Здесь проявляется присущее Булгакову стремление к смеховой, юмористической, иронической языковой стихии. Как по-другому в литературоведении и искусствоведении называется смешное?
ОТВЕТ: __________________
140. Назовите произведение А.Т. Твардовского, главная идея которой – «не дать убаюкать свою память, ибо, не зная уроков прошлого и не поклонившись праху его жертв, мы не готовы к будущему…»:
А) поэма «Василий Теркин»
Б) поэма «По праву памяти»
В) стихотворение «Я знаю, никакой моей вины»
Г) стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете»
141. Назовите автора поэмы «Василий Теркин»:
А) В.Т. Шаламов; Б) А.Т. Твардовский; | В) И. Мандельштам; Д) Б. Пастернак. |
142. Назовите автора стихотворения:
Я убит подо Ржевом,В безымянном болоте,В пятой роте,На левом,При жестоком налете.Я не слышал разрываИ не видел той вспышки, -Точно в пропасть с обрыва -И ни дна, ни покрышки.И во всем этом миреДо конца его дней -Ни петлички,Ни лычкиС гимнастерки моей.Я - где корни слепыеИщут корма во тьме;Я - где с облаком пылиХодит рожь на холме.Я - где крик петушиныйНа заре по росе;Я - где ваши машиныВоздух рвут на шоссе.Где - травинку к травинке -Речка травы прядет,Там, куда на поминкиДаже мать не придет… | А) В.Т. Шаламов; Б) А.Т. Твардовский; В) О.Э. Мандельштам; Д) Б.Л. Пастернак. |
А.Т. Твардовский был не только талантливым писателем и поэтом, но и редактором самого крупного литературного журнала «Новый мир». В 1962 г. ему удалось убедить Н.С. Хрущева, дать разрешение на публикацию произведения А.И. Солженицына, в котором описывается жизнь узника ГУЛАГа. Как называется это произведение.
а) «Архипелаг ГУЛАГ»
б) «Один день Ивана Денисовича»
в) «В круге первом»
г) «Красное колесо»
144. О каком чувстве лирического героя говорит А.Т. Твардовского в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины...»?
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В то, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же... | а) гордости б) вины в) зависти д) ностальгии |
145. Назовите первый сборник рассказов М. Шолохова, принесший ему славу:
А) «Лазоревая степь»; Б) «Донские рассказы»; | В) «Чужая кровь»; Г) «Наука ненависти». |
146. Назовите главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»:
А) Николай Кошевой; Б) Григорий Мелехов; | В) генерал Листницкий; Г) Прокофий Пантелеевич Мелехов. |
147. Определите жанр произведения М. Шолохова «Тихий Дон»:
А) рассказ; Б) поэма; | В) повесть; Г) роман-эпопея. |
148. Укажите, какие военные события описаны в романе М. Шолохова «Тихий Дон»:
А) Великая Отечественная война;
Б) Первая мировая война, корниловский мятеж, интервенция и Гражданская война;
В) Революция 1917 года;
Г) Революция 1905 года.
149. Укажите произведение М.Шолохова, в котором описывается коллективизация и ее последствия:
А) «Тихий Дон»; Б) «Поднятая целина»; В) «Судьба человека».
151. Прочитайте фрагмент текста А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выполните задание. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.
Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два – на зоне, один – внутри лагеря.
И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки – выносить.
Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптёркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку – тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное – если в миске что осталось, не удержишься, начнёшь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина – старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет и своему пополнению, привезённому с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:
– Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
Насчёт кума – это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их – на чужой крови.
а) рассказ б) повесть в) быль г) роман
152. Прочитайте фрагмент текста А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выполните задание. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
а) является завязкой сюжета б) является кульминацией сюжета | в) является экспозицией г) является эпилогом |
153. Прочитайте фрагмент текста А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выполните задание. Главной темой этого фрагмента является:
а) начало дня в лагере б) приход надзирателя | в) красота природы г) образ жизни Шухова |