Приемы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников

В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:

- занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия;

- для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им [54].

Поэтому одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной деятельности.

Задачи по развитию читательского интереса охарактеризовала Е.А. Жесткова [25]. Она выделяет четыре основных пункта:

- развитие интереса к чтению и, как следствие, формирование читательского интереса в целом;

- совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста;

- развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.

- освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Среди многообразия путей и средств формирования читательского интереса наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение:

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

- 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

- 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

- 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы [45].

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

- Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

О чем может пойти речь на уроке?

Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

- Прием «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех

«Да - нетка» учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием «Перепутанные логические цепочки» [22]

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Читая произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Н.В. Столыпина, М.В. Тарабуева считают, что в зависимости от содержания следует выбирать форму и вид внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса [62].

Приемы по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. А.В. Хуторской знакомит в своей книге с основными из них [70]:

- литературный праздник;

- литературная игра;

- литературная гостиная;

- театральный фестиваль;

- диспут;

- концерт;

- интервью;

- эссе;

- кружок;

- олимпиады, конкурсы, викторины;

- экскурсии;

- дискуссии;

- состязание чтецов и др.

Кроме перечисленных выше форм организации и видов деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе Смирнов С.А. [60] предлагает:

- Сценическое представление эпизода из книги, разыгрываемого детьми.

- Рисунки и плакаты к книге, читаемой самостоятельно каждым.

- Школьный спектакль по тексту книги.

- Посещение театрального спектакля по литературному произведению.

- Консультация библиотекаря в помещении библиотеки.

- Создание маленькой обменной библиотеки класса.

- Плакатная форма рекомендуемой книги для самостоятельного чтения.

- «Тихое чтение» в группе (все читают свою любимую книгу) [60, с.36],

Е.С. Антонова центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников считает организацию литературных игр и литературных праздников [2]. Игровая деятельность остаётся одной из ведущих в младшем школьном возрасте, это неоспоримый факт.

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

Литературная игра - игра с текстом, с целью модифицировать существующий или создать новый; в отличие от словесной игры, предметом которой являются отдельные слова или конструкции, как правило, не имеющие сюжетной или смысловой основы [25].

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей читательский интерес.

Устный журнал — это театрализованное представление, рассчитанное на 45 минут, сохраняющее все внешние признаки журнала: «обложку», которую придумывают сами ребята — весь класс, а иногда параллельные классы (на конкурс), название, эмблему.

Уроки-утренники представляют собой итоговый публичный смотр достижений учителя и учащихся за данный период обучения. Уроки-утренники можно назвать праздниками. Именно школьный библиотекарь и учитель отыскивают к утренникам отрывки прозы, песни, стихи, загадки, инсценировки. Эти уроки лучше проводить для учащихся начальной школы.

Уроки-отчеты особенно актуальны в повседневной учебной деятельности. Это своеобразный отчет о прочтении книг внешкольной программы (внеклассное чтение). Проводятся два раза в неделю. К урокам-отчетам необходимо ведение читательского дневника, где учащиеся фиксируют интересные моменты, эпизоды, делают рисунки. Учащимся необходимо объяснить как вести читательский дневник. Провести урок-инструктаж по теме «Мой читательский дневник».

Библиотечный урок проводят школьный библиотекарь и учитель. Он может проводиться абсолютно по любой тематике в течение всего учебного года. Записываются темы в календарно-тематическом планировании школьного библиотекаря. Предварительно школьный библиотекарь и учитель обсуждают все темы на учебный год, а потом верстают перспективный план на весь учебный год с учетом вносимых корректировок.

Сочинительство — это интересная форма творческой работы с младшими школьниками [22, с. 15]. Именно сочинительство помогает развить их читательский и одновременно познавательный интерес. Учащиеся начальной школы могут сочинять и фантазировать на любые темы. Но учителю необходимо осуществлять руководство, предложить темы, составить определенный план [29, с. 30]. Могут быть предложены, например, такие темы:

- Я сочиняю сказку (эта работа может проводиться в классе и дома).

- Я — юный поэт.

- Мои первые рассказы (при этом необходимо уделить особое внимание индивидуальной манере написания). Эту работу лучше проводить в классе.

- Мои первые сказки.

- Мои первые книжки (можно интегрировать урок внеклассного чтения и урок технологии) [19].

Обращаясь к рассмотренным здесь формам работы, учитель и школьный библиотекарь должны опираться на модель развития читательского интереса, предложенную Л. Ф. Тихомировой и Н. Н. Светловской (см. рис.2).

 
  Приемы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников - student2.ru

Рис. 2 – Модель развития читательского интереса

Для успешного достижения поставленной цели учителю и школьному библиотекарю необходимо составить совместную программу деятельности, обеспечивающую эффективность развития читательского интереса у младших школьников (рис. 3).

     
  Приемы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников - student2.ru
 
  Приемы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников - student2.ru

Рис. 3 – Руководство внеклассным чтением в школьной библиотеке

Программа должна опираться на календарно-тематическое планирование учителя, на годовой план школьной библиотеки, на план внутришкольного управления и внеклассной работы с младшими школьниками.

Совместные действия учителя и школьного библиотекаря помогают определить место школьной библиотеки в УВП. Можно сделать вывод, что школьная библиотека — это научный центр, научный институт развития читательского интереса младших школьников. Она должна стать подлинным информационным центром школы, функционировать как мост между школой и обществом. Именно библиотека помогает младшему школьнику ориентироваться в книжном мире, формирует у него читательский интерес, который способствует развитию творческой личности младшего школьника [3, c. 17]. Опираясь на план работы школьного библиотекаря, можно рассмотреть руководство внеклассным чтением младших школьников. Руководство представлено на рис. 3.

Из руководства чтением видно, что школьная библиотека проводит большую работу с младшими школьниками, учит их необходимым библиотечно-библиографическим знаниям, разрабатывает интересные и познавательные библиотечные уроки с целью стимулирования читательского интереса, а также и читательского вкуса. Безусловно, вся работа должна четко координироваться и планироваться с учетом плана школьной библиотеки и планом начальной школы.

Таким образом, выделяем следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников:

- взаимодействие всех компонентов системы организации этой деятельности;

- разнообразие форм организации внеклассной деятельности.

Успешность решения поставленных задач осуществляется в процессе реализации совокупности следующих методов:

Таблица 1

Наши рекомендации