Глава 1. Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников......................................................................................................... 8
1.1. Сущность понятия «читательские интересы» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников...................................................... 8
1.2. Современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников....................................................................................... 18
1.3. Приемы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников....................................................................................................... 25
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников читательского интереса на уроках литературного чтения....... 41
2.1. Выявление начального уровня сформированности читательского интереса у младших школьников....................................................................................... 41
2.2. Реализация приемов, способствующих формированию читательского интереса у младших школьников, на уроках литературного чтения............................... 53
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у учащихся опытно-экспериментального класса.... 60
Заключение........................................................................................................ 69
Список литературы........................................................................................... 72
Приложения...................................................................................................... 79
Введение
Актуальность темы исследования. В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Это позволяет специалистам в области исследования процессов чтения Е.И. Голубевой [13], Н.Н. Сметанниковой [59], В.П. Чудиновой [72] говорить о «недетских проблемах детского чтения», о смене модели чтения. Современные дети стали читать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. В четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы «для души». Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня [17].
Читательская грамотность учеников российских школ, которая трактуется как способность понимать тексты, связывать их с жизненным контекстом, вычленять из текста необходимую информацию, имеет крайне невысокие показатели: согласно международным исследованиям PISA-2009 российские школьники продемонстрировали результаты, соответствующие второму уровню из пяти возможных, то есть проявили умение ориентироваться лишь в элементарных житейских ситуациях, требующих опоры на текст.
С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно[66, c.15-16]. Это умение напрямую связано с формированием читательского интереса.
Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Не случайно серьёзное внимание развитию и воспитанию читательского интереса младших школьников уделяется в ФГОС НОО.
Вопрос об интересе к чтению детей в практике обучения остается открытым. Дети по-прежнему не овладевают в первом классе основами типа правильной читательской деятельности, что значительно снижает и уровень их литературного развития. В связи с этим интерес к чтению у школьников вместо того, чтобы развиваться, уже в первом классе начинает угасать, а к четвертому классу почти полностью пропадает. Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению на протяжении всего периода обучения в школе. Компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации.
Формирование читательского интереса привлекает внимание многих ученых. Однако, учитывая, что для эффективной работы по данной проблеме необходимо определить реальные учебные возможности обучающихся, а также оптимальные психолого-педагогические условия ее протекания, вопрос о педагогических условиях формирования читательского интереса рассмотрен недостаточно. Отсюда возникает проблема: при формировании читательского интереса необходимо учитывать определённые педагогические условия.
Объект исследования: формирование основ читательской самостоятельности на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические приемы, обеспечивающие целенаправленное последовательное формирование и развитие читательского интереса у младших школьников.
Решение этой проблемы составляет цель исследования: определить и обосновать педагогические приемы, обеспечивающие целенаправленное последовательное формирование и развитие читательского интереса у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «читательский интерес» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников.
2. Охарактеризовать современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников.
3. Обосновать выбор приемов эффективного формирования читательского интереса у младших школьников.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность приемов формирования читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: формированию у младших школьников читательского будет способствовать такая организация уроков литературного чтения при которой:
- учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся начальной школы;
- расширяется круг чтения младших школьников;
- систематически используются в учебно-воспитательном процессе разные работы деятельности на уроках литературного чтения.
Методы исследования: в ходе работы использовался комплекс взаимодополняемых методов исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседа, опытно - экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, анализ результатов.
Методологическая основа исследования: труды К.Д.Ушинского, В.П. Вахтерова, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, М.И.Омороковой, Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П Чудиновой.
Теоретическая значимость:
1. Систематизация материалов по проблеме исследования.
2. Определение рабочих понятий опытно – поисковой работы, уточнение понятия «читательский интерес».
3. Уточнение и дополнение общепедагогических представлений о формировании и развитии читательского интереса обучающихся современной начальной школы.
4. Разработка содержания исследования.
Практическая значимость и новизна заключается:
- в определении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих формирование читательского интереса младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
- в разработке критериально-диагностического обеспечения процесса развития читательского интереса, позволяющего проследить динамику приобщения младших школьников к осознанному выбору литературных произведений определённых жанров, тематики;
- в разработке рекомендаций для родителей, учителей начальных классов;
- в составлении анкет по диагностике уровня сформированности читательского интереса младших школьников.
Этапы исследования:
- I этап исследования предусматривает: теоретические аспекты проблемы изучения психолого-педагогических условий формирования читательского интереса детей младшего школьного возраста, определение исходного уровня сформированности читательского интереса у обучающихся экспериментального и контрольного классов;
- II этап – составление примерной программы опытно-педагогической работы, уточнение основных понятийных категорий по изучению проблемы;
- III этап – реализация эксперимента на практике, определение результативности проведённой опытно-педагогической работы.
Структура дипломной работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 76 наименований. Общий объем составляет 72 страницы.
Рис. 1 – Структура читательского интереса
Итак, читательский интерес связан с потребностью в чтении, выражающем объективную значимость субъекта в прочтении и ознакомлении с информацией. Читательский интерес классифицируется по разным основаниям. В зависимости от того, кто выступает субъектом (носителем) читательского интереса, их можно рассматривать как личностные и общественные.
В основе групповых читательского интереса лежат групповые потребности. Групповой читательский интерес зависит от процессов общения и взаимовлияний читателей. На него оказывают воздействия общественно-психологические образования: нормы, традиции, обычаи, мнения, оценки, настроения [57, с. 111–115].
Принадлежность к разным социальным общностям, выполнение различных ролей, своеобразие жизненного опыта, межличностное общение и психологические особенности личности делают ее читательские интересы разнообразнее и богаче группового интереса. В свою очередь, неповторимое сочетание читательского интереса и других свойств читательской психологии характеризует индивидуальное лицо читателя.
В зависимости от того, верно или искаженно отражают читательские интересы объективную значимость печатной продукции для читателя, их делят на истинные и ложные. Очень важно отличать ложные интересы от истинных. Особенно подвержены ложным интересам младшие школьники, так как им иногда навязывают то, что необходимо прочитать. С точки зрения «профилактики» формирования ложных читательского интереса важно развитие читательского вкуса как одной из основных составляющих читательского интереса [3, с. 202].
Читательский вкус — это способность субъекта к самостоятельному суждению; способность различать, чувствовать, понимать, оценивать.
Читательский вкус проявляется в отборе литературы к прочтению. Читатель находит в произведении интересное, привлекательное, прекрасное, т. е. он проводит дифференциацию и делает вывод о том, что ему интересно, что его привлекает. Учителю начальных классов необходимо уделять большое внимание формированию читательского вкуса младших школьников, ибо вкус развивает творческое и познавательное начало, позволяющее ребенку ориентироваться в огромном потоке информации.
Василий Александрович Сухомлинский писал о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». По этой причине основная задача учителя - формирование устойчивого интереса к чтению [22].
В структуре читательского интереса был выделен аспект заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения и характеризующийся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания.
К качественным характеристикам читательского интереса отнесены устойчивость, глубина, избирательность.
Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше.
Не менее важной чертой читательского интереса является его глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательского интереса может возникнуть известное противоречие. Сосредоточенность духовных сил человека на какой-то одной области знаний лишает его многообразия интересов.
Избирательность читательского интереса дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность. В художественной литературе библиотекари эмпирически выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок и т.п. [30].
А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова считают показателем читательского интереса регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолеть трудности, попробовать разные ходы достижения цели. Таким образом, интерес к чтению и читательский интерес, будучи разновидностью интереса вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях [7].
Утверждение Светловской Н.Н. о том, что одним из условий развития читательского интереса у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности [56].
Таким образом, в определении читательского интереса мы исходим из того, что читательский интерес – это наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, которые читатель выделяет и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта. Анализ изученной литературы подтвердил, что читательский интерес является явлением формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых условиях его возможно и даже необходимо формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени устойчивым и действенным.
1.2. Современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников
Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создает свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.
Большинство педагогов всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать модные журнала или сканворды.
Выделяют следующие причины снижения читательского интереса:
- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»);
- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников [30].
Можно выделить два подхода к исследованию читательского интереса: узкий и широкий. Отличаются они набором критериев литературного развития: исследователи, представляющие узкий подход, выделяют 2-3 критерия, сторонники широкого подхода – до 6 критериев. Узкий подход представлен в работах Л.Г. Жабицкой, Н.Д.Молдавской, широкий – в трудах М.П. Воюшиной, Г.И. Кудиной и З.Н. Новлянской, Т.В.Рыжковой. Для всех без исключения исследователей важнейшим читательского интереса является уровень восприятия художественного произведения. Почти все ученые признают необходимость определения уровня речевого развития. Остальные показатели читательского интереса: объем литературоведческих знаний, начитанность, умения, связанные с анализом произведения – учитываются лишь частью ученых.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательского интереса.
Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны [61, с.49].
Вопрос развития читательского интереса всегда волновал преподавателей начальной школы. Формирование читательского интереса проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.
Наблюдения за работой педагогов, анализ их деятельности показали, что работа по развитию читательского интереса ведется, но фрагментарно, эпизодически, не в системе.
Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательского интереса не происходит автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.
Одним из направлений работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.
Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается решение следующих задач [22]:
- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;
- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
- стимулирование творчества детей.
Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В качестве критериев интереса Е.Л. Гончарова рассматривает [14, с. 8]:
- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
- положительное эмоционально - окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания,изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:
- принцип учета сензитивных периодов развития;
- принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
- принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
- диалогический принцип [16].
Схему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде схемы:
- урок литературного чтения;
- внеклассные занятия;
- совместная работа с библиотекой;
- работу с родителями.
Уроки литературного чтения должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра – путешествие, сказки и др.
Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.
Рассмотрим опыт по работе с ФГОС УМК «Перспектива» по литературному чтению.
«Литературное чтение» в начальной школе - это уникальный предмет, название которого указывает на основные направления его программы, связанные с развитием навыка чтения, формированием «читательской компетентности» и умением понимать и знать художественную литературу, играющую значительную роль в становлении личности ребенка, в развитии его души, ума и сердца.
В литературном чтении УМК «Перспектива навык чтения формируется от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. Развитие навыка чтения также идёт постепенно: на первом году обучения активно формируются целостные, синтетические приёмы в пределах слова, учащиеся учатся интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое лучше обеспечивает лучшее понимание прочитанного; на втором году обучения овладевают приёмами чтения целыми словами и словосочетаниями, увеличивается скорость чтения, постепенно осваивается приём чтения про себя, развивается смысловое чтение; на третьем и четвёртом годах обучения наращивается скорость чтения (беглое чтение), идёт овладение рациональными приёмами чтения вслух и про себя, формируется выразительное чтение. Формированию навыка чтения способствует и дополнительное пособие «Читалочка».
Таким образом, для формирования читательской компетентности в указанном УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива») представлена вся система работ: умение читать, умение работать с текстом, умение работать с книгой.
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации - тоже является одним из главных умений литературного чтения.
Учебники «Литературное чтение» для 1—4 классов обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий.
Кроме того, в литературном чтении УМК «Перспектива» заложена возможность формирования УУД, т.е. совокупности действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, организацию этого процесса.
К окончанию начальной школы будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Таким образом, сформированность читательского интереса младших школьников определяется по таким критериям, как [30]:
- наличие эмоционального отношения к процессу чтения;
- устойчивость доминирующих потребностей и мотивов к чтению художественного произведения;
- потребность в чтении литературных произведений определенной тематики, жанров;
- умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу с заданными параметрами (жанр, тематика), объяснить своё отношение к книге, высказать мнение о прочитанном;
- умение извлекать и пользоваться необходимой информацией из прочитанных текстов различных жанров.
Рис. 2 – Модель развития читательского интереса
Для успешного достижения поставленной цели учителю и школьному библиотекарю необходимо составить совместную программу деятельности, обеспечивающую эффективность развития читательского интереса у младших школьников (рис. 3).
Рис. 3 – Руководство внеклассным чтением в школьной библиотеке
Программа должна опираться на календарно-тематическое планирование учителя, на годовой план школьной библиотеки, на план внутришкольного управления и внеклассной работы с младшими школьниками.
Совместные действия учителя и школьного библиотекаря помогают определить место школьной библиотеки в УВП. Можно сделать вывод, что школьная библиотека — это научный центр, научный институт развития читательского интереса младших школьников. Она должна стать подлинным информационным центром школы, функционировать как мост между школой и обществом. Именно библиотека помогает младшему школьнику ориентироваться в книжном мире, формирует у него читательский интерес, который способствует развитию творческой личности младшего школьника [3, c. 17]. Опираясь на план работы школьного библиотекаря, можно рассмотреть руководство внеклассным чтением младших школьников. Руководство представлено на рис. 3.
Из руководства чтением видно, что школьная библиотека проводит большую работу с младшими школьниками, учит их необходимым библиотечно-библиографическим знаниям, разрабатывает интересные и познавательные библиотечные уроки с целью стимулирования читательского интереса, а также и читательского вкуса. Безусловно, вся работа должна четко координироваться и планироваться с учетом плана школьной библиотеки и планом начальной школы.
Таким образом, выделяем следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников:
- взаимодействие всех компонентов системы организации этой деятельности;
- разнообразие форм организации внеклассной деятельности.
Успешность решения поставленных задач осуществляется в процессе реализации совокупности следующих методов:
Таблица 1
Выводы по первой главе
1. В процессе анализа научных источников были выявлены разные подходы к определению феномена «чтение»: как процесса и как деятельности. Нам ближе трактовка Н.Н. Светловской, так как чтение понимается как деятельность и акцентируется творческий аспект этой деятельности. Отметим, что в науке понимание явления читательской деятельности связывается со структурой учебной деятельности, что позволяет нам, выделив деятельностную составляющую в составе ЧК, рассмотреть ее значение в процессе формирования ЧК младшего школьника.
2. Важность чтения для развития подрастающего поколения отмечают не только школьные педагоги, но и такие известные люди, как Е.И. Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех"; Э.А. Орлова, директор Института социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры; И.А. Урмина, научный сотрудник Института социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры, которые разработали программу «Оценка социальной эффективности деятельности по продвижению чтения». По итогам реализации этой программы выяснилось, что для повышения уровня читательской компетентности работники учреждений (школьных библиотек) используют не самые эффективные способы работы с читателями и продвижения чтения, предлагаемые в программных документах и рекомендациях, разработанных МЦБС и опубликованных на сайте www.mcbs.ru. Поэтому в школе развитие читательского интереса будет наиболее актуальным.
3. В целях формирования устойчивого читательского интереса учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно. Исходя из вышесказанного, разнообразные формы работы, применяемые учителем, делают процесс чтения увлекательным, помогают воспитывать настоящего читателя, способствуют проявлению творческих способностей у детей, возрождению традиций домашнего чтения и повышению интереса детей и родителей к художественной литературе.
4. Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.
5. Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует: формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с литературой определенного рода; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
6. Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению.
7. Проведенное теоретическое исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательского интереса младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем. Считаем в дальнейшем целесообразным разработать и использовать в воспитательной деятельности программу, включающую цикл мероприятий, направленных на развитие читательского интереса младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основные черты формирования личности.
Рис. 4 – Исследование внешних проявлений читательского интереса по деятельностному критерию (Работа на уроке)
- Средняя активность экспериментального (4 «Б») класса по включению в учебный процесс ниже, чем у контрольного (4 «А») класса — 2 и 2,5 соответственно.
- Сосредоточенность у 4 «Б» класса выше, чем у 4 «А» класса.
- Дополнение ответов — этот показатель равен у двух классов.
- Дополнение на уроке: 4 «Б» класс показал результат лучше, чем 4 «А» класс.
- Характер задаваемых вопросов: 4 «Б» класс задает вопросы более сложные, которые направлены на познание сути явлений.
- Учащиеся 4 «Б» класса имеют среднюю активность 2,3 по такому показателю, как выбор учебной задачи, в то время как у учащихся 4 «А» класса она равна 2.
- Средняя активность учащихся экспериментального (4 «Б») класса по способу решения задачи выше, чем у 4 «А» класса.
- Средняя активность учащихся по принятию учебного задания у экспериментального класса выше, чем у контрольного класса. Это значит, что учащиеся контрольного класса менее охотно приступают к выполнению учебных заданий, чем учащиеся экспериментального класса.
- Дети 4 «Б» класса более увлеченно относятся к процессу своей деятельности, чем дети 4 «А» класса.
- Что касается эмоциональных проявлений учащихся, то речевые реакции и сиюминутный обмен мнениями с соседом по парте более характерны для учащихся контрольного класса, средняя активность у которых — 2, а у экспериментального класса она равна 1,4.
- Средняя активность по адекватности реакций в ответ на происходящее у экспериментального класса равна 2,7, а учащиеся контрольного класса могут отреагировать более неадекватно, например, услышав грустный рассказ, рассмеются или же будут смеяться при неудаче кого-то из одноклассников.
Рис. 5 – Исследование читательского интереса по деятельностному критерию (Активное чтение учащихся)
В соответствии с планом констатирующего эксперимента среди учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов было проведено анкетирование и тестирование по выявлению читательского интереса младших школьников.
Для исследования читательской активности по деятельностному критерию всем де