Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в ее аппарате;
- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Характеристика видов учебной деятельности учащихся |
О нашей Родине - 5 часов. | ||||
| Ф.Савинов «Родина». | Уметь: воспринимать литературные произведения (чтение учителя или одноклассников или самостоятельное чтение).Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам. Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности. Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема).Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях. Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о детях, о природе, о животных).Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения | ||
| И.Никитин «Русь». | |||
| С.Романовский «Русь». | |||
| С.Романовский «Слово о Русской земле». | |||
| С.Прокофьев «Родина». Дополнительное чтение Н.Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…». | |||
Народная мудрость - 5 часов. | ||||
| Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки. | Уметь: читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога).Упражняться в чтении многосложных слов по слогам (пример: при-гля-нув-ший-ся).Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первого и т. д.Читать выразительно загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т. д.).Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения: читать и держать строку глазами, не шевеля губами. Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение (Сутеев. «Яблоко»).Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой. Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге. Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев. Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров. | ||
| Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал». | |||
| Былины. « Три поездки Ильи Муромца» | |||
| Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение Песенки, приговорки, докучные сказки и др. | |||
| Устное народное творчество. Проверь себя. | |||
О детях и для детей - 20 часов. | ||||
| А.Барто «Катя». Дополнительное чтение. Б.Заходер «Перемена». | Уметь: различать учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически).Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре. Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины).Соотносить иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста. Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль. Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.).Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности. Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д.Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали. Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним. Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое. Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т. д. Сравнивать фольклорные произведения по жанру, теме, сюжету. Сравнивать сказки литературные и фольклорные. Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности. Определять положительных и отрицательных героев, аргументировать своё мнение. Воспроизводить текст произведения (пересказ подробный и краткий) | ||
| С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алёшке учиться надоело». | |||
| С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алёшке учиться надоело».Работа с текстом. | |||
| Е.Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение. С.Михалков «Прогулка» | |||
| Н.Носов «Заплатка»; Г.Сапгир «Рабочие руки». Дополнительное чтение. Нанайская сказка «Айога» | |||
| Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Дополнительное чтение . Я.Аким «Жадина». | |||
| М.Зощенко «Самое главное». Дополнительное чтение. А.Рубинов «Ступенька»; | |||
| М.Зощенко «Самое главное». Дополнительное чтение. П.Воронько «Мальчик Помогай». | |||
| В.Сутеев « Кто лучше?» Дополнительное чтение Л.Осеева «Волшебная иголочка». | |||
| А.Митта «Шар в окошке». Дополнительное чтение . В.Берестов «Прощание с другом». | |||
| Е.Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение . В.Берестов «Прощание с другом». | |||
| Л.Пантелеев «Две лягушки». Дополнительное чтение . В.Катаев «Цветик – семицветик». | |||
| В.Беспальков «Совушка». | |||
| В.Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники». Дополнительное чтение . Н.Носов «На горке». | |||
| Русская народная сказка «У страха глаза велики». | |||
| Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение. Братья Гримм «Три брата». | |||
| Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине». | |||
| Братья Гримм «Семеро храбрецов». | |||
| Братья Гримм «Семеро храбрецов».Дополнительное чтение. Б.Заходер «Серая Звездочка». | |||
| Проверь себя. Сказки народные и авторские. | |||
«Уж небо осенью дышало…» -6 часов. | ||||
| А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г.Скребицкий «Осень». Дополнительное чтение. М.Пришвин «Осеннее утро». | Уметь: выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте. Сравнивать научно-популярные произведения по жанрам (сказка и рассказ) и темам. Пересказывать текст о предметах, животных, человеке или явлении природы, точно излагая факты.Собирать информацию и оформлять её в виде схем и таблиц. Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи. Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, вывода) | ||
| Э. Шим «Белка и Ворон», Е. Трутнева «Осень». | |||
| А. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение. А.Твардовский «Начало осени» | |||
| Загадки. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».Загадки. М.Пришвин «Недосмотренные грибы». | |||
| Э. Шим «Храбрый опёнок». Дополнительное чтение. А.Майков «Осень». | |||
| Проверь себя. Произведения о родной природе. | |||
«Снежок порхает, кружится…» - 19 часов. | ||||
| З.Александрова «Зима». | Уметь: характеризовать книгу: название (фамилия автора и заглавие), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист).Определять жанр и тему книги. Моделировать обложки книг и находить книги по модели. Отбирать книги по заданной модели. Выбирать книгу по теме или жанру, по жанру и авторской принадлежности. Находить в детских журналах произведения по изучаемой теме, жанру или авторской принадлежности Находить и выделять в тексте произведения диалоги и полилоги героев, обращения, реплики. Конструировать диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях. Формулировать вопросы о произведении, книге и ответы на них. Инсценировать отрывки из произведений. Читать по ролям диалоги и полилоги героев произведений. Находить в произведениях монологи автора, героев. Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3–4 предложения).Доказывать свою точку зрения. Пересказывать тексты произведений кратко или подробно по готовому плану. Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращения), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы. Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон).Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности. Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, и вписывать их. Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы | ||
| С. Иванов «Каким бывает снег».Дополнительное чтение . С.Есенин «Пороша». | |||
| И. Соколов- Микитов «Зима в лесу». | |||
| Э. Шим «Всем вам крышка». | |||
| К. Ушинский «Мороз не страшен». | |||
| Русская сказка «Дети Деда Мороза». Дополнительное чтение. Немецкая сказка «Бабушка Метелица». | |||
| М. Пришвин «Деревья в лесу». Дополнительное чтение. Е.Пермяк «Четыре брата». | |||
| Коллективное творчество «Зима в лесу». | Уметь: анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) | ||
| И. Суриков «Детство». | Уметь: характеризовать книгу: название (фамилия автора и заглавие), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист).Определять жанр и тему книги. Моделировать обложки книг и находить книги по модели. Отбирать книги по заданной модели. Выбирать книгу по теме или жанру, по жанру и авторской принадлежности. Находить в детских журналах произведения по изучаемой теме, жанру или авторской принадлежности. Находить и выделять в тексте произведения диалоги и полилоги героев, обращения, реплики. Конструировать диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях. Формулировать вопросы о произведении, книге и ответы на них. Инсценировать отрывки из произведений. Читать по ролям диалоги и полилоги героев произведений. Находить в произведениях монологи автора, героев. Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3–4 предложения). Доказывать свою точку зрения. Пересказывать тексты произведений кратко или подробно по готовому плану. Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращения), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости. Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы. Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон).Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности. Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, и вписывать их. Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы | ||
| Литературная сказка. В. Даль «Девочка Снегурочка» | |||
| Литературная сказка. В. Даль «Девочка Снегурочка». Работа с текстом. | |||
| Русская народная сказка «Снегурочка». | |||
| Русская народная сказка «Снегурочка». Работа с текстом. | |||
| Дополнительное чтение. Японская народная сказка «Журавлиные перья». | |||
| Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза». | |||
| Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует». | |||
| И. Соколов- Микитов «Узоры на снегу». | |||
| И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?» Дополнительное чтение. В.Одоевский «Мороз Иванович». | |||
| Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича». | Уметь: анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) | ||
Здравствуй, праздник новогодний! - 9 часов. | ||||
| С. Михалков «В снегу стояла ёлочка». | Уметь: сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения. Моделировать обложки к изученным произведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность).Сравнивать басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и Эзопа по форме и структуре.Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая), или жанру, или теме, или авторской принадлежности. Выбирать и читать книги по изучаемому разделу. Находить в детском журнале произведения по теме, жанру или авторской принадлежности; информацию об авторах. Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.). Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности | ||
| А. Гайдар «Ёлка в тайге». | |||
| А. Гайдар «Ёлка в тайге». Работа с текстом. | |||
| Книги А. Гайдара. | |||
| С. Маршак «Декабрь». | |||
| Книги С. Маршака. Контрольная работа. Проверка начитанности | |||
| Библиотечный урок. Книги Х.-К.Андерсена.Дополнительное чтение. Х.-К.Андерсена.«Штопальная игла», «Ель». | |||
| Проверь себя. Природа зимой. | |||
| Урок-утренник «Идёт волшебница - зима». | |||
Произведения о животных - 15 часов. | ||||
| Народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение. Е.Чарушин «Перепелка». | Уметь: находить и выделять в тексте произведения диалоги и полилоги героев, обращения, реплики. Конструировать диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях. Формулировать вопросы о произведении, книге и ответы на них. Инсценировать отрывки из произведений. Читать поролям диалоги и полилоги героев произведений. Находить в произведениях монологи автора, героев. Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3–4 предложения).Доказывать свою точку зрения.. Пересказывать тексты произведений кратко или подробно по готовому плану. Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращения), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости. Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы. Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон).Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности. Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, и вписывать их. Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы | ||
| К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Полоса леса». Дополнительное чтение. М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой». | |||
| М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Оленёнок». Дополнительное чтение Н.Рубцов «Про зайцев». | |||
| К.Ушинский «Лиса Патрикеевна». Пословицы, загадки, скороговорки. | |||
| В. Бианки «Ёж-спаситель». Дополнительное чтение М.Пришвин «Журка». | |||
| М. Дудин «Тары-бары…». | |||
| Дополнительное чтение В.Бианки «Хвосты». | |||
| К.Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение. К. Паустовский «Барсучий нос». | |||
| Русская народная сказка «Журавль и цапля». | |||
| Дополнительное чтение. Африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену». | |||
| Русская народная сказка «Зимовье зверей». Дополнительное чтение. Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь». | |||
| Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». | |||
| Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Работа с текстом. | |||
| Русская народная сказка «Белые пёрышки». Дополнительное чтение. Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка». | |||
| Проверь себя. Произведения о животных. Литературный диктант. | |||
Зарубежные сказки - 11 часов. | ||||
| Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение . французская сказка «Волк, улитка и осы». | Уметь: сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения. Моделировать обложки к изученным произведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность).Сравнивать басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и Эзопа по форме и структуре. Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая), или жанру, или теме, или авторской принадлежности. Выбирать и читать книги по изучаемому разделу. Находить в детском журнале произведения по теме, жанру или авторской принадлежности; информацию об авторах Находить и выделять в тексте произведения диалоги героев, обращения, реплики. Конструировать диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях. Формулировать вопросы о произведении, книге и ответы на них. Инсценировать отрывки из произведений. Читать по ролям диалоги героев произведений. Находить в произведениях монологи автора, героев. Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3–4 предложения). Доказывать свою точку зрения. Пересказывать тексты произведений кратко или подробно по готовому плану. | ||
| Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать». | |||
| Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать». Работа с текстом. | |||
| Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». | |||
| Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».Работа с текстом. | |||
| Дополнительное чтение. Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг». | |||
| Братья Гримм «Бременские музыканты». | |||
| Братья Гримм «Бременские музыканты». Работа с текстом. | |||
| Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят». | |||
| Дополнительное чтение. Дж.Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха». | |||
| Проверь себя.Обобщение по теме: «Зарубежные сказки». | |||
Рассказы, стихи, сказки о семье - 14 часов. | ||||
| Л.Толстой «Лучше всех». Произведения фольклора: пословица, колыбельная песня | Уметь: ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр. Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею. Находить нужную информацию о книге в аппарате книги. Характеризовать произведение, героев по информации в таблице. Заполнять таблицы, схемы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод) | ||
| Е.Пермяк «Случай с кошельком». | |||
| А.Аксаков «Моя сестра». | |||
| М.Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…». Л.Осеева «Сыновья», А.Майков «Колыбельная песня». | |||
| Л.Толстой «Отец и сыновья», А.Плещеев «Дедушка». Дополнительное чтение . И.Панькин «Легенда о матерях». | |||
| Л.Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март».Дополнительное чтение. Б.Заходер «Сморчки». | |||
| А.Плещеев «Песня матери». | |||
| А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». | |||
| Татарская народная сказка «Три сестры». Дополнительное чтение С.Михалков «А что у вас?» | |||
| В.Солоухин «Деревья». | |||
| С.Михалков «Быль для детей». | |||
| С.Баруздин «Салют». | |||
| Рассказы, стихи, сказки. | |||
| Проверь себя. Обобщение по теме: «Рассказы, стихи, сказки о семье». | |||
«Весна, весна красная…». - 24 часа. | ||||
| Народная песня «Весна, весна красная!». А.Чехов «Весной» | Уметь: воспринимать литературные произведения (чтение учителя или одноклассников или самостоятельное чтение).Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам. Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности. Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема).Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях. Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о детях, о природе, о животных).Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения. Читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога).Упражняться в чтении многосложных слов по слогам (пример: при-гля-нув-ший-ся).Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первого и т. д.Читать выразительно загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т. д.).Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения: читать и держать строку глазами, не шевеля губами. Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение (Сутеев. «Яблоко»).Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой. Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге. Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев. Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров. Различать учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически).Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре. Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины). Соотносить иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста. Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль. Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.). | ||
| А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…». | |||
| Г. Скребицкий «Весна-художник». | |||
| М.Сладков «Снег и ветер».Дополнительное чтение. Н.Сладков Из цикла «Лесные шорохи». | |||
| С. Маршак «Весенняя песенка». | |||
| Э. Шим «Чем пахнет весна». | |||
| Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...». Дополнительное чтение. В.Маяковский «Тучкины штучки». | |||
| Произведения о Дне Победы. | |||
| С. Баруздин « Салют». | |||
| Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Дополнительное чтение . К.Ушинский «Проказы старухи зимы». | |||
| А. Куприн «Скворцы»,Н. Сладков «Скворец- молодец».Дополнительное чтение. Н. Сладков «Проталины». | |||
| Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель». | |||
| Г. Скребицкий «Жаворонок». Дополнительное чтение . К.Коровин «Баран, заяц и ёж». | |||
| Малые жанры фольклора. Песенка- закличка. Загадки. | |||
| В. Жуковский «Жаворонок». Дополнительное чтение. В.Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину». | |||
| О. Высотская «Одуванчик», М.Пришвин «Золотой луг». | |||
| П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение. Э.Шим «Муравейник». | |||
| Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей» . Дополнительное чтение. Р.Сеф «Чудо». | |||
| М. Пришвин «Ребята и утята»Дополнительное чтение.Н.Сладков «Весенний разговор». | |||
| Б. Заходер «Птичья школа». | |||
| Б. Заходер «Птичья школа». Дополнительное чтение. М.Горький «Воробьишко». | |||
| К. Ушинский «Утренние лучи». Дополнительное чтение. .М.Пришвин «Лесная капель». | |||
| А. Барто «Весна, весна на улице…». | |||
| Промежуточная аттестация. Навыки чтения. | |||
Волшебные сказки - 8 часов. | ||||
| Русская народная сказка Хаврошечка». | Уметь: понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности. Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д.Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали. Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним. Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое. Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т. д.Сравнивать фольклорные произведения по жанру, теме, сюжету. Сравнивать сказки литературные и фольклорные. Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности. Определять положительных и отрицательных героев, аргументировать своё мнение. Воспроизводить текст произведения (пересказ подробный и краткий)Выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте. | ||
| Дополнительное чтение. русские народные сказки «Чудо-чудное, диво-дивное», «Царевна – лягушка». | |||
| А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | |||
| А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа с текстом. | |||
| А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».Дополнительное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». | |||
| Ш. Перро «Кот в сапогах». | |||
| Дополнительное чтение.Индийская народная сказка «Золотая рыба». | |||
| Проверь себя. Обобщение по теме: «Там чудеса…». Летнее чтение. Дополнительное чтение.Л.Кэрролл «Алиса в Стране чудес». |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
· Учебник «Литературное чтение» в двух частях. Автор комплекта Л.А. Ефросинина. М: «Вента