Кто из русских поэтов обращался к теме суточного времени и в чём их произведения созвучны стихотворению А.А. Фета «Вечер»?
А. Фет «Вечер»
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханьи ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
Ф.И. Тютчев
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня
Время является одним из основных параметров существования человека. Под природным временем обычно понимается циклическая модель, основанная на определённом повторе событий и явлений, смене природных периодов. Эта модель представлена двумя временными циклами (части суток и времена года) и отражает реальные закономерности окружающей действительности. Категория природного времени является важным компонентом художественного мира поэта. Элегия В.А. Жуковского «Вечер» открывает линию «вечерней» поэзии в русской лирике. Ф.И. Тютчева справедливо считают одним из самых «ночных» поэтов («Святая ночь на небосклон взошла…», «Тихой ночью поздним летом…», «Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья…»).
Утро является одной из любимых категорий времени в лирике А.С. Пушкина («Осеннее утро», «Зимнее утро»). Содержание этих стихотворений позволяет сделать вывод о том, что изображение определённой части суток даёт лирическому герою возможность выразить свои субъективные переживания по поводу объективно существующего времени. Стихотворение А.А. Фета «Вечер» органически вписывается в эту литературную традицию.
ОБРАЗ НОЧИ
Образ ночи и побуждаемые ею ночные мысли и чувства нашли отражение в творчестве многих русских поэтов. Ночь боготворили поэты XIX века, в том числе и А. С. Пушкин, и С. П. Шевырёв, большое место этот образ занимал в поэзии А. А. Фета, И. Бунина. Хотя восприятие ночи у каждого из них своё, можно заметить, что в основном ночь была для поэтов наиболее благодатным временем суток для их размышлений о жизни, это таинственное, сокровенное время, когда душа человека доступна всему прекрасному и когда она особенно не защищена и тревожна, предвидя будущие невзгоды.
Ф.И. Тютчев
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он –
Упразднен ум и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.
«Святая ночь на небосклон вошла…» — не просто картина смены дня ночью. В нее органично вписан человек. В стихотворении Тютчева он предстает перед читателями бездомной сиротой. Обездоленность особенно остро ощущается им в ночное время. Немощный и голый стоит человек «лицом к лицу пред пропастию темной», погруженный в собственную душу как в бездну. Таким образом в произведении «Святая ночь на небосклон вошла…» поэт объединяет космогонические мифы с миром человеческой души. Стихотворение начинается с противопоставления дня и ночи. Из этой антитезы возникает новая тема — философское самосознание человека. Лирический герой страдает от одиночества, оказывается в мире, где не действуют законы разума. Живое и светлое кажется ему минувшим сном.
Иван Бунин «Ночь»
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный час над сумраком земли.
Как письмена, мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен!
Как ныне я, мирьяды глаз следили
Их древний путь. И в глубине веков
Все, для кого они во тьме светили,
Исчезли в ней, как след среди песков:
Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жен,
Ночей и звезд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!
Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта
Юпитер озаряет небеса,
И в зеркале воды, до горизонта,
Столпом стеклянным светит полоса.
Прибрежья, где бродили тавро-скифы,
Уже не те, — лишь море в летний штиль
Все так же сыплет ласково на рифы
Лазурно-фосфорическую пыль.
Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь — и к тихому прибою…
Со мной на берег девушка пришла.
И не забыть мне этой ночи звездной,
Когда печь мир любил и для одной!
Пусть я живу мечтою бесполезной,
Туманной и обманчивой мечтой, —
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон.
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!
В стихотворении Иван Алексеевич рассуждает о бесконечности бытия и человеческой смертности. Размышления рождаются на фоне ночного пейзажа – удивительного, загадочного, завораживающего. И это отсылает нас к стихотворению Тютчева.
Лирический герой «Ночи» — человек, ощущающий свою индивидуальность, но в то же время понимающий принадлежность к течению мировой истории и макрокосмосу. Сочетание прекрасного и вечного для него заключается в звездах, планетах. Герой ищет смысл бытия. Он обращает взор в ночное небо, видевшее взлеты и падения легендарных государств и народов. Во второй части стихотворения план сменяется. Происходит переход от общечеловеческого к интимному. Ради чего люди появляются на земле? Зачем проживают короткие по меркам вечности жизни? Ответ оказывается простым – главным образом, чтобы любить. Любовь связывает давно умерших людей с теми, кто еще жив.
Афанасий Фет
Сияла ночь. Луной был полон сад…
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
В первой части великолепная пейзажная зарисовка играет роль экспозиции ко всему стихотворению. Фет использует образ лунной ночи как символа любовного свидания. Он создает живописный и выразительный образ при помощи оксюморона, подчеркнутого инверсией («Сияла ночь»), звукописи, аллитерации. Повтор звука «л» передает легкость лунного света, нежность и плавность его скользящих лучей. Повторение звуков «р» и «ж» помогает поэту донести до читателя всю дрожь и волнение сердца. Он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе девушки, которая разделяла его чувства. И память об этих романтических свиданиях легла в основу стихотворения, наполненного радостью и умиротворением, которые, тем не менее, приправлены острым чувством горечи и осознанием того, что вернуть уже ничего невозможно. Данное стихотворение отличается от первых двух тем, что ночь в нем не пугает, не заставляет задумываться о вопросах бытия, а является неким толчком к воспоминаниям.
ТЕМА ЦВЕТА
Кто ещё из русских поэтов прибегал в своём творчестве к приёму цветописи и в чём его различие и сходство с реализацией этого приёма в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…С. А. Есенина?
Сергей Есенин
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
М. Лермонтов
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Ф. И. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
«Цветные строки» русских поэтов создают неповторимый мир человеческого и природного бытия, в котором богатство красок свидетельствует о полноте жизни.
«Цветная Русь» С. А. Есенина разнообразна, она включает природный и деревенский мир. Главные цвета есенинской поэзии производны от палитры русской иконописи с преобладанием в ней золотого, красного, голубого тонов. Эти оттенки расцвечивают картину крестьянской жизни, создавая многогранный, жизнеутверждающий образ.
Золото и лазурь лермонтовских морских пейзажей в стихотворении «Парус» соседствуют с пастельными тонами его деревенских зарисовок. Так, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» счастье разлито в «тени сладостной зелёного листа», в неге, которую дарует «душистая роса», «румяный вечер», приветливый «ландыш серебристый». Неяркие краски родной земли подтверждают, что веру поэта питает национальная почва. Палитру тютчевских и фетовских пейзажей можно рассмотреть в стихотворениях «Полдень», «Есть в осени первоначальной…», «Ещё майская ночь». В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи - это оригинальные зарисовки различных времен года. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием.
Таким образом , можно увидеть, что все три поэта любуются окружающим миром природы, который приносит покой и умиротворение.