Критерии сформированности читательского интереса младших школьников
Критерии | Показатели | Диагностика |
Деятельностный | Работа на уроке | Наблюдение учителя – готовность ответить на поставленный вопрос (часто, редко, никогда); – верность ответов (точные, неточные); – реплики с места; – вопросы с места (задают или нет); – участие в беседе; – уточнение и исправление; – сосредоточенность на уроке; – самостоятельность; – реакция на звонок; |
Активное чтение | Анкетирование (Приложение 2) – включение в процесс обучения; – степень трудности выбранной учеником учебной задачи; – способ решения учебной задачи (реакция — как выполнять); – эмоциональные проявления учащихся. | |
Читательский кругозор | Количественный учет прочитанного материала | |
Эмоционально-ценностный | Положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"). | Карта наблюдений по критериям сформированности читательского интереса Ниталимовой Л.В., Семеновой С.Н. |
Заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"). | Карта наблюдений по критериям сформированности читательского интереса Ниталимовой Л.В., Семеновой С.Н. | |
Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги") | Карта наблюдений по критериям сформированности читательского интереса Ниталимовой Л.В., Семеновой С.Н. | |
Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали"). | Карта наблюдений по критериям сформированности читательского интереса Ниталимовой Л.В., Семеновой С.Н. |
По эмоционально-ценностному критерию высокий уровень сформированности читательского интереса предполагает наличие всех четырех показателей.
Средний уровень будет соответствовать наличию первых трех показателей по эмоционально-ценностному критерию.
Низкий уровень сформированности читательского интереса соотноситься с первым и четвертым показателей по эмоционально-ценностному критерию..
Шкала оценки читательского интереса по деятельностному критерию на уроке литературного чтения явились следующие показатели:
1. Работа на уроке:
– готовность ответить на поставленный вопрос (часто, редко, никогда);
– верность ответов (точные, неточные);
– реплики с места;
– вопросы с места (задают или нет);
– участие в беседе;
– уточнение и исправление;
– сосредоточенность на уроке;
– самостоятельность;
– реакция на звонок;
2. Активное чтение учащихся;
– включение в процесс обучения;
– степень трудности выбранной учеником учебной задачи;
– способ решения учебной задачи (реакция — как выполнять);
– эмоциональные проявления учащихся.
Для удобства обработки результатов нами был введен цифровой код:
1 — редко проявляется тот или иной показатель активности;
2 — достаточно часто проявляется тот или иной показатель активности;
3 — практически всегда проявляется тот или иной показатель активности.
Если нужно было выбрать «да» или «нет», то за ответ «да» выводился цифровой код 3, на ответ «нет» — 1.
Данные три обозначения соответствуют трем уровням активности младших школьников: низкому (код 1), среднему (код 2) и высокому (код 3). Результаты диагностики читательского интереса представлены в таблицах 1 и 2 (Приложение 1-2). Для 4 «А» класса (контрольного) — это таблицы 1А и 2А, для 4 «Б» класса (экспериментального) — таблицы 1Б и 2Б (см. приложение 1). Средние результаты по каждому учащемуся представим графически на рис. 4. – 5.
Рис. 4 – Исследование внешних проявлений читательского интереса по деятельностному критерию (Работа на уроке)
- Средняя активность экспериментального (4 «Б») класса по включению в учебный процесс ниже, чем у контрольного (4 «А») класса — 2 и 2,5 соответственно.
- Сосредоточенность у 4 «Б» класса выше, чем у 4 «А» класса.
- Дополнение ответов — этот показатель равен у двух классов.
- Дополнение на уроке: 4 «Б» класс показал результат лучше, чем 4 «А» класс.
- Характер задаваемых вопросов: 4 «Б» класс задает вопросы более сложные, которые направлены на познание сути явлений.
- Учащиеся 4 «Б» класса имеют среднюю активность 2,3 по такому показателю, как выбор учебной задачи, в то время как у учащихся 4 «А» класса она равна 2.
- Средняя активность учащихся экспериментального (4 «Б») класса по способу решения задачи выше, чем у 4 «А» класса.
- Средняя активность учащихся по принятию учебного задания у экспериментального класса выше, чем у контрольного класса. Это значит, что учащиеся контрольного класса менее охотно приступают к выполнению учебных заданий, чем учащиеся экспериментального класса.
- Дети 4 «Б» класса более увлеченно относятся к процессу своей деятельности, чем дети 4 «А» класса.
- Что касается эмоциональных проявлений учащихся, то речевые реакции и сиюминутный обмен мнениями с соседом по парте более характерны для учащихся контрольного класса, средняя активность у которых — 2, а у экспериментального класса она равна 1,4.
- Средняя активность по адекватности реакций в ответ на происходящее у экспериментального класса равна 2,7, а учащиеся контрольного класса могут отреагировать более неадекватно, например, услышав грустный рассказ, рассмеются или же будут смеяться при неудаче кого-то из одноклассников.
Рис. 5 – Исследование читательского интереса по деятельностному критерию (Активное чтение учащихся)
В соответствии с планом констатирующего эксперимента среди учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов было проведено анкетирование и тестирование по выявлению читательского интереса младших школьников.
Для исследования читательской активности по деятельностному критерию всем детям было предложено ответить на вопросы (Приложение 2). Анкета состояла из 10 вопросов.
Для удобства обработки результатов нами был введен цифровой код:
1 — редко проявляется тот или иной показатель читательского интереса;
2 — достаточно часто проявляется тот или иной показатель читательского интереса;
3 — практически всегда проявляется тот или иной показатель читательского интереса.
Если нужно было выбрать «да» или «нет», то за ответ «да» выводился цифровой код 3, на ответ «нет» — 1.
В итоге баллы суммировали и обработка результатов проходила по следующим показателям:
- Набравшие 3–5 баллов: читательская активность не развита, чтение не является для учащихся предметом; плохо читающий, не интересующийся литературой.
- Набравшие 5–7 баллов: читательская активность развита слабо; бессистемное чтение; плохая ориентация в литературных произведениях.
- Набравшие 7–10 баллов: наблюдательный и внимательный читатель; интересуется чтением; интересуется прочитанным.
Результаты анкетирования представлены в таблицах 3А и 3Б, результаты тестирования — в таблицах 4А и 4Б (см. приложение 3).
Наблюдение показало, что дети отвечали быстро, не задумываясь, задавали много вопросов друг другу и организаторам анкетирования. По итогам анкетирования на констатирующем этапе у нас получились следующие результаты (Приложение 2).
Результаты ответа на вопрос «Любишь ли ты читать?» следующие, утвердительно ответили в экспериментальном классе 43%. В КГ– 58% учащихся. Этот вопрос позволил определить отношение к чтению – в целом положительное. Результаты ответа на вопрос «Как часто ты читаешь?» показали, что «ежедневно» ответили в ЭГ- 49%, и в КГ – 45% примерно половина детей учащихся в данных классах читает ежедневно. Заинтересованность чтение не высока. Результаты ответа на вопрос, «Какие книги ты любишь читать?» позволил определить жанровые предпочтения детей. Так, в экспериментальном классе особое предпочтение отдавалось сказкам, рассказам о животных, рассказам о детях. В контрольном классе предпочтение было отдано жанрам, указанным в рисунке 3 как «другое» (фэнтези, приключения). Вопрос «Перечитываешь ли ты свои любимые книги?» позволил выявить потребность в прочтении определенной литературы, что свидетельствует о наличии читательского интереса. Наибольшее количество детей, перечитывающих книги в ЭГ 1 - (38%).
Ответы на вопрос «Посещаешь ли ты другие библиотеки кроме школьной?» показал следующие: утвердительный ответ дали около 40% учащихся в ЭГ и КГ классах.
Ответы на вопрос «Есть ли у тебя дома книги и сколько?» позволил определить роль семейного чтения в развитии читательского интереса ребенка. Количество книг, как правило, говорит о заинтересованности чтением в семье, но не конкретно у ребенка. В КГ наблюдается преобладающее количество книг (более 100 книг у 50% детей), но при этом интерес к чтению не так высок. В ЭГ 2- 25% учащихся имеют большое количество книг но интерес к чтению не высок. Ответы на вопрос «Что тебе хотелось бы получить в подарок?» позволил определить следующие: примерно 10 человек в каждом из классов ответили, что хотели бы получить в подарок книгу, что говорит о немаловажной роли книг в жизни младших школьников. Ответы на вопрос «Есть ли у тебя любимый герой?» подтверждают умение младшего школьника находить среди литературных героев тех, кто соответствует его внутренним потребностям, соотносить себя с ним или отделять себя от него. Оказалось, что такие герои есть лишь у небольшого количества детей в каждом классе, таким образом, можно сказать, что чтение большинства детей пока неосознанно.
На вопрос «Советуют ли тебе родители, что читать?» дали ответ «да» 7 человек в ЭГ, 3 человека, 5 человек – в КГ классе. На данном этапе исследования большинство детей родители заставляют читать.
Следующим шагом исследования был анализ читательского кругозора. Для количественного учета прочитанного материала, а также литературного предпочтения. В таблице 3 приведены результаты анализа читательского кругозора учащихся на констатирующем этапе.
По результатам анализа читательского кругозора мы выяснили, что количество прочитанной художественной литературы заметно меньше, чем развлекательной (журналов), энциклопедии не пользуются популярностью среди младших школьников.
Таблица 3