Произведения народного творчества в детском чтении
Фольклорный этап
Первый способ создания и распространения творчества – устная его передача слушателям.
Английское слово «фольклор» переводится как «народная мудрость», «знания народа» и «народное творчество». Фольклор – это коллективное творчество народа, первичная форма передачи опыта, знаний, творчества от одного поколения к другому. Он сопровождает все основные моменты жизни человека, от рождения до смерти, тесно связан с событиями, судьбой определенного народа, его жизнедеятельностью, использует разные средства выражения творчества (музыкальные, танцевальные, словесные).
Особенности словесного фольклора:
- анонимность, отсутствие или неизвестность имени автора;
- хранение произведений в памяти, в современных условиях – в записи;
- устное их воспроизведение, передача, рассказывание так, как запомнили;
- восприятие на слух, запоминание;
- вариативность, изменяемость текста, наличие традиционных устойчивых форм и языковых трафаретов в текстах;
- многожанровость произведений устного народного творчества;
- синкретизм, нерасчлененность, многофункциональность жанров, их взаимопроникновение (хоровод, например), связь словесных жанров с другими видами творчества, с трудовыми процессами, обрядовыми действиями;
- разнообъемность жанров словесного творчества: от лапидарных, предельно кратких, в одно предложение (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки) до крупнообъемных, многочастных, сюжетных (сказки, легенды, былины), которые исполнялись сказителями в сопровождении музыкальных инструментов, например, рассказывание былин или историй под гусли, с остановками, поочередно несколькими рассказчиками, передающими свой вариант произведения.
Народное творчество возникло на ранних стадиях развития человеческого общества как результат мифологического восприятия мира. Фольклор существует и в наше время, развиваясь параллельно с письменной культурой, взаимодействуя с литературным творчеством.
Целенаправленное собирание произведений устного народного творчества в России началось в 19 веке. Известна собирательская деятельность братьев Киреевских, В. Даля, П. Бессонова, А. Афанасьева, Д. Садовникова, братьев Соколовых… В ХХ веке много сказок было записано от А.К. Барышниковой («Сказки бабушки Куприянихи») и А.Н. Корольковой из Воронежской области, И.Р. Ковалевой из Нижнего Новгорода. Широко известны сказки русского севера – Б Шергина, С. Писахова. Уральские сказы записывали П. Бажов и Е. Пермяк. Неутомимым собирателем детского фольклора был Г. Науменко. Много народных сказок обработали А.М. Ремизов и А.Н. Толстой. Исследовали народное творчество в детском быту Г. Виноградов, О. Капица, Н. Колпакова, К. Чуковский, В. Аникин, М. Мельников, Э. Померанцева.
По меткому выражению К.Д. Ушинского, устное творчество есть проявление «педагогического гения народа». Как отмечают исследователи народного творчества, произведения фольклора имеют четкую возрастную направленность и воспитательную установку. Введение детей в стихию фольклора происходит в младенчестве. Первыми в детскую жизнь входят песенки, колыбельные и потешки, успокаивающие и забавляющие ребенка. К ним присоединяются прибаутки, заклички, приговорки, календарные песни, игровые. В детских играх процветают скороговорки, считалки, загадки. Оттачивают ум и волю пословицы, приметы, поговорки, в которых обобщены наблюдения и размышления народа о социальном устройстве, природе и человеческой морали.
Малые жанры фольклора развивают эмоциональную сферу ребенка, рождают оптимизм, способствуют развитию воображения, мышления, речи. Простота формы, четкость и образность языка важны для заучивания произведений детьми.
Своеобразно идейно-эстетические представления народа передают детям сказки и былины. Простейшими являются сказки о детях, миниатюры о животных. Сказки о животных считаются древнейшими, утратившими культовые верования людей, одушевлявших природу. Образы животных в современных сказках и баснях воспринимаются как иносказательное изображение человека. Антропоморфизм (уподобление человеку) является общей чертой сказочного жанра. Особую группу составляют волшебные сказки, в которых превалируют чудеса, превращения, путешествия героев в мир иной и возвращения, в которых действуют фантастические герои и чудо-предметы (бесконечный клубок, живая и мертвая вода и др. сверхъестественные вещи). В тридевятом царстве, неведомом государстве волшебных сказок с помощью заклинаний и чудо-помощников случаются небывалые события и возможно все, что невозможно в действительности.
Наиболее поздними по происхождению считаются сатирические, новеллистические, социально-бытовые сказки. Они показывают общественные и личные человеческие отношения, высмеивают людские недостатки, воспроизводят картины обыденной жизни с юмором, с поучительной целью. Существуют так называемые докучные сказки, сказки-игры, которые имеют четкую цель: развлечь слушателей, заставить их выполнять задания, развивающие сообразительность.
Сказка – художественное повествование с установкой на фантастический вымысел. К сказкам близко примыкают былины – героический эпос народа, сказания о богатырях – воинах, защитниках родной земли, о землепашцах, о путешественниках. Восприятие былин сложнее, так как они объемны, более подробно описывают время и место действия, монументальнее рисуют героев, используют сложный исторический и архаический язык.
Устная речь ограничена во времени и в пространстве, поэтому только с появлением письменности творчество приобретает возможность широкого распространения. Письменность на Руси появилась в IХ-Х веках нашей эры.
Устное народное творчество в детском восприятии.
Малые жанры
1) Определите жанр помещенных ниже «детских» произведений русского фольклора там, где он не указан (с доказательствами).
2) Выучите и расскажите малышам колыбельные песни, пестушки и потешки, заклички и приговорки, прибаутки и небылицы, считалки и игры, скороговорки и загадки, пословицы и поговорки.
- Поговорка-цветочек, а пословица – ягодка.
Как вы это понимаете?
- Один как верста в поле. Один как перст.
- Два братца друг на друга глядят да век не сойдутся.
- И один в поле воин, если сила есть.
- Сидит девица в темнице, а коса на улице.
- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку и про Ларину жену.
- Стояли два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес.
- Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем хочешь ты поделиться?
- Котишко-мурлышко, Серенький лбишко, Не лезь в сметану, Оставь Степану. - Потягунюшки, Поростунюшки! Роток-говорунюшки, Рученьки – хватунюшки, Ножки – ходунюшки. - Шли гурьбой: Муж с женой, Теща с зятем, Мать с дочерью, Бабушка с внучкой, Дочь с отцом. Много ли всех? (четверо) - От топота копыт Пыль по полю летит. - Бык Тупогуб, Тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. - Алой или каша? Каша! Пуговка не ваша. Алой или каша? Алой! Пуговка долой! (уловка) - Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка – колоколнышка! - Где кто родился, там и пригодился. - Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кашка сладенька Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у полетели, На головку сели, Ладушки запели. - Не плачь – дам калач. Не вой – дам второй. Не реви – дам три! -Дома быть или по морю плыть? (жеребьевка) - Гуси-гуси- га-га-га, Есть хотите – да, да, да. Ну, летите домой! Там волк под горой. Что волк делает? Траву щиплет. Ну, бегите же домой. И летите, как хотите, Только крылья берегите! (Расскажите, как играют в «Гуси-лебеди».) - Чок, чок, чок, Кто слово скажет, Тому щелчок. (Игра-молчанка) | - Во бору, на яру Стоит мужичок – На нем красный колпачок. - Какой в реке камень? - Баю-баюшки, баю. Живет мужик на краю. Он не беден, не богат, Полна горница ребят, Все по лавочкам сидят, Кашу маслену едят. Кашка масленая, Ложка крашеная… - Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле – Гляди в поле: Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо: Звезды горят, Журавли кричат. Раз, два, не воронь, Беги, как огонь. (Расскажите, как играют в «Горелки».) - Пошел котик во лесок, Нашел котик поясок, Чем люлечку подцепить. Да Ванюшку положить. Ваня будет спать, Котик Ваню качать. Сон да Дрема, Усыпи мое дитя! Ходят вместе они – А ты, маленький, усни. - Сперва аз да буки, а там и науки. - Хлеб да каша – пища наша. - Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. - И где это видано, И где это слыхано, Чтобы курочка Бычка родила, Поросеночек Яичко снес, Чтобы по небу Медведь летал Черным хвостиком Помахивал. - Улитка, улитка, Высунь рога, Дам пирога. - У двух матерей По пяти сыновей, Одно имя всем. - Скок-скок-поскок, Молодой дроздок По водичку пошел, Молодичку нашел. Молодиченька – Невеличенька, Сама с вершок, Голова с горшок. Посидели ладком. Настала ночь – Улетели прочь. |
Народные сказки и былины.
Слово «сказка» закрепилось в русском языке примерно 300 лет назад. В 18 веке сказки стали попадать в книжные сборники, то есть записываться, например, «Русские сказки…» Василия Левшина или «Письмовник» Н. Курганова. В середине 19 века вышли в свет «Народные русские сказки» собирателя А.Н. Афанасьева (600 сказок), в России возник интерес ученых к фольклору отдельных регионов.
Сказка – это прозаическое, реже стихотворное фантастическое повествование авантюрного или бытового плана с установкой на вымысел. Народные сказки классифицируются по функции действующих лиц.
Типы сказок:
анималистические – действуют животные, которые уподобляются человеку.
Волшебные – действуют чудесные герои, или ведут поиски чуда, совершаются чудесные события с помощью чудо-помощников, дарителей диковинок, действуют чудесные предметы (клубок, стрела…). Основу волшебных сказок составляют мифы.
Бытовые – главными действующими лицами являются люди, вступающие в определенные отношения: муж и жена, солдат и жадная старуха, богатый и бедный. Такой тип сказок также называют социально-бытовые, новеллистические, сатирические.
Выделяют также подвиды сказок по ведущему приему или по целевому назначению текста:
- авантюрные или приключенческие, повествуют о необычных многочисленных событиях, случившихся с героем, о путешествии его из мира земного в мир иной и возвращении обратно;
- миниатюрные или детские – короткие тексты для самых маленьких (Репка, Курочка Ряба), с элементарным содержанием в 1-2 действия;
- кумулятивные – в основном встречаются в сказках о животных (Колобок, Теремок, Лиса со скалочкой), содержат повторяющиеся действия, цепочку событий, предметов, нанизывание их и приводит к развязке;
- докучные – для завершения рассказывания, чтобы слушатели отстали (Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу висело мочало – начинай сначала…);
- анекдотичные – их цель – рассмешить слушателей, а также удивить и озадачить (Мужик и цыган);
- смешанный, сложный тип сказки, в котором присутствуют приемы и приметы ранних типов («Снегурочка»).
Определив тип избранной для рассказывания детям сказки, установив ее разновидность, следует продолжить осознание особенностей текста. Для этого надо выделить хронотоп сказки, то есть пространственно-временное построение (неопределенно-условное место и время действия или определенно-условное, фантастическое или реалистическое), и проследить сюжетосложение: отметить экспозицию, зачин (завязку), развитие событий (включение новых эпизодов), кульминацию (переломный момент), концовку (развязку), эпилог. Сравните зачин и концовку – их однотипность или противоположность.
Назовите вслух особенно яркие языковые «формулы» сказки, чтобы употребить их обязательно при передаче текста. Как правило, они касаются условного хронотопа, традиционных троекратных повторов, или это типовые изобразительные средства художественного языка – постоянные эпитеты, гиперболы и литоты, сказочные поговорки: долго ли – коротко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; добрый молодец, красная девица, летит конь – горы меж ног пропускает, наливное яблочко соку полно; стали жить – поживать да добра наживать…
При рассказывании сказки близко к тексту или наизусть следует передавать повторяющиеся слова и песенки героев, прибаутки и присловья, рифмующиеся имена: мышка-норушка, зайчик-побегайчик. Надо не забыть присказку, если она есть перед текстом или внутри него – это переключатель внимания, перерыв для отдыха при слушании.
При рассказывании соблюдается инверсия в построении сказочной фразы – глагольное начало: «Пошел Волк к реке, сел у проруби и опустил хвост вниз: «Ловись, рыбка, большая и малая…»».
Сказки передают веру в магическую силу слова, поэтому при рассказывании, где надо, соблюдайте таинственную интонацию, произносите текст неторопливо, плавно. Речевой конфликт разыгрывается по ролям.
Русские народные песни и частушки
Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла. (2 раза) Я ж пойду, пойду, погуляю, Белую березу заломаю, Люли, люли, заломаю. (2раза) Срежу я с березы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка, Люли, люли, три гудочка. (2 раза) А четвертую – балалайку, А четвертую – балалайку, Люли, люли, балалайку. (2 раза) Стану в балалаечку играти, Стану я в веселую играти, Люли, люли, играти. (2 раза) Ой, коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Или сена клок, Или вилы в бок! Что ты, белая береза, Ветра нет, а ты шумишь? Что, ретивое сердечко, Горя нет, а ты болишь? Я чай пила, Самоварничала, Всю посуду перебила – Накухарничала! Булки вы рязанские, Сельди астраханские, Волки вы тамбовские, Сухари московские! | Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными, С рожью зернистою, С пшеничкой золотистою, С овсом кудрявым, С ячменем усатым, С просом, с гречею, С калиной – малиною, С грушами, яблочками, С черною смородиной, С цветами лазоревыми, С травушкой – муравушкой! Ой вы, жаворонки, Жавороночки, нам зима надоела, весь хлебушек поела. Не держу вас боле, Летите в поле, Несите здоровье: Первое – коровье, Второе – овечье, Третье – человечье. Ой вставала я ранешенько, Умывалась я белешенько, Ай, дилиди, калинка моя, при- В саду ягода малинка моя. пев Погнала свою корову на росу, Повстречался мне медведь во лесу… Я медведя испугалася, Во сыры кусты бросалася… Ой поди, моя коровушка, домой, Моих детушек напой, напой! Ай, дилиди, калинка моя, В саду ягода малинка моя. |
На чужой сторонушке Солнышко не греет, Без родимой матушки Никто не пожалеет. Ветер дует, ветер дует, Ветерочка не унять, Говори, давай, пореже, Мне словечка не понять. Ах, мой милый, мой хороший, Мой косатенькой, Не зови меня Настюхой, Зови Настенькой! | Ой, кошка, брысь! На порог не садись! Как дружочек пойдет, Спотыкнется – упадет! Вы послушайте, девчата, Нескладуху буду петь: На дубу свинья пасется, В бане парится медведь. Я с высокого забора Прямо в воду упаду, Ну, кому какое дело, Куда брызги полетят? |
Былины тесно смыкаются со сказочным жанром, их иногда называют «богатырскими сказками». Это довольно поздняя обработка исторического эпоса древних сказителей, в которой сохранено присутствие рассказчика текста (речь индивидуализирована: выражается отношение к герою, даются оценки, при произнесении меняется ударение в словах, появляются вставки предлогов, союзов и междометий, делаются отступления и т.д.).
Основной способ работы с былиной – комментируемое выразительное чтение, передающее ритмо-мелодическую структуру текста:
Во славном было городе во Муроме,
В том селе да было в Карачарове,
Там жил-то был богатый крестьянин,
Богатый крестьянин Иван Тимофеевич.
Ему дал Господь сыне единого,
Единого сына да любимого,
По имени Илья Сын Иванович.
А как стало Илье пять годов,
Сидит он да все не ходит он.
Еще стало-то Илье да десять годов,
А не служат у него ножки резвые…
А стало-то Илье и тридцать годов,
Не несут-то все, не служат ножки резвые.
На печаль-то пали его родители,
Что одно у них чадушко убогое,
Да убогое чадушко безногое…
(Исцеление Ильи Муромца)
Как видим, былину нельзя читать, как сказку. Специфика чтения былин определяется их содержательным (героико-патриотическим) и художественным своеобразием. Былина читается речитативом, с величаво-спокойной или с величаво-торжественной интонацией. Тонический стих, который содержит разное количество слогов, но относительно равное количество ударений, стремится к напевности, при этом сохраняется разговорно-устная стилистика произведения. Она закрепляется в лексике - простонародной, бытовой, что идет от живого местного говора. Для создания ритмического рисунка в былинной строке повторяются частицы, предлоги, а то и слова, чтобы не нарушить песенный характер произведения. Былины имеют устойчивую композицию: зачин (вводная часть, представление героя), описания картин и действий по определенным формулам речи, повторы (как правило, троекратные или многократные), подчеркивающие лейтмотив былины, и исход (конечные слова, придающие завершенность повествованию). Иногда былина начинается запевом. Его роль – привлечь внимание слушателей, создать определенное настроение. В былинах встречаются ретардации – замедления, задержки развития действия, например, подробно описывается седлание коня, воспроизводится портрет героя или перечисляются все предыдущие эпизоды повествования. Важное место в былинах отводится диалогам, герои объясняют свои душевные состояния.
Типичный прием выразительности образа в былине – гиперболизация. Преувеличиваются внешние данные, могущество героя, качества характера. Художественный мир былин строится на приеме контраста. Богатырям противопоставляются образы их врагов: Илья Муромец борется с Идолищем Поганым, Добрыня со Змеем. Защитник, труженик и созидатель противопоставляются захватчику, разбойнику и разрушителю.
В фольклористике былины ранжируются на циклы – киевский, новгородский, владимирско-суздальский и др. (политические центры Древней Руси). Дети–читатели знакомятся с богатырями-воинами, защитниками родной земли, с богатырями–тружениками, землепашцами и с богатырями-путешественниками (Илья Муромец, Микула Селянинович, Садко).