Диагностические критерии, показатели, инструментарий
Исследование фонематического восприятия
Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:
- дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных
па — ба; са — за; то — до;
- дифференциация изолированных пар согласных п — б; ж — ш; с —з; к — г;
- дифференциация слов — квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка — почка; коза — коса; крыша — крыса;
- деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).
Хозяйка сварила зуб.
На лугу паслась коса.
У девочки болел суп.
У девочки длинная коза.
У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциация одной или нескольких групп фонем при сохранной способности к различию остальных (даже более сложных) звуков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.
Исследование фонематических (фонетических)
Представлений
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 — б лет):
са — ша;
ша — са;
са — за;
за — са;
за — жа;
жа — за;
ша — жа;
са — са — ша;
са — ша — са;
ша — ша — жа;
Жа — ша — жа.
На качество выполнения задания влияют два фактора:
— состояние кратковременной слуховой памяти;
— дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.
При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонематическая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.
Если у детей фонематические представления, соответствующие определенным парам согласных, нечетко дифференцированы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.
2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] - [з]; [д] - [т].
При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить состояние навыков фонемного анализа.
3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.
4. Перечисление слов с заданным звуком:
Утром рано Ульяна
Уйдет в огород.
Утром рано Ульяна
Укропу нарвет.
У хозяйки укроп
На приправу пойдет.
Данное задание психологически более сложное, чем предыдущее, так как оно требует большей степени произвольности и зависит от объема активного словаря ребенка.
Исследование фонематического анализа и синтеза
При обследовании состояния фонематического анализа и синтеза логопед должен учитывать условия выделения звука. Ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из начала слова; взрывные согласные из конца слова; твердые согласные выделяются легче, чем мягкие; звук [р] как более длительный выделяется легче в начале слова. Наиболее трудно детям с ОНР определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного.
Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину)
1. Выяснение порядка следования фонем в слове.
2. Установление различительной функции фонем.
3. Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Объекты фонемного анализа:
− Слово как элементарная единица общения.
− Структурно-морфемные части слов как носители возможных сообщений.
− Артикуляторно-произносительные части слов — слоги.
Простой (элементарный) фонематический анализ
1. Выделение звука на фоне слова:
— слышится ли звук [м] в слове дом?
— слышится ли звук [к] в слове мак?
2. Выделение начального ударного гласного звука:
— какой первый звук слышится в слове?
Аня — Оля — утро — ива — эхо.
3. Выделение начального согласного:
— с какого звука слово начинается?
Мак — рыба — щука — мяч — лапа.
4. Дифференциация звуков по противопоставлениям:
рожки — ложки;
укол — угол;
уточка — удочка;
зайка — сайка;
шаль — жаль;
Лук — люк.