Художественные особенности романа «Война и мир»
1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).
Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.
Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.
Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.
Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.
Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение — Бородинская битва).
2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».
3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых — дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)
4. Пейзажные описания.Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.
Невозможно переоценить значение романа — эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.
Чехов Антон Павлович (1860 - 1904)
Жизненный и творческий путь
Дед Чехова, крепостной крестьянин Воронежской губернии, выкупил на волю себя и троих сыновей, один из которых стал купцом второй гильдии, владея бакалейной лавкой в Таганроге. В этом городе в семье Павла Егоровича Чехова и родился будущий писатель. Семья Чеховых была большая, но родители смогли дать детям хорошее образование. Чехов учился сначала в местной греческой школе, в 1879 году, окончив гимназию, уехал вслед за семьей, которая успела уже разориться, в Москву.
Здесь он поступил и успешно закончил медицинский факультет Московского университета (1880 - 1884). Юмористические рассказы Чехов начал писать еще в гимназии, продолжил и в студенческие годы. Чтобы зарабатывать на жизнь, он печатался в юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и других, подписываясь различными псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Шампанский, Брат моего брата, Акакий Тарантулов, А. Достойнов-Благородный и т.д. (всего их более 50).
С 1882 года Чехов сотрудничает с журналом «Осколки». В этот период написаны первые рассказы и фельетоны, включенные впоследствии Чеховым в первый том своего собрания сочинений. Рассказы Чехова отличаются большой краткостью и меткостью.
Имея диплом земского врача, занимаясь врачебной практикой, в 1884 году Чехов выпустил первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены».Следующие его сборники «Пестрые рассказы»(1886), «В сумерках»(1887), «Хмурые люди»(1890) приносят писателю настоящую славу.
В 1890 году писатель совершил опасную для своего слабого здоровья (в 1884 году появились первые признаки туберкулеза) поездку на Сахалин, где он участвовал в переписи населения, а по возвращении в Москву написал книгу очерков «Остров Сахалин» .
Расцвет творчества Чехова приходится на 1890 – 1900 годы. В центре его внимания – средний человек, русский интеллигент (художник, писатель, инженер, врач, учитель и т.п.). Философским вопросам о счастье и смысле жизни посвящен цикл рассказов «Человек в футляре» (1898), «Крыжовник» (1898), «О любви»(1898). Шедеврами позднего творчества Чехова стали рассказы «Душечка» (1899), «Дама с собачкой» (1899), «Архиерей» (1902), «Невеста» (1903) и др.
Особую роль в истории мировой литературы сыграла драматургия Чехова. Его творчество перевернуло представления о театре и положило начало «новой драме» XX века. Первым серьезным драматургическим опытом писателя была комедия «Иванов»(первая редакция – 1887; вторая, переработанная в драму -1889). Затем последовали такие всемирно известные пьесы, как «Чайка»(1896), «Дядя Ваня»(1889), «Три сестры»(1901), «Вишневый сад»(1904). Все пьесы Чехова были поставлены в новом Московском художественном театре под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
В 1898 году Чехов в связи с сильно пошатнувшимся здоровьем перебирается в Крым, строит дом в Ялте, где его посещают Л. Толстой, М. Горький, И. Бунин, А. Куприн и многие другие писатели, художники, актеры. В 1904 году он едет на лечение в Германию, на курорт Баденвайлер, где и умирает. Похоронен Чехов в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Рассказы А.П. Чехова