О чем мечтает герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» мелкий чиновник Евгений?
Подготовка к экзамену по литературе.
1. Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина "Узник". Как называется приём, при котором члены предложения находятся не в обычном порядке, использованный, например, в таких словосочетаниях, как «темнице сырой», «криком своим» и других?
Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер.. да я!..» | А) инверсия Б) эпифора В) анафора Г) метафора |
2. Прочитайте стихотворениеА.С. Пушкин «К Чаадаеву». Выпишите слово из первого четверостишия, которое является синонимом к слову «упованье».
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! | ответ: _________________ |
3. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву». Укажите название синтаксического средства, которое используется в строках«Мой друг, отчизне посвятим», «Товарищ, верь: взойдет она» и делает стихотворение эмоциональным.
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! | а) синтаксический повтор б) лексический повтор в) обращение |
О чем мечтает герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» мелкий чиновник Евгений?
А) о карьерном росте Б) о семейном счастье В) о социальной справедливости
6. Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке». Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи образных определений царственный и вечными. Как в литературоведении называются такие определения?
Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне!.. | A) метафоры Б) аллегории В) эпитеты |
7. В приведенном стихотворении А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» употреблено древнерусское слово, обозначавшее корабль, судно, а также особый ящик для хранения святых даров(религиозных святынь). Интересно, что в стихотворении Пушкина оно совмещает в себе оба значения. Запишите это слово. (ОТВЕТ: _____________________)
8. Прочитайте стихотворениеА.С .Пушкин «К Чаадаеву» и ответьте на вопрос.Поэтическая мысль в стихотворении развивается от прошедшего через настоящее к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться?
а) существительное б) прилагательное | в) глагол г) причастие | д) деепричастие |
Назовите художественный метод и литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и к которому относят позднее творчество А. С. Пушкина, в том числе роман «Капитанская дочка» и поэму «Медный всадник»?
А) реализм Б) романтизм В) сентиментализм
12.
А) Прочитайте приведённое ниже стихотворение А.А. Фета и выполните задание. Назовите средство художественной выразительности, которое использует поэт в первой строке.
Заря прощается с землёю, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец! И всё таинственней, безмерней Их тень растёт, растёт, как сон; Как тонко по заре вечерней Их лёгкий очерк вознесён! Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, - И землю чувствуют родную, И в небо просятся оне. | А) олицетворение Б) метафора В) эпитет |
Б) Прочитайте приведённое ниже стихотворение А.А. Фета и выполните задание. Укажите номер строфы, в которой поэт использует анафору (единоначатие).
К какому литературному типу, появившемуся в 1830-е годы в творчестве А. С. Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», Евгений в «Медном всаднике») и ставшему одним из постоянных в русской литературе, принадлежит герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин?
A) маленький человек Б) лишний человек | В) герой своего времени Г) герой-резонер |
20. Кто из героев драмы А. Н. Островского «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой:«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»?
А) Кулигин Б) Тихон В) Борис
21. Какой прием использует А. Н. Островский в драме «Гроза», рассказывая о жизни в городе Калинове?«Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».
«Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
А) антитеза б) ремарка в) эпитет
22. Прочитайте отрывок пьесы А.Н.Островского «Гроза» и ответьте на вопрос. Гроза в пьесе — это иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий особой смысловой емкостью. Как называется такой образ в литературоведении?
а)символб) метафора в) эпитет
23. Кому из героинь драмы А. Н. Островского «Гроза» принадлежат приведенные слова? «И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
А) Феклуша Б) Катерина В) Варвара Г) Кабанова Марфа Игнатьевна
24. На какой реке стоит вымышленный А. Н. Островским город Калинов, в котором происходит действие пьесы "Гроза"?
А) Москва-река Б) Волга В) Дон
25. Укажите вариант ответа, в котором указано имя человека, которому Тургенев посвятил роман «Отцы и дети»:
А) Пушкину А.С.; Б) Белинскому В.Г.; | В) Гоголю Н.В.; Г) Некрасову Н.А. |
26. Прочитайте отрывок романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и ответьте на вопрос. Нигилизм как общественное и интеллектуальное явление конца XIX века противопоставлено другому явлению того же периода. Назовите его.
Аркадий подошел к дяде и снова почувствовал на щеках своих прикосновение его душистых усов. Павел Петрович присел к столу. На нём был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пёстренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок.
- Где же новый твой приятель? - спросил он Аркадия.
- Его дома нет; он обыкновенно встаёт рано и отправляется куда-нибудь. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит.
- Да, это заметно. - Павел Петрович начал, не торопясь, намазывать масло на хлеб. - Долго он у нас прогостит?
- Как придётся. Он заехал сюда по дороге к отцу.
- А отец его где живёт?
- В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором.
- Тэ-тэ-тэ-тэ... То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров?.. Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
- Кажется, был.
- Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! - Павел Петрович повел усами. - Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? - спросил он с расстановкой.
- Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое?
- Сделай одолжение, племянничек.
- Он нигилист.
- Как? - спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.
- Он нигилист, - повторил Аркадий.
- Нигилист, - проговорил Николай Петрович. - Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает?
- Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
- Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий.
- А это не всё равно? - спросил Павел Петрович.
- Нет, не всё равно. Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип.
- И что ж, это хорошо? - перебил Павел Петрович.
- Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно.
- Вот как. Ну, это, я вижу, не по нашей части. Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов (Павел Петрович выговаривал это слово мягко, на французский манер, Аркадий, напротив, произносил "прынцип", налегая на первый слог), без принсипов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Vous avez change tout cela, дай вам Бог здоровья и генеральский чин, а мы только любоваться вами будем, господа... как бишь?
- Нигилисты, - отчётливо проговорил Аркадий.
- Да. Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве; а теперь позвони-ка, пожалуйста, брат, Николай Петрович, мне пора пить мой какао.
А) либерализм Б) славянофилы В) западники
27. Почитайте отрывок романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и назовите фамилию собеседников.
А) Базаровы б) Кирсановы в) Базаров и Кирсановы
В романе «Преступление и наказание», как и в некоторых других произведениях, Достоевский описывает каторгу, на которой действительно побывал из-за того, что участвовал в политическом кружке. Каким словом, образованным от фамилии организатора собраний, называют участников этого кружка?
А) декабристы б)петрашевцы | в)русский социализм г)народничество д) социал-демократы |
А) сентиментализм Б) романтизм В) реализм
47. Определите жанр пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»:
А) трагикомедия; Б) драма; | В) социальная драма; Г) лирическая комедия. |
48. Укажите, как сложилась судьба Раневской в финале пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»:
А) Выходит замуж; Б) Остается экономкой в своем имении; | В) Уезжает за границу; Г) Умирает. |
Илья Ильич ещё холоднее простился с толпой друзей. Тотчас после первого письма старосты о недоимках и неурожае заменил он первого своего друга, повара, кухаркой, потом продал лошадей и, наконец, отпустил прочих «друзей».
Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днём все крепче и постояннее водворялся в своей квартире.
Сначала ему тяжело стало пробыть целый день одетым, потом он ленился обедать в гостях, кроме коротко знакомых, больше холостых домов, где можно снять галстук, расстегнуть жилет и где можно даже «поваляться» или соснуть часок.
Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться.
Вычитал он где-то, что только утренние испарения полезны, а вечерние вредны, и стал бояться сырости.
Несмотря на все эти причуды, другу его, Штольцу, удавалось вытаскивать его в люди; но Штольц часто отлучался из Петербурга в Москву, в Нижний, в Крым, а потом и за границу — и без него Обломов опять ввергался весь по уши в своё одиночество и уединение, из которого могло его вывести только что-нибудь необыкновенное, выходящее из ряда ежедневных явлений жизни; но подобного ничего не было и не предвиделось впереди.
А) ирония Б) сарказм в) юмор г) сатира
59. Почитайте отрывок романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»(см. п. 6).Установите соответствие между персонажами, о которых идет речь в отрыке, и их дальнейшей судьбой.
А) Николай Петрович | 1) «...уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене, где знается больше с англичанами и с проезжими русскими.» |
Б) Аркадий | 2) женится на Фенечке |
В) Павел Петрович | 3) изучает архитектуру в Гейдельберге |
4) «...сделался рьяным хозяином, и "ферма" уже приносит довольно значительный доход...» |
60.Укажите, что является основой сюжета в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»:
А) детективная история Б) любовная история В) реальные исторические события
61. Назовите, кому из действующих лиц романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» принадлежит следующее высказывание: «А, впрочем, не показывает ли это проницательному сорту читателей (большинству литературных людей показывает - ведь оно состоит из проницательных господ), не показывает ли это, говорю я, что Кирсанов и Лопухов были люди сухие, без эстетической жилки»:
А) Вере Павловне; Б) Рахметову; В) автору.
62. Укажите название теории, на которой строятся убеждения «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»:
А) «разумного эгоизма»; Б) «кровь по совести»; В) «целых кафтанов».
63. Укажите имя героя романа Чернышевского «Что делать?», о котором идет речь в данном отрывке: «Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли»:
А) Лопухов; Б) Кирсанов; В) Рахметов.
64. Укажите, какой роман Н.Г.Чернышевского был написан в ссылке:
А) «Что делать?» Б) «Пролог» В) «Повести в повести»
65. Первый русский лауреат Нобелевской премии, активный участник литературной жизни русской эмиграции первой волны на Западе:
А) Д.С. Мережковский Б) Вячеслав Иванов | В) А.И. Куприн Г) И.А. Бунин |
66. В каком городе происходят события «Чистого понедельника» И.А. Бунина?«Странный город! - говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. - Василий Блаженный - и Спас-на-Бору, итальянские соборы - и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах...»
А) Петербург Б) Москва | В) Ярославль Г) Рим |
67. О герое какого рассказа И. А. Бунина сказано?«Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие, на путешествие долгое и комфортабельное, и мало ли еще на что. Для такой уверенности у него был тот резон, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! - и, наконец, увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть».
А) «Чистый понедельник» Б) «Холодная осень» | В) «Господин из Сан-Франциско» Г) «Солнечный удар» |
68. Укажите, какой жанр литературы был наиболее близок И. А. Бунину?
А) роман; Б) миниатюра; | В) пьеса; Г) повесть |
О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «сын орла и женщины», «он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу», «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого»?
А) о Челкаше Б) о Данко | В) о Ларре Г) о Лойко |
81. О каком из героев ранних рассказов Горького сказано:«На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в нём могучие мечты…»
А) Лойко Зобаро; Б) Челкаш; В) Макар Чудра.
82. Назовите имя героя рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который из-за великой любви к людям вырвал свое горящее сердце, чтобы осветить путь и вывести людей к свету:
А) Челкаш; Б) Сатин; | В) Данко; Г) Ларра. |
83. Укажите, к какому литературному направлению относятся произведения А.М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревеснике»:
А) классицизм; Б) новый романтизм; | В) реализм; Г) постмодернизм. |
Обычно в художественном приеме сравнения используется союз как. Но во втором четверостишии использована еще одна форма сравнения — без союза. Какой падеж существительного позволяет выразить это сравнение?
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
97. Прочитайте стихотворение В.В. Маяковского «Нате!». Как называется использование одинаковых или похожих звуков с целью создания слуховой картины (например, в строке вытечет почеловеку ваш обрюзгшийжир)?
А) звукопись Б) тайнопись В) цветопись
Прочитайте приведённое ниже стихотворение С.А. Есенина и ответьте на вопрос. Как называлось литературное направление начала XX века, в рамках которого творили Есенин, Мариенгоф и некоторые другие поэты?
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна берёзового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий, ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. | А) Символизм Б) Акмеизм В) Имажинизм Г) Футуризм |
112. Прочитайте стихотворение С.А. Есенина и ответьте на вопрос. Как называется характерный для творчества Есенина троп, использующийся в конструкциях «яблонь дым», «страна берёзового ситца», «пламень уст» и других? ОТВЕТ: ____________________
113.Прочитайте стихотворение С.А. Есенина.Укажите, какое художественное средство НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор во четвёртой строфе стихотворения.
а) антитеза б) сравнение в) эпитет г) риторическое обращение
114. Как называется художественный прием, позволивший С. А. Есенину в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...» наделить неодушевленные предметы свойствами живых существ?
О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. | А) олицетворение Б) одушевление В) гипербола Г) аллегория |
А) Гелла Б) Фрида В) Маргарита
132. Какой особый вид комического, представляющий собой высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображении их в нелепом карикатурном виде, использует А. М. Булгаков, описывая в романе «Мастер и Маргарита», например, «дом Грибоедова», где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ? «С легкой руки членов МАССОЛИТа никто не называл дом «домом Грибоедова», а все говорили просто — «Грибоедов»: «Я вчера два часа протолкался у Грибоедова», — «Ну и как?» — «В Ялту на месяц добился». — «Молодец!». Или: «Пойди к Берлиозу, он сегодня от четырех до пяти принимает в Грибоедове...» И так далее. МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с извещениями разных спортивных кружков и с групповыми, а также индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, которыми (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж. На дверях первой же комнаты в этом верхнем этаже виднелась крупная надпись «Рыбно-дачная секция», и тут же был изображен карась, попавшийся на уду. На дверях комнаты № 2 было написано что-то не совсем понятное: «Однодневная творческая путевка. Обращаться к М. В. Подложной». Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе непонятную надпись: «Перелыгино»...
А) сатираБ) сарказм В) ирония
133. Назовите имя женщины, пролившей масло около трамвайных путей в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и ставшей фактической виновницей смерти Берлиоза?
А) Аннушка; Б) Маргарита; | В) Наталья; Г) Вампир Гелла. |
134. Как называется роман Мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А) Иешуа Га-Ноцри Б) Воланд | В) Понтий Пилат Г) Иуда |
135. Укажите, какой эпиграф предваряет ниже перечисленные произведения:
а) Посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского | 1) роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» |
б) «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете «Фауст» | 2) рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет» |
в) L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, N 2). Largo Appassionatu | 3) роман И. Тургенева «Отцы и дети» |
136. Прочитайте отрывок произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»(см вопрос 130)и ответьте на вопрос. В эпизоде, помимо Воланда и Маргариты, участвует и вся свита Воланда. Установите соответствие между персонажами(левый столбик)и их характеристиками(правый столбик).К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Бегемот | 1) Вампир, служанка |
Б) Гелла | 2) Чёрт и рыцарь |
В) Азазелло | 3) Падший ангел, научивший людей изготовлять оружие и украшения |
4) Оборотень, любимый шут сатаны |
137. Прочитайте отрывок произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»(см вопрос 130)и ответьте на вопрос. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть несколько ключевых слов, связанных с основными идеями художественного мира писателя, в частности:истина, вера, свобода.
Найдите в приведённом фрагменте ещё одно, означающее готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности и запишите его в начальной форме(ед.ч. им.падеж). Ответ: _______________
138. Прочитайте отрывок произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Слова Воланда «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут!» стали крылатыми. Как называется оригинальная авторская мысль, облеченная в краткую, запоминающуюся форму, ставшая крылатой?
а) афоризм б) фразеологизм в) диалектизм
139. Эмоциональная напряженность эпизода, в котором Маргарита проходит важное жизненное испытание, разряжается репликами кота:«Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно, помня накрученное на балу ухо; … в раздражении кот стукнул лапой по столу».
А.Т. Твардовский был не только талантливым писателем и поэтом, но и редактором самого крупного литературного журнала «Новый мир». В 1962 г. ему удалось убедить Н.С. Хрущева, дать разрешение на публикацию произведения А.И. Солженицына, в котором описывается жизнь узника ГУЛАГа. Как называется это произведение.
а) «Архипелаг ГУЛАГ»
б) «Один день Ивана Денисовича»
в) «В круге первом»
г) «Красное колесо»
144. О каком чувстве лирического героя говорит А.Т. Твардовского в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины...»?
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В то, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же... | а) гордости б) вины в) зависти д) ностальгии |
145. Назовите первый сборник рассказов М. Шолохова, принесший ему славу:
А) «Лазоревая степь»; Б) «Донские рассказы»; | В) «Чужая кровь»; Г) «Наука ненависти». |
146. Назовите главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»:
А) Николай Кошевой; Б) Григорий Мелехов; | В) генерал Листницкий; Г) Прокофий Пантелеевич Мелехов. |
147. Определите жанр произведения М. Шолохова «Тихий Дон»:
А) рассказ; Б) поэма; | В) повесть; Г) роман-эпопея. |
148. Укажите, какие военные события описаны в романе М. Шолохова «Тихий Дон»:
А) Великая Отечественная война;
Б) Первая мировая война, корниловский мятеж, интервенция и Гражданская война;
В) Революция 1917 года;
Г) Революция 1905 года.
149. Укажите произведение М.Шолохова, в котором описывается коллективизация и ее последствия:
А) «Тихий Дон»; Б) «Поднятая целина»; В) «Судьба человека».
151. Прочитайте фрагмент текста А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выполните задание. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.
Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два – на зоне, один – внутри лагеря.
И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки – выносить.
Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптёркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку – тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное – если в миске что осталось, не удержишься, начнёшь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина – старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет и своему пополнению, привезённому с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:
– Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
Насчёт кума – это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их – на чужой крови.
а) рассказ б) повесть в) быль г) роман
152. Прочитайте фрагмент текста А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выполните задание. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
а) является завязкой сюжета б) является кульминацией сюжета | в) является экспозицией г) является эпилогом |
153. Прочитайте фрагмент текста А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выполните задание. Главной темой этого фрагмента является:
а) начало дня в лагере б) приход надзирателя | в) красота природы г) образ жизни Шухова |
Подготовка к экзамену по литературе.
1. Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина "Узник". Как называется приём, при котором члены предложения находятся не в обычном порядке, использованный, например, в таких словосочетаниях, как «темнице сырой», «криком своим» и других?
Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер.. да я!..» | А) инверсия Б) эпифора В) анафора Г) метафора |
2. Прочитайте стихотворениеА.С. Пушкин «К Чаадаеву». Выпишите слово из первого четверостишия, которое является синонимом к слову «упованье».
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! | ответ: _________________ |
3. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву». Укажите название синтаксического средства, которое используется в строках«Мой друг, отчизне посвятим», «Товарищ, верь: взойдет она» и делает стихотворение эмоциональным.
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! | а) синтаксический повтор б) лексический повтор в) обращение |
О чем мечтает герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» мелкий чиновник Евгений?
А) о карьерном росте Б) о семейном счастье В) о социальной справедливости
6. Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке». Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи образных определений царственный и вечными. Как в литературоведении называются такие определения?
Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне!.. | A) метафоры Б) аллегории В) эпитеты |
7. В приведенном стихотворении А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» употреблено древнерусское слово, обозначавшее корабль, судно, а также особый ящик для хранения святых даров(религиозных святынь). Интересно, что в стихотворении Пушкина оно совмещает в себе оба значения. Запишите это слово. (ОТВЕТ: _____________________)
8. Прочитайте стихотворениеА.С .Пушкин «К Чаадаеву» и ответьте на вопрос.Поэтическая мысль в стихотворении развивается от прошедшего через настоящее к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться?
а) существительное б) прилагательное | в) глагол г) причастие | д) деепричастие |