Занятие 3. Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался
1. Отгадывание загадки по содержанию сказки.
2. Этюды на выразительность передачи образа.
Воспитатель, приветствуя детей, говорит о том, что очень рад новой встрече с ними, так как они друзья. Предлагает отгадать загадку:
Косой хвастался, смеялся,
Чуть лисе он не попался.
Съела бы его она,
Но помогли ему друзья!
Просит догадаться, что это за герой и из какой сказки. После того как дети отгадывают, уточняет, что это тот самый заяц, которому не нужны были друзья.
Вопросы к детям:
Какой был заяц в начале сказки?
Каким голосом говорил?
Педагог подводит детей к выводу, что обо всем этом можно было догадаться по движениям, мимике, голосу
героя. Помогает детям изобразить хвастливого гордого зайца (голова откинута назад, подбородок смотрит вверх, голос громкий, уверенный). После этюда «Хвастливый заяц» дети от имени героев ведут диалог друг с другом в парах, меняясь ролями.
Как изменился заяц при встрече с лисой?
Педагог напоминает, что испуг можно изобразить с помощью мимики, жестов. Дети упражняются возле зеркала, прослеживая, как меняется выражение лица, когда страшно.
Чем закончилась сказка?
Выслушав ответы, педагог хвалит детей за старание и читает стихотворение:
Можно много слов прекрасных
О друзьях сказать!
Никогда не стоит, дети,
Друга обижать.
Потому что без друзей
Очень трудно жить...
Скажем вместе:
Дружбой надо дорожить!
Под музыку к песне «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского) дети покидают зал.
Занятие 4. Зайца съела бы лиса, если б не его друзья
1. Беседа с детьми.
2. Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья».
3. Общий танец.
Педагог встречает детей песней «Если с другом вышел в путь».
Вопросы к детям:
О чем эта песня?
Педагог напоминает детям, что сказка, с которой дети знакомились на прошлых занятиях, тоже о дружбе, о друзьях.
Каких героев из этой сказки вы запомнили?
Кто больше понравился? Почему?
После ответов воспитатель предлагает рассказать сказку «Лучшие друзья» самим детям. Во время рассказывания педагог, если в этом есть необходимость, подсказывает, как голосом изобразить настроение героев.
В пересказе участвуют все дети, по желанию. Педагог хвалит детей за рассказывание, отмечая вместе с ними наиболее удачные моменты. Затем приглашает на танец. Под веселую музыку дети выполняют в парах движения, соответствующие словам песни:
Поплясать становись
И дружку поклонись.
Поплясать становись
И дружку поклонись.
Ля-ля-ля...
Будем все приседать:
Дружно сесть и дружно встать.
Будем все приседать:
Дружно сесть и дружно встать.
Ля-ля-ля...
Машут ручки ребят —
Это птички летят.
Машут ручки ребят —
Это птички летят.
Ля-ля-ля...
Топни ножкой одной
И притопни другой.
Топни ножкой одной
И притопни другой.
Ля-ля-ля...
Ручки — хлоп, ручки — хлоп,
Еще раз: хлоп да хлоп.
Ручки — хлоп, ручки — хлоп,
Еще раз: хлоп да хлоп.
Ля-ля-ля...
Вот и кончился пляс,
Поклонились еще раз.
Вот и кончился пляс,
Поклонились еще раз.
Ля-ля-ля.
Декабрь
Занятие 1. Лучшие друзья
1. Подготовка к драматизации сказки.
2. Драматизация сказки «Лучшие друзья».
Педагог встречает детей и показывает им игрушки (зайца, ежа, бабочку, белку, лису). Просит вспом
нить, герои какой сказки сегодня пришли к ребятам. Дети вместе с педагогом еще раз разбирают характерные особенности каждого героя, по желанию, проигрывают диалоги. Затем определяют игровое пространство, размещают декорации и атрибуты к сказке. Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены или герои сказки, или зрители. Сразу же обговаривается, что каждый будет играть ту роль, которая предлагается карточкой.
Проводится драматизация. По окончании педагог хвалит детей, вместе с ними оценивая наиболее удачное исполнение ролей. Если хватает времени, то можно игру-драматизацию повторить, вновь распределив карточки.
Занятие 2. Вот как я умею
1. Игра «Что я умею».
2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я
Педагог встречает детей и предлагает поиграть в игру «Я умею...» Дети, передавая мяч друг другу, говорят о том, что они умеют делать. Первым игру начинает взрослый (например: «Я умею веселиться», «Я умею...» и т.д.). Далее педагог знакомит детей с историей, в которой козленок и щенок рассказывали друг другу о том, что они умеют делать:
— Ты кто?
— Щенок.
— А я козел! Гляди как я умею: скок!
— И я могу, — сказал щенок.
— А я по травке побегу! Щенок сказал:
— И я могу!
— А хочешь, я об стенку лбом? Гляди, как я умею — бом!
— Не мудрено, и я бы мог, Да не хочу, — сказал щенок.
После чтения стихотворения воспитатель и дети отмечают наиболее характерные черты щенка и козлика и изображают их в движениях. Затем предлагается выбрать пару, и дети пытаются передать голоса персонажей, меняясь по ходу действия ролями. После того как дети поупражнялись, педагог читает стихотворение еще раз и предлагает детям инсценировать его, объясняя, что выразительность роли зависит от мимики, движений, голоса. Инсценировка повторяется 2—3 раза.
По окончании педагог поощряет детей за исполнительское умение, и дети покидают зал.