Звукобуквенный анализ слова КЛОУН
Задания:
— поделить слово на слоги;
— записать слогоударную схему;
— построить звуковой домик;
— раскрасить комнатки для звуков;
— записать слово буквами.
Решение буквенного ребуса: как зовут клоуна? (Вася.) Клоун ожил и зашагал по стране слов веселить народ. Пришел в город и вывесил афишу: «Показываю фокусы.Плата за фокусы — килограмм мусора. Мусор со дворане беру. Клоун Вася».
Прочитав это объявление, хозяйки стали срочно убирать свои квартиры.
И это был первый фокус, который клоун показал людям. Весь город сразу выяснил, кто у них является грязнулей. Тех, кто так и не смог наскрести целый килограмм мусора, клоун Вася посадил на самые лучшие места и представление началось.
Превращения слов
Клоун просит выложить буквами на доске и на партах слово СОР, а затем превращает его в слово СЫР, которым угостил своих зрителей. Из кучи мусора он взял фантик и превратил его в бантик (как он превратил слово ФАНТИК в слово БАНТИК?)
Клоун подарил девочке бантик, достал палку, превратил слово ПАЛКА в слово ГАЛКА и отпустил птицу на волю (самостоятельно превратите слово ПАЛКА в слово ГАЛКА, какие буквы надо поменять?)
Физкультминутка «Зарядка для клоуна»
Используются любые знакомые детям упражнения.
Фокусы из слов
Клоун Вася приглашает всех в свою школу фокусников. Чтение плаката:
* Как тыква заквакала?
* Как из бани построили избу?
* Как клоун из дыма сделал дом?
* Как превратил кота в крота?
* Как запустил карету в космос? Перед игрой прочитать:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова —
Выйдут новые слова.
Подсказка: тыКВА, кРот, ИЗ Бани, дЫм, РАКета. Работа в тетрадях: записать получившиеся слова: КВА, РАК, ИЗБА, ДОМ, КРОТ, РАКЕТА.
Итог занятия
Рассказать историю про клоуна Васю родителям и воспитателю.
Спасибо тебе, Азбука!
(итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе)
ЦЕЛЬ
* Закрепить и обобщить знания и умения детей, полученные на логопедических занятиях в течение года.
ОБОРУДОВАНИЕ
Тетради; цветные карандаши; ручка; ребус «Хочу все знать»; плакаты; изограф «Пенал».
* * *
Логопед. Друзья мои! Поздравляю вас, вы выучили все буквы русского алфавита, научились анализировать звуко-слоговой состав слов, писать, читать, разгадывать ребусы, шарады, головоломки, кроссворды. И в этом вам помогли: трудолюбие, терпение, любознательность и настойчивость и, конечно же, друзья, которые помогали открывать секреты грамоты. Они пришли попрощаться с вами. Это ТИМ и ТОМ, ЗВУКОВИЧКИ, КОЛОКОЛЬЧИК КОЛЯ, АМУ, ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ, БУКВОЕД, СЛУЖАНКА ОШИБКА. Среди них нет только ее величества КОРОЛЕВЫ ГРАМОТЫ.
К ней и отправимся. Мне бы очень хотелось, чтобы наше сегодняшнее путешествие было...
Дети читают слова, заканчивая фразу логопеда.
Разминка: вспомним стихотворение про звуки и буквы
Ухо звук определит,
Язычок проговорит,
Глаз запомнить букву сможет
И руке писать поможет.
Задания:
— какие бывают звуки и буквы?
— вспомните гласные звуки;
— назовите твердых командиров;
— какую команду отдадут согласной букве буквы Я — Е — Ю — Е — И? (Читайся мягко!);
— какие бывают согласные?
— кто вам рассказал секрет про твердые и мягкие? (ТИМ и ТОМ);
— кто познакомил со звонкими и глухими согласными? (КОЛОКОЛЬЧИК КОЛЯ);
— какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ.)
Шифровка
Чтобы не заблудиться по дороге в страну ГРАМОТА, ее КОРОЛЕВА прислала нам КЛУБОК, но СЛУЖАНКА ОШИБКА запутала его следы.
Какой из трех следов укажет нам правильную дорогу? Первое задание от КОРОЛЕВЫ ГРАМОТЫ:
— что это? (ШИФРОВКА);
— надо выяснить, для какого слова построен этот звуко вой домик?
Гласные? Согласные? Ничего непонятно, а вот и две подсказки.
а) ребус (слово школа загадано первыми звуками слов-картинок);
б) в этом слове есть только правые половинки, мысленно допишите левые, что получилось?
Загадано было слово ШКОЛА. Произнеси слово по звукам.