Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?
«К морю» А.С. Пушкин
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!
Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Осип Мандельштам
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
«Кто создан из камня, кто создан из глины…»
М. Цветаева
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
Марина Цветаева
«Молитва морю»
Солнце и звезды в твоей глубине, Солнце и звезды вверху, на просторе. Вечное море, Дай мне и солнцу и звездам отдаться вдвойне Сумрак ночей и улыбку зари Дай отразить в успокоенном взоре. Вечное море, Детское горе мое усыпи, залечи, раствори. Влей в это сердце живую струю, Дай отдохнуть от терпения - в споре. Вечное море, В мощные воды твои свой беспомощный дух предаю! |
«Парус» Михаил Лермонтов
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Русская лирическая маринистика подарила нам много ярких образов морской стихии. В стихотворении А. С. Пушкина «К морю» водное пространство представляет не загадочную бездну, как у В. А. Жуковского, а символ мощи природы, абсолютной свободы. С величием бескрайних просторов моря связываются в воображении автора произведения собственная жизнь и судьба «властителей дум» его поколения – Наполеона и Байрона. Лирический герой стихотворения прощается со «свободной стихией», но остаётся верен романтическому мироощущению.
В лермонтовском произведении «Парус» море олицетворяет красоту и величие мира, которому противостоит мятежная личность. Ф. И. Тютчев в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…», восхищаясь красотой, многообразием божьего мира, выражает ощущение вековых противоречий между людьми и природой: «Душа не то поёт, что море...» Его герой предчувствует, что истина ускользнёт от человеческого духа.
Особо воспринимается морское пространство и поэтами ХХ века. В стихотворении О. Э. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» образ водной стихии воссоздан с античной торжественностью, созвучной настроению В. А. Жуковского. Однако перед нами не бездна, а необъятное пространство, чьё лоно готово принять все корабли, плывущие в Трою за Еленой. Водная стихия сливается со стихией любви: И море, и Гомер – все движется любовью.
«Морская душа» М. И. Цветаевой в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» противостоит обычным, земным людям. Лирическая героиня заявляет не просто о родстве, но о тождестве с водной стихией: «Я – бренная пена морская». Она отождествляет себя с Венерой, поэтому с каждой волной воскресает как воплощение любви. Её предельно личностное восприятие моря диссонирует с классической эстетикой.