Диагностические критерии, показатели, инструментарий

Исследование фонематического восприятия

Оценка способности различать особенности и порядок зву­ков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

- дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных

па — ба; са — за; то — до;

- дифференциация изолированных пар согласных п — б; ж — ш; с —з; к — г;

- дифференциация слов — квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка — почка; коза — коса; крыша — крыса;

- деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

Хозяйка сварила зуб.

На лугу паслась коса.

У девочки болел суп.

У девочки длинная коза.

У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых этало­нов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциа­ция одной или нескольких групп фонем при сохранной спо­собности к различию остальных (даже более сложных) зву­ков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.

Исследование фонематических (фонетических)

Представлений

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 — б лет):

са — ша;

ша — са;

са — за;

за — са;

за — жа;

жа — за;

ша — жа;

са — са — ша;

са — ша — са;

ша — ша — жа;

Жа — ша — жа.

На качество выполнения задания влияют два фактора:

— состояние кратковременной слуховой памяти;

— дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.

При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонемати­ческая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.

Если у детей фонематические представления, соответству­ющие определенным парам согласных, нечетко дифференци­рованы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.

2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] - [з]; [д] - [т].

При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить со­стояние навыков фонемного анализа.

3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

4. Перечисление слов с заданным звуком:

Утром рано Ульяна

Уйдет в огород.

Утром рано Ульяна

Укропу нарвет.

У хозяйки укроп

На приправу пойдет.

Данное задание психологически более сложное, чем пре­дыдущее, так как оно требует большей степени произвольно­сти и зависит от объема активного словаря ребенка.

Исследование фонематического анализа и синтеза

При обследовании состояния фонематического анализа и синтеза логопед должен учитывать условия выделения зву­ка. Ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из нача­ла слова; взрывные согласные из конца слова; твердые со­гласные выделяются легче, чем мягкие; звук [р] как более длительный выделяется легче в начале слова. Наиболее трудно детям с ОНР определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного.

Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину)

1. Выяснение порядка следования фонем в слове.

2. Установление различительной функции фонем.

3. Выделение основных фонематических противопоставле­ний, свойственных данному языку.

Объекты фонемного анализа:

− Слово как элементарная единица общения.

− Структурно-морфемные части слов как носители возмож­ных сообщений.

− Артикуляторно-произносительные части слов — слоги.

Простой (элементарный) фонематический анализ

1. Выделение звука на фоне слова:

— слышится ли звук [м] в слове дом?

— слышится ли звук [к] в слове мак?

2. Выделение начального ударного гласного звука:

— какой первый звук слышится в слове?

Аня — Оля — утро — ива — эхо.

3. Выделение начального согласного:

— с какого звука слово начинается?

Мак — рыба — щука — мяч — лапа.

4. Дифференциация звуков по противопоставлениям:

рожки — ложки;

укол — угол;

уточка — удочка;

зайка — сайка;

шаль — жаль;

Лук — люк.

Наши рекомендации