материнский возраст». Детство охраняется матерью. Она изображена не всегда подробно, но Николенька на всю жизнь запоминает ее ласку.

Глава «Детство» наполнена духом единения матери и ребенка. Вечером, после молока с сахаром, Николенька засыпает в кресле в гостиной. Он слышит звуки нежного голоса матери, и сама она становится сказочно крошечной в его зрачках. Милый голос будит его: «Вставай, моя душечка: пора идти спать. Вставай же, мой ангел». Мальчик чувствует прикосновение, пальцы матери щекотят его, он счастлив.

Счастье в детстве организуется взрослыми, зависит от них, - это еще один закон-аксиома. Толстой вспоминает влияние на него родных, слуг, учителя, двоюродных братьев и сестер, друзей. Объясняет нервное состояние героя, когда Николенька слышит суровый голос отца из кабинета, показывает позор растерянности Николя во время танцев и смену настроения, когда на выручку приходит отец – уверенный в себе мужчина.

Именно совмещение двух планов изображения – глазами ребенка и глазами взрослого – делает повесть сложной, интересной, всевозрастной.

Толстой в полной мере реализует психологический анализ как метод художественного изображения действительности. Он выбирает те факты детства, которые вызывали эманацию (истечение во времени) чувств: радостных (именины, общение с родителям), драматических (охота, наказания), таинственных (дружба, ненависть, любовь), трагических (болезнь, смерть). Толстой показывает амбивалентность чувств ребенка: в первой главе, когда его нечаянно будит учитель, в отношениях с Натальей Саввиной, с отцом… Чувство недружелюбия, досады сменяются моментально чувством вины, нежности, благодарности. Толстой изобразил появление у ребенка комплексов (совокупности установок личности), влияние их и борьбу с ними. В частности, Николеньку мучает его некрасивость, потому мотив зеркала в прямом и переносном смысле постоянно присутствует в тексте, и более активно во второй части повести, где Никола устанавливает отношения со сверстниками. Разрушению комплекса неполноценности способствует милая мама: она поясняет: «Ты это знай, Николенька, что за твое лицо тебя никто не будет любить, поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком». Мать убеждает сына не страдать от отсутствия внешней красоты, она честно проектирует ему другой путь – формирование красивой личности, характера.

«Со смертью матери, - пишет Толстой в конце повести, - окончилась для меня счастливая пора детства и началась новая эпоха – эпоха отрочества». С утратой источника самых сильных и добрых чувств заканчивается детство, - такой вывод делает читатель, прочитав и другие произведения по теме.

Специально для детей Л.Н. Толстой создал 629 произведений (и бесчисленное количество их вариантов), которые умещаются в 27 томе девяностотомного собрания сочинений писателя. Для крестьянских детей, для народных школ составил он свою «Азбуку», «Новую азбуку», написал собственные тексты для первоначального чтения: множество басен, былей, исторических и природоведческих статей-описаний и рассуждений. Самое объемное произведение из книг для начального чтения Толстого – это повесть «Кавказский пленник».

Особенности поэтики детского писателя Толстого: эмоциональная напряженность текста, которая создается за счет выбора драматического конфликта, экстремальной ситуации в основе сюжета; лаконизм повествования, громадная работа по выбору точной и доступной лексики; присутствие нравственной идеи, по утверждению писателя, дети любят «умную» мораль.

Рассказы Толстого о детях: Филиппок, Птичка, Корова, Косточка, Котенок, Пожар, Акула, Прыжок, Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза... Были о детях посвящены событиям детской и крестьянской жизни, проблемам семейного воспитания. Писатель исследует причины детских страхов, учит поведению в необычной и опасной ситуации. Рассказы Толстого позволяют педагогам беседовать с юными читателями о причинах поступков и воспитывают стержневое чувство порядочного человека – стыдливость, совестливость, внимание к тем, кто живет рядом с тобой.

«Вечный заступник» детей и слабых, - так называли современники (А.Ф. Кони) Ф.М. Достоевского (1821-1881). В одной из черновых записей к роману «Подросток» Достоевский писал: «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей, с детства оскорбленные неблагообразием отцов своих, среды своей, а главное – уже в детстве начинающие понимать беспорядочность и случайность основ всей их жизни…»

Творческая задача писателя была неоднократно им сформулирована: эта тема «задумывающегося», страдающего ребенка, рано развившегося, болезненно самолюбивого; это мотив вины каждого человека перед ребенком, глубокого сочувствия детям; это защита детей от насилия и нравственной порчи; ибо все земные блага не стоят «слезинки…ребенка».

Слезы сочувствия вызывает произведение «Мальчик у Христа на елке» - нетипичный рождественский рассказ о судьбе нищего ребенка, замерзшего под праздник. Глубокую душевную боль призывает писатель испытать всех, кто считает себя благополучными.

Рассказ «Маленький герой» уводит читателя от социально-бытовых проблем детства в область психологии переходного возраста, когда начинается взросление, пока незаметное окружающим. Герою (без имени, повествование ведется от его лица) без малого одиннадцать лет, он ощущает в себе новые возможности, чувства, но для взрослых он остается маленькой куклой. Герой проводит лето в загородном подмосковном доме у родственников, среди гостей, где нет его сверстников-друзей, и рассказывает о четырех случаях, когда «замирало его сердце».

Сердечные откровения мальчика связаны с поведением взрослых. В домашнем театре не осталось свободных мест перед спектаклем, и веселая, хорошенькая, проказливая блондинка – усаживает смущенного подростка к себе на колени. Мадемуазель Т. всем рассказывает в гостиной, что у нее есть влюбленный в нее паж, которого она то приближает, то отдаляет, а гости осмеивают его чувства. Во дворе, собираясь на конную прогулку, офицеры подзадорили мальчика сесть на норовистого коня, который сбрасывает неопытного седока. И, наконец, в последнем эпизоде, в саду благодарная дама, письмо которой он нашел и вернул, целует его с признательностью, нежно. «Первое детство мое кончилось с этим мгновением», - признается маленький герой. Мальчик почувствовал замиравшее от страдания сердце женщины и посочувствовал ему. Теперь сердце трепещет в нем по-новому, взрослея.

Повесть «Неточка Незванова» Достоевский посвятил взрослению девочки-подростка, осознанию ребенком своего «я», обретению чувства собственного достоинства.

На шестом десятке лет стал вспоминать свою жизнь С.Т. Аксаков (1791-1859), и это принесло ему, отцу четырнадцати детей, хозяину гостеприимного московского дома, славянски радушному хозяину знаменитого абрамцевского дома, еще и признание писателя. Повесть «Детские годы Багрова-внука» отразила опыт патриархальной русской семьи рубежа 18 и 19 веков, заставила автора вновь пережить трогательные чувства, связанные с собственным детством.

Книга о детстве в отчем доме, а Сережа Багров считал, что с поступлением в гимназию детство закончилось, содержит мемуарные, подробно выписанные эпизоды семейного быта: общение с мамой, с маленькой сестрой, другими родственниками, возня с щенком Суркой, няня и ее сказки, бесконечные болезни, сад около дома, поездки в карете на лошадях, переправы через реки Белую и Волгу, буран в степи, «обезумление» природой, ужение, охота, чтение и собственное сочинительство, ссоры и домашние тайны, игры и размышления в попытке решать взрослые проблемы – все найдет читатель в повести и поймет главное: детство - сложная и самоценная пора человеческого духа. Большое место в детстве занимает физическое развитие ребенка, и духовная жизнь зависит от здоровья. Детство – это время раскрытия первых талантов в человеке.

Вслед за Л. Толстым задумал и написал автобиографическую тетралогию Н.Г. Гарин-Михайловский (1852-1906): «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Если великий предшественник имел в виду возрастные психологические периоды развития личности, то Гарин сделал акцент на социально-педагогических проблемах: в семье, в школе, в вузе, в профессиональных сферах. Тема цикла повестей – история личностного и общественного становления Артемия Николаевича Карташова.

В центре повести «Детство Темы» (1892) семья генерала николаевской эпохи, в которой почитают родословные традиции. Отец пытается дать единственному сыну воспитание военного образца, мужской строгости и жесткости, он даже позволяет себе физическое наказание мальчика за проступок (порку). В то же время отец по-настоящему любит семью, Тему, перед смертью он завещает наследнику кодекс дворянской морали – быть верным, преданным, принципиальным, честным.

Мать Тёмы, Аглаида Васильевна, отстаивает гуманный тип семейного воспитания: тактичная, чуткая женщина сочувствует проблемам сына, пытается понять мотивы неровного поведения ребенка, в том числе мотивы проступков.

Такой контраст семейного уклада – от авторитарного, жесткого типа до гуманного, щадящего отношения – рождает противоречие в характере мальчика. От природы он одарен способностями, но в характере его поочередно проступают то лучшие, то худшие черты. Он, генеральский сын, паныч, дружит с кучером Еремеем, горничной Таней, завидует сыну судомойки Иоське, но может бросить камень в голову провинившегося перед ним человека. Он то наивно простодушен и сердечен, спасая собаку из заброшенного в саду колодца, то озлоблен и похож на звереныша, когда кусает руку отца.

В книге два места действия: дом с его окружением и гимназия. Милая домашняя обстановка, детская, сад, улица сменяется во второй части повести казенным школьным домом с его классами, коридорами, кабинетом начальства, а главное - другими, официальными, нравами. Они как будто тоже противопоставлены друг другу.

Пылкий, нетерпеливый характер мальчика контрастирует с холодностью и официозом школьного этикета. Торжественные проводы в гимназию сменяет позорное возвращение оттуда несправедливо обиженного Темы. Следует тщательно проанализировать мотивы противоречивого поведения ребенка, объяснить перепады его настроения, - внутренние побуждения, контрасты светлого и темного в переживании самых разных событий семейной и школьной жизни. Именно такая резкая смена красок жизни составляет художественное своеобразие в изображении детства Гариным-Михайловским.

В повести «Гимназисты» писатель продолжил тему социализации личности. Поиски своего круга друзей, первые любовные порывы, переосмысление отношений со взрослыми составляют проблематику произведения.

Общая концепция Гарина в раскрытии темы детства: синтез традиций толстовского психологизма с критическим анализом картин семейной и общественной жизни ребенка и подростка из определенной социальной среды.

Глубокий интерес А.П. Чехова (1860-1904) к человеческим проблемам можно объяснить его профессией врача. Чехов остро переживал социально несправедливое отношение к учителям, детям, осужденным, больным (см. книги М. Горького «Портреты», К.И. Чуковского «О Чехове», М. Громова «Чехов», серия ЖЗЛ). Свыше двадцати рассказов написано им о детях. Он признавался: «Писать для детей вообще не умею…и так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых». По настоянию издателя А.С. Суворина Чехов отобрал несколько своих произведений для детского сборника, а специально для детей написал, как он выражался, «два собачьих рассказа» – «Белолобый» и «Каштанка».

Рассказы Чехова о детях психологичны, проблемы имеют педагогическую значимость, идеи – гуманны. Самого маленького героя («Гриша») видим мы несчастным. Его вывели гулять в 2 года и 8 месяцев из замкнутого мира детской комнаты. Шквал впечатлений обрушивается на него, они «собрались в кучу и давят его мозг». Он возбужден, начинает плакать, нянька ничего не умеет объяснить, и мама … лечит сына касторкой. Недостаточное внимание к пробуждающемуся сознанию малышей, нечуткость взрослых заботят писателя. Если родители не будут познавать тайны детской психики, они не смогут успешно воспитывать детей. Об этом и рассказ «Дома».

Семилетний Сережа уличен в курении: он берет сигареты из папиного стола, доложила гувернантка (мамы у мальчика нет). Отец – прокурор Быковский – приводит сыну логические доводы, разъясняет вред курения. Ребенок курит. Отец убеждает и даже угрожает сыну, но не добивается успеха. И только незатейливая сказка, рассказанная внимательным отцом на сон грядущий, воспринимается сыном сверх ожиданий отца всерьез («от курения царевич заболел чахоткой и умер»). Сказка попала точно в цель: мальчик обещает отцу больше не курить.

«Мораль и истина должны подноситься ребенку не в сыром виде, а с примесями…» как горькое лекарство, сдобренное сахаром. Отец одержал воспитательную победу интуитивно, любя, действуя на чувства и сознание ребенка тем, что стал «мыслить на его манер».

Рассказ Чехова «Детвора» вводит читателя в мир детской игры и позволяет, рассматривая детей за игрой в лото, нарисовать их портреты. Гриша, 9 лет, самый азартный игрок, «играет из финансовых соображений», - пишет автор; вертится, как на иголках, жадно хватает деньги и прячет их в карман. Аня, 8 лет, блестящие умные глаза, «счастье в игре для нее вопрос самолюбия». Соня, 6 лет, кудрявая головка, цвет лица – какой бывает у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках (коробках для конфет); играет ради процесса игры, хохочет и хлопает в ладоши, кто бы ни выиграл. Самый маленький игрок – пухлый, шаровидный карапузик Алеша, пыхтит, сопит, пялит глаза на карты, но не успевает закрывать квадратики. У него нет ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать и на том спасибо. По виду флегма, но в душе – порядочная бестия: ужасно ему нравится, если кто-то ругается или ударяет кого-то. Ему давно пора кое-куда сбегать, но он боится за свои стекляшки и копеечки. Кухаркин сын Андрей, приглашенный в эту компанию для количества, болезненный, сидит неподвижно, скован, мечтательно глядит на цифры. Он в ситцевой рубахе, на груди – медный крестик.

Такое блестящее портретирование сделано с явной проекцией характеров в будущее. Игра идет бойко, смехотворные «термины» оживляют ее однообразие: 7 – кочерга, 11 – палочки, 77 – Семен Семенович, 90 – дедушка. «Двадцать восемь – сено косим, - кричит Гриша». «У меня партия», - радуется Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча. Разговоры во время игры о звоне в церкви, о шевелении ушами. Дерутся из-за мошенничества. Не берут в игру пятиклассника Васю, у которого нет копеек, только рубль. Пока ищут упавшую денежку, Соня засыпает. Ее ведут на мамину постель, и все ложатся тоже. «Спокойной ночи!» - заканчивает Чехов свой рассказ.

Успех этого рассказа в том, что Чехов в нем видит мир глазами детей определенного возраста, характера, социального статуса. Детское мировидение всегда первозданно, своеобразно, незаштампованно и поэтому, конечно, интересно.

Благополучие детства нарушается в рассказе «Событие», в котором противопоставляется детский мир фантазии, добра, чистоты миру взрослых обывателей, равнодушных к тому, что дети считают «событием». Кошка родила котят – для 4 и 6-летних брата с сестрой – удивительное событие, они носятся с котятами, прижимают к себе, кладут на стол…получая замечания о плохом поведении от взрослых. Второе событие – громадный нес Неро погубил котят. Детское горе и слезы искренни и безмерны, а в соседней комнате, где взрослые играют в карты, по-прежнему стоит смех. Никто не заметил, как в горе своем дети проявляют лучшие движения души: сострадание, чуткость, любовь. Равнодушное отношение к детям царит в семье, и, не дай Бог, бацилла бездушия переселится по наследству и поразит своей болезнью растущих.

Порой равнодушие вызвано невежеством, нелюбознательностью. В рассказе «Беглец» мать-крестьянка приводит мальчика в больницу, когда ему уже надо делать операцию на руке. Уговорить ребенка остаться одного на лечение трудно, но это удается доброму доктору. Однако страхи мучают больного, он хочет сбежать.

Мотив побега, но не от опасности, а, напротив, за приключениями, является ведущим в рассказе «Мальчики». Как красива романтическая жажда увидеть новые миры: увидеть своими глазами жизнь американских индейцев, о которых начитались в романах Купера гимназисты второго класса Королев и Чечевицын. Едет за новой жизнью и маленький Егорушка в повести «Степь». Оторванный от своего дома, он грустит, но неизбежна необходимость когда-то порывать с родимым гнездом.

Наивные, запуганные, активные, любопытные, милые и капризные – разные дети населяют чеховскую страну детства. Но нельзя не запомнить ребенка–преступника Варьку из рассказа «Спать хочется». Отданная в чужую семью, двенадцатилетняя домработница так измучена и забита, что не произносит в течение всего повествования ни одного слова. Это на нее кричат, требуя выполнения все новых бесконечных домашних дел. Говоря современным языком, Варька страдает синдромом хронической усталости. Она устала до умопомрачения. И когда в очередной раз, ночью ей опять не дает спать вечно кричащий хозяйский младенец, она душит его, не сознавая своих действий («зеленые круги в глазах»), и ложится спать. Все силы души бросает Чехов на то, чтобы как-то оправдать и защитить измученного недетской жизнью ребенка. Вот так страшно заставлять детей проживать не свою, а взрослую, непосильную пока, жизнь. Разве это не предостережение тем, кто радуется раннему взрослению детей?

Самый сложный по композиции (непоследовательное повествование с отступлениями, вставками и ретроспекциями), но самый показательный, программный чеховский рассказ о детях – «Ванька» (1886). «Пропащая моя жизнь…хуже собаки всякой», - рассказывает–жалуется единственной родной душе деду девятилетний Ванька Жуков, отданный в ученики к сапожнику или, как тогда говорили, «в люди». Но Чехов не был бы Чеховым, если бы не показал светлое и чистое, счастливое детство. Ведь девять лет деревенской жизни мальчика, до приезда в Москву на «учение», такими и были. Смышленый, здоровый, любознательный Ванька жил при матери, горничной в господском доме, он получал подарки, его барышня выучила читать, писать и даже танцевать кадриль… Много хорошего было в жизни мальчика. Мастер детали, Чехов и в этом рассказе разбрасывает по тексту намеки на детские радости, иногда чуть иронично, иногда серьезно заявляя о глубине детских переживаний. «Веселое было время…» - пишет он про предновогодние хлопоты. «А гармонию мою никому не отдавай», - наказывает Ванька деду, мечтая о прежних занятиях музыкой. «А погода великолепная…» - рисует скупой на пейзажи автор чудную картину новогодней ночи…

Со смертью матери изменилась жизнь мальчика. Господа его «спровадили», то есть сбыли за ненадобностью, не посчитавшись с его желанием, в город. Три месяца в доме сапожника кажутся Ваньке годом. Он пишет письмо-жалобу, он вспоминает то милое время, когда его называли не вульгарным именем, небрежно – Ванька, а Ванюшкой, и щемит сердце от того, что он прячется, боится, живет «украдкой». Нет, не труд ему труден, работы он не боится, о чем пишет деду («попрошусь…сапоги чистить», «в подпаски пойду»), ему невыносимо унижение: бьют, ругают, селедкой в лицо тычут, насмехаются. Вторая беда Ванюшки – неграмотность, не знает он, как написать адрес правильно, и потому «драгоценное» письмо не дойдет по назначению. Изменится ли жизнь мальчика, - размышляет читатель о перспективе развития характера, - и верит в светлое будущее героя.

Несобственно прямая речь, в форме которой написан рассказ, это не только творческий прием писателя, это полное слияние души великого гуманиста Чехова со своими любимыми героями, а что Иван Жуков к ним относится, не приходится сомневаться. Вот эта самая подпись под письмом – Иван Жуков – и подает нам надежду на то, что Ванька не только выживет, но и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе» (Некрасов).

Современники А.П. Чехова также сочувственно раскрывали тему сиротства, несчастного детства, эксплуатации детского труда. В рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел» подросток Прошка уже несколько лет работает в гранильной мастерской, вертит ручку шлифовального колеса и в 12 лет умирает от чахотки. Не помогла даже забота милосердных людей, вроде барыни Анны Ивановны. Разбивается насмерть цирковой акробат Петя в рассказе Д.В. Григоровича (1822-1900) «Гуттаперчевый мальчик». О цирке писатель рассказал как об источнике радости для зрителей-детей и как о месте каторжного и опасного труда для исполнителей номеров в представлении. Об участи нищих бродяг-детей, живущих в развалинах городского кладбища, читаем мы в повести В.Г. Короленко (1853-1921) «Дети подземелья». При этом писатель сравнивает судьбы и характеры этих детей с детьми из «порядочного общества», интеллигентной семьи, в которой проблем не меньше. Это произведение о том, что объединяет и разъединяет детей из столь разной социальной сферы. О беспризорных, «ничьих» детях читаем мы в горьком рассказе Н.Д. Телешова (1867-1957) «Елка Митрича»: оставленные родителями-переселенцами в бараке, брошенные дети, дичают, теряют возможность выжить. Пронзительно точно рисует психологический портрет неразвивающегося ребенка Л.Н. Андреев (1871-1919) в рассказе «Петька на даче». Герой - мальчик на побегушках в парикмахерской, кухаркин сын. Он задерган грубыми окриками, отуплен однообразной, грязной работой. Короткая поездка в поезде на дачу на время возвращает ему детство. О самоотверженных тружениках-детях писал А.С. Серафимович (1863-1949) – «Воробьиная ночь», «Маленький шахтер». Привлекают своей выразительностью детские образы в рассказах А.И. Куприна (1870-1938): родители лечат детскую депрессию совершенно нестандартным способом («Слон»), мальчик Сережа – уличный артист, зарабатывает себе на хлеб выступлениями с дрессированной собакой(«Белый пудель»). Вызывают глубокую симпатию деревенские дети, рассказывающие страшные истории у ночного костра в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Для детей написаны рассказы из жизни моряков К.М. Станюковичем (1843-1903) – «Максимка», «Нянька» - и там читатель видит детей в новых условиях социокультурной среды. Чего стоит судьба чернокожего мальчика, волею случая попавшего на русский военный корабль…

Итак, тема детства в литературе середины 19 и начале 20 века стала одной из ведущих. Судьбы детей России волновали любого классика и беллетриста. Писатели били в колокола тревоги по поводу участи сирот и бедноты. Они призывали общество к изучению феномена детства, они учили читателей внимательному отношению к любому ребенку. Русские писатели учили любить и беречь детей.

Наши рекомендации