Занятие 3. Невоспитанный мышонок один остался, без друзей
1. Чтение стихотворения «Добрые слова» [8].
2. Игра «Назови вежливое слово».
3. Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию.
4. Проблемная ситуация.
Воспитатель, встречая детей, приветствует их и предлагает послушать стихотворение «Добрые слова»:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу —
Кузнецу, ткачу, врачу:
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Если что-то натворил,
Чувствую свою вину.
«Извините, жаль, простите,
Не хотел я», — говорю.
Если я прощаюсь с кем-то,
Просто так не ухожу:
«Буду рад вас видеть снова,
До свиданья», — говорю.
Прочитав стихотворение, воспитатель просит детей сказать, какие добрые слова они запомнили. Далее говорит о том, что эти слова можно назвать вежливыми, волшебными.
Затем предлагает детям поиграть в игру «Назови вежливое слово». Стоя в центре круга, педагог бросает мяч каждому ребенку, а ребенок возвращает его, произнося вежливое слово.
Далее проводится беседа о том, нужны ли вежливые слова и что было, если бы никто не знал таких слов и т.д. После этого воспитатель предлагает послушать сказку о мышонке, который считал, что можно прожить и без вежливых слов и что из этого вышло. Читает сказку.
Вопросы к детям:
Почему на мышонка рассердились все звери в лесу?
Что посоветовала мышонку Маша?
Кому сначала мышонок сказал вежливые слова? Потом? Как его за это благодарили?
Как нужно себя вести, чтобы у тебя были друзья?
Затем педагог создает проблемную ситуацию: дверь закрыта и дети не могут выйти, так как ключ не поворачивается. Но поскольку этот зал не простой, здесь бывают чудеса: дверь откроется тогда, когда ребята скажут вежливые слова. Дети называют волшебные слова, ключик поворачивается, дверь открывается.
Педагог поощряет детей за многообразие вежливых слов и прощается с ними.
Занятие 4. Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?
1. Загадывание загадки о сказке.
2. Беседа по содержанию.
3. Игра на интонирование вежливых слов.
4. Рассказывание сказки детьми.
Педагог встречает детей и предлагает отгадать загадку о герое сказки и назвать ее:
Был невоспитан он вначале,
Слов он вежливых не знал,
Но лишь друзья с ним раздружились,
То сразу вежливым он стал!
Вопросы к детям:
Почему на мышонка рассердились звери в лесу?
Как мышонок помирился с друзьями?
Кто ему помог в этом?
Затем педагог упражняет детей в разнообразном интонировании привычных слов: здравствуйте (радостно, приветливо, небрежно, угрюмо), до свидания (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу), спасибо (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно), извините (неохотно, с раскаянием).
После этого предлагает детям самим рассказать «Сказку о невоспитанном мышонке». Дети по очереди рассказывают сказку. Педагог, по необходимости, помогает им более выразительно интонировать вежливые слова.
По окончании занятий педагог хвалит детей за старание и мастерство. Под спокойную музыку ребята уходят из зала.
Март
Занятие 1. Чтоб друзей возвратить,
решил мышонок вежливым быть
1. Чтение стихотворения.
2. Беседа по содержанию сказки.
3. Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости).
Педагог встречает детей и предлагает послушать стихотворение:
Если с другом был невежлив, Ты пойди и помирись, Ты не дуйся и не хмурься, Если надо, извинись. И тогда вокруг все ярче И светлее станет вдруг, Потому что снова рядом Будет настоящий друг!
Вопросы к детям:
Какого героя и из какой сказки напомнило это стихотворение?
Каких еще героев из сказки вы запомнили?
Какое настроение было у мышонка, когда с ним никто не захотел дружить?
Какое настроение стало потом, когда он вновь обрел друзей?
Педагог предлагает изобразить, глядя в зеркало, грустное и веселое настроение. Дети, рассматривая свое отражение, рассуждают о том, как изменяется лицо, когда мы грустим или радуемся.
Затем воспитатель предлагает детям, по желанию, разыграть некоторые отрывки из «Сказки о невоспитанном мышонке», рассуждая о возможных действиях героев, чертах их характера.
Разыгрывание этюдов:
1. «Невоспитанный мышонок» — идет по лесу; с ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.
2. «Мышонок хочет играть с друзьями» — подбегает, а друзья отворачиваются от него.
3. «Диалог Маши и мышонка».
4. «Мышонок мирится с друзьями» — подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.
5. «Диалог мышонка и лесной птицы».
В ходе работы над этюдами и диалогами воспитатель побуждает детей добиваться выразительности образов с помощью мимики, жестов, голоса, предоставляет возможность самостоятельно выбрать и выразительно показать того или иного героя.
По окончании занятия воспитатель хвалит детей за исполнительское умение, предлагает поощрить старания громкими аплодисментами, после чего дети уходят.