Особенности развития драматургии 1950—1980-х годов.

Особенности развития драматургии 1950—1980-х годов.

Цели: воспитательная: формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;

создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

образовательная: рассмотреть основные этапы развития советской драматургии; осветить развитие драматургии 1950—1980-х годов;

развивающая: развитие навыков конспектирования; развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока:урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока:лекция.

Методические приёмы:составление конспекта лекции, беседа по вопросам.

Оборудование: тетради, учебники, компьютер, мультимедиа, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Творчество А. Вампилова.

Особое место в драматургии 1960 - 1970 годов занимает театр Вампилова. Он утвердил в драматургии авторитет семейно-бытовой пьесы и тем самым как бы восстановил нарушенные традиции от А. Н. Островского, А. П. Чехова. Драматургия Вампилова по характеру сюжетов, своеобразию героев, по стилю и проблематике близка к произведениям В. Шукшина, к деревенской прозе. Вампилов обратил внимание на так называемого «маленького человека», сделал основным нравственно-этический конфликт. Истоки драмы в его пьесах – это столкновение разных, нравственно-этических позиций. Вампилов стоит у истоков новой традиции современной драматургии. Не будь его, вряд ли возможно было бы появление театра 80-х годов (Пьер Арро «Смотрите, кто пришел», «Галина» Петрушевской).

Эта драматургия позволила его последователям глубже проникнуть в существо самой жизни и более органично объяснить те или иные пороки современника общественно-политическими и социальными проблемами текущего дня. Драматурги меньше сейчас прибегают к откровенным противопоставлениям и больше склоняются к раскрытию противоречий жизни и самого человека.

Драматургия Вампилова, ориентирующая современников на социальные, бытовые стороны жизни и поведения человека в этих буднях, подсказывала необходимость доходить до истоков драм человека.

Тема душевно-духовного инфантилизма современника стала ключевой в драматургии А.Вампилова, появившейся на театральных подмостках в 1970-х годах. С именем А. Вампилова связано и усиление роли символики, гротеска в отечественной драматургии второй половины XX века.

Особенности драматургии А. Вампилова.

1. Художественное исследование процесса нравственной деградации личности.

2. Постепенное усложнение характера героя и конфликта («Прощание в июне» (1964), «Старший сын» (1965), «Утиная охота» (1968), Прошлым летом в Чулимске» (1971)). Амбивалентность героя («плохой хороший человек»), многослойность конфликта, сложное переплетение трагического и комического начал. 3. Чеховские традиции в его пьесах.

«Поствампиловская» драматургия.

На рубеже 1980-х годов в драматургию вошло новое поколение авторов, творчество которых получило название «поствампиловская драма». К этому поколению «новой волны» относят В. Арро, А. Галина, Л. Петрушевскую, В. Славкина и др. Творчество этих драматургов объединяет внимание к негативным сторонам частной жизни современника, утратившего чувство дома, образ которого традиционно был ключевым в русской литературе. И именно в поствампиловской драматургии проявились элементы поэтики, характерные для постмодернистской драматургии конца XX —начала X X I века.

«Смотрите, кто пришел!» (1982), В.Арро; «Стена» (написана 1971, поставлена 1987), «Ретро» (1979) «Восточная трибуна» (1981), «Звёзды на утреннем небе» (1982) А.Галина; «Дочь стиляги» (1979) (название спектакля «Взрослая дочь молодого человека»), «Серсо» (1979) В.Славкина; «Пришел мужчина к женщине» (1978) С.Злотникова.

В центре художественного мира пьес “новой волны” стоит герой сложный, неоднозначный, не укладывающийся в рамки однозначных определений. Перед нами, как правило, герой 30–40 лет, вышедший из “молодых мальчиков” 60-х годов. В пору своей юности они слишком высоко поставили планку своих надежд, принципов, целей. Герой не удовлетворен собой, своей жизнью, окружающей его действительностью и ищет выхода из создавшейся ситуации (В. Арро “Смотрите, кто пришел”, “Трагики и комедианты”, В. Славкин “Взрослая дочь молодого человека”, Л. Петрушевская “Три девушки в голубом”).

Герой поствампиловской драматургии фатально одинок. Герои-сироты наводнили пьесы поствампиловцев. “Безотцовщина” героев рождает их “бездетность”. С темой потери родственных связей неразрывно связана тема Дома, раскрывающаяся в пьесах “новой волны”.

Герои знают, что такое идеальное, и стремятся к нему, испытывают личную ответственность за несовершенство своей жизни, окружающей реальности и самих себя (А. Галин “Тамада”, “Восточная трибуна”, В. Арро “Трагики и комедианты”).

Немаловажное место в поствампиловской драматургии занимает женская тема. Положение женщины рассматривается авторами в качестве критерия оценки общества, в котором они живут. Да и нравственная, духовная состоятельность персонажей-мужчин проверяется через их отношение к женщине (пьесы Л. Петрушевской, А. Галина “Восточная трибуна”, Н. Коляды “Ключи от Лерраха”).

Четко прослеживается в пьесах данного направления тема “другой жизни” в другом обществе. Эта тема проходит определенные этапы от идеализированного представления о “другой жизни” до полного отрицания (В. Славкин “Взрослая дочь молодого человека”, А. Галин “Группа”, “Титул”, “Сорри”, Н. Коляда “Полонез Огинского”).

Герои пьес как бы проходят своеобразную проверку Бытом. (Л. Петрушевская “Лестничная клетка”, В. Арро “Колея” и др.).

Продолжая традиции А.П. Чехова, драматурги “новой волны” расширяютсценическое пространство. В их пьесах множество внесценических персонажей, чувствуется присутствие Истории и ее влияние на день сегодняшний. Таким образом сценическое пространство расширяется до пределов всеобъемлющей картины жизни (В. Славкин “Взрослая дочь молодого человека”, С. Злотников “Уходил старик от старухи”, А. Галин “Восточная трибуна” и др.).

В пьесах зачастую встречаются элементы эпоса – притчи, сны героев, в расширенных ремарках ярко заявлен образ автора (В. Арро “Колея”, Н. Коляда “Полонез Огинского”, “Сказка о мертвой царевне”, “Рогатка”, А. Казанцев “Сны Евгении”).

Характеристика «поствампиловской» драматургии:

1. Неоднозначность жанрового определения пьес.

2. Связь с традициями социально-психологической и социально-бытовой драмы, влияние театра Вампилова и чеховской традиции.

3. Внимание к «внутренней» жизни человека, нарушение негласного запрета на тему нравственной деградации, драма застоя, отраженная изнутри, специфика использования речевого материала.

3. Своеобразие героя: ощущение неудовлетворенности, одиночества, неспособности к самореализации из-за необходимости «играть» навязанные обществом роли.

4. «Текучесть» характера, его зависимость от обстоятельств.

Особенности развития драматургии 1950—1980-х годов.

Цели: воспитательная: формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;

создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

образовательная: рассмотреть основные этапы развития советской драматургии; осветить развитие драматургии 1950—1980-х годов;

развивающая: развитие навыков конспектирования; развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока:урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока:лекция.

Методические приёмы:составление конспекта лекции, беседа по вопросам.

Оборудование: тетради, учебники, компьютер, мультимедиа, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Наши рекомендации