Занятие 3. Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался

1. Отгадывание загадки по содержанию сказки.

2. Этюды на выразительность передачи образа.

Воспитатель, приветствуя детей, говорит о том, что очень рад новой встрече с ними, так как они друзья. Предлагает отгадать загадку:

Косой хвастался, смеялся,

Чуть лисе он не попался.

Съела бы его она,

Но помогли ему друзья!

Просит догадаться, что это за герой и из какой сказ­ки. После того как дети отгадывают, уточняет, что это тот самый заяц, которому не нужны были друзья.

Вопросы к детям:

Какой был заяц в начале сказки?

Каким голосом говорил?

Педагог подводит детей к выводу, что обо всем этом можно было догадаться по движениям, мимике, голосу

героя. Помогает детям изобразить хвастливого гордо­го зайца (голова откинута назад, подбородок смотрит вверх, голос громкий, уверенный). После этюда «Хвас­тливый заяц» дети от имени героев ведут диалог друг с другом в парах, меняясь ролями.

Как изменился заяц при встрече с лисой?

Педагог напоминает, что испуг можно изобразить с помощью мимики, жестов. Дети упражняются возле зеркала, прослеживая, как меняется выражение лица, когда страшно.

Чем закончилась сказка?

Выслушав ответы, педагог хвалит детей за стара­ние и читает стихотворение:

Можно много слов прекрасных

О друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети,

Друга обижать.

Потому что без друзей

Очень трудно жить...

Скажем вместе:

Дружбой надо дорожить!

Под музыку к песне «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского) дети покидают зал.

Занятие 4. Зайца съела бы лиса, если б не его друзья

1. Беседа с детьми.

2. Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья».

3. Общий танец.

Педагог встречает детей песней «Если с другом вышел в путь».

Вопросы к детям:

О чем эта песня?

Педагог напоминает детям, что сказка, с которой дети знакомились на прошлых занятиях, тоже о друж­бе, о друзьях.

Каких героев из этой сказки вы запомнили?

Кто больше понравился? Почему?

После ответов воспитатель предлагает рассказать сказ­ку «Лучшие друзья» самим детям. Во время рассказы­вания педагог, если в этом есть необходимость, подска­зывает, как голосом изобразить настроение героев.

В пересказе участвуют все дети, по желанию. Педагог хвалит детей за рассказывание, отмечая вместе с ними наиболее удачные моменты. Затем при­глашает на танец. Под веселую музыку дети выполня­ют в парах движения, соответствующие словам песни:

Поплясать становись

И дружку поклонись.

Поплясать становись

И дружку поклонись.

Ля-ля-ля...

Будем все приседать:

Дружно сесть и дружно встать.

Будем все приседать:

Дружно сесть и дружно встать.

Ля-ля-ля...

Машут ручки ребят —

Это птички летят.

Машут ручки ребят —

Это птички летят.

Ля-ля-ля...

Топни ножкой одной

И притопни другой.

Топни ножкой одной

И притопни другой.

Ля-ля-ля...

Ручки — хлоп, ручки — хлоп,

Еще раз: хлоп да хлоп.

Ручки — хлоп, ручки — хлоп,

Еще раз: хлоп да хлоп.

Ля-ля-ля...

Вот и кончился пляс,

Поклонились еще раз.

Вот и кончился пляс,

Поклонились еще раз.

Ля-ля-ля.

Декабрь

Занятие 1. Лучшие друзья

1. Подготовка к драматизации сказки.

2. Драматизация сказки «Лучшие друзья».

Педагог встречает детей и показывает им игруш­ки (зайца, ежа, бабочку, белку, лису). Просит вспом­

нить, герои какой сказки сегодня пришли к ребятам. Дети вместе с педагогом еще раз разбирают характер­ные особенности каждого героя, по желанию, проиг­рывают диалоги. Затем определяют игровое простран­ство, размещают декорации и атрибуты к сказке. Воспи­татель раздает детям карточки, на которых изображены или герои сказки, или зрители. Сразу же обговарива­ется, что каждый будет играть ту роль, которая пред­лагается карточкой.

Проводится драматизация. По окончании педагог хвалит детей, вместе с ними оценивая наиболее удач­ное исполнение ролей. Если хватает времени, то мож­но игру-драматизацию повторить, вновь распределив карточки.

Занятие 2. Вот как я умею

1. Игра «Что я умею».

2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я

Педагог встречает детей и предлагает поиграть в игру «Я умею...» Дети, передавая мяч друг другу, го­ворят о том, что они умеют делать. Первым игру начи­нает взрослый (например: «Я умею веселиться», «Я умею...» и т.д.). Далее педагог знакомит детей с историей, в которой козленок и щенок рассказывали друг другу о том, что они умеют делать:

— Ты кто?

— Щенок.

— А я козел! Гляди как я умею: скок!

— И я могу, — сказал щенок.

— А я по травке побегу! Щенок сказал:

— И я могу!

— А хочешь, я об стенку лбом? Гляди, как я умею — бом!

— Не мудрено, и я бы мог, Да не хочу, — сказал щенок.

После чтения стихотворения воспитатель и дети от­мечают наиболее характерные черты щенка и козлика и изображают их в движениях. Затем предлагается выб­рать пару, и дети пытаются передать голоса персона­жей, меняясь по ходу действия ролями. После того как дети поупражнялись, педагог читает стихотворение еще раз и предлагает детям инсценировать его, объясняя, что выразительность роли зависит от мимики, движе­ний, голоса. Инсценировка повторяется 2—3 раза.

По окончании педагог поощряет детей за испол­нительское умение, и дети покидают зал.

Наши рекомендации