Вопрос 22. стихотворная повесть а.с. пушкина «медный всадник». социальная и философская проблематика, образы петра i и евгения в поэме. личность,судьба,история.

В 1833 г. П. ишет поэму «Медный всадник», поэму философскую, социальную и историческую. Во введении возникает величественный образ Петра – преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения, - укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря «на зло надменному соседу». Петр выступает во введении и как покоритель самой природы, её стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которая до него веками царила «на берегу пустынных волн». П. сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способных осуществить такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.

Проходит 100 лет, осуществлён гениальный замысел Петра. Облик Петербурга рисуется П. с чувством патриотической гордости и восхищения, воображение поэта поражено невиданной красотой северной столицы, её «строгим, стройным видом», дивным ансамблем площадей и дворцов, Невой, закованной в гранит, белыми ночами. Но это и город социальных контрастов и противоречий, отразившихся в злосчастной судьбе Евгения и его любимой Параши, ничем не защищенных от превратностей судьбы и становящихся жертвами созданного, казалось бы, для счастья людей изумительного города. Поэт задумывался над философской проблемой столкновения интересов личности и неумолимого хода истории. Пушкин создавал «Медного всадника» в ту же пору, когда Гоголь начинал писать свои петербургские повести. Свою поэму П. также называет петербургской повестью. Грандиозная философско-историческая тема сливается с изображением судьбы «маленького человека», с его протестом; в поэме звучит социальная тема, которая станет главной в петербургских повестях Гоголя и натуральной школы.

ВОПРОС 23. РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН», ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА, ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОТРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ПОЭТИКИ. АВТОР И АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ. В.Г. БЕЛИНСКИЙ О «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ» .

Роман имеет зеркальную композицию, Татьяна встречает Онегина, влюбляется, пишет письмо, Онегин читает ей нравоученья. Затем Онегин в свете встречает Татьяну, влюбляется, пишет письмо, Татьяна читает ему отповедь. Роман занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное произведение поэта, оказавшее сильнейшее влияние на судьбу русской лит-ры. Стихотворная форма придает роману черты, отличающие его от прозаического произведения.

Герои произведения не просто действующие лица, они любимые друзья автора. Благодаря поэтической форме, все в романе овеяно музыкальностью. Создана онегиснкая строфа, сост из 14 строк. Это позволило автору легко переходить от одной темы к др., от рассказа к лирическому излиянию или размышлению. В романе много лирич отступлений, в кот автор высказывает свои мысли, свою точку зрения на искусство, дружбу, театр, патриотизм и тп.

Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Автор рассказывает нам о жизни петербургского и поместного дворянства, людях, вкусах, интересах. Герои убеждаются в невозможности счастья.

Прежде всего в Онегине мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества. С этой точки зрения поэма историческая в полном смысле этого слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица.

Пушкин представил нравственное лицо наиболее оевропевшегося в России сословия.

Он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо их просто людей. Сформировалось общество, которое не удовлетворялось уже не одною охотою, роскошью и пирами, даже не одними танцами и картами, оно говорило и читало по-французски, музыка и рисование тоже входило у него как необходимость, в план воспитания детей. В Онегине Пушкин решился представить нам внутреннюю жизнь сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху.

Характер и сущность человека сильно зависят от того, что его окружает. В романе главных героев по большей части характеризуют круг чтения и тематика споров. Характер, которое носит то или иное произведение, прочитанное кем-то из героев близок к внутреннему миру самого героя.. Дворянское общество на грани 18 19 вв тяготело к западноевропейской культуре. Дамы в основном читали романы Ричардсона, Руссо. Татьяне рано нравились романы. Оставаясь наедине, она постоянно погружалась в чтение, жила прочитанным. Поэтому встретив Онегина, она в нем увидела образ книжного героя, именно поэтому она была обречена на любовь к нему. Пэтому отправляет ему письмо первой. Верит народным гаданиям, знает песни, стремится познавать новое. Стремясь понять душу Онегина, она читает его книги, всматривается на пометках на страницах. И тут она узнает холодный образ Онегина. Он читает Байрона, ему совсем не интересны поэты, поющие об идеальном мире. Ему наскучила однообразная светская жизнь и он видит весь мир в темных красках. Поэтому не замечает чувственной Татьяны. Ленский опьянен красотой Ольги, тк привык видеть мир в светлых тонах.

Все герои романа- современники, они заинтересованы проблемами своего времени. Но каждый из героев живет в собственном мире, принадлежащем ему.

«Евгений Онегин» по праву считается основным, центральным произведением Пушкина. Работа над ним, продолжавшаяся около восьми с половиной лет (9 мая 1823 г. — 5 октября 1831 г.), падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина-поэта (в дальнейшем он все больше и больше обращается к прозе).

Задание, которое ставит себе Пушкин в «Евгении Онегине», аналогично заданию «Кавказского пленника». В образе главного героя романа Пушкин опять хочет изобразить «отличительные черты молодежи XIX века», которые он пытался раскрыть в характере Пленника. В предисловии к изданию первой главы «Евгения Онегина» (1825) Пушкин и сам говорит, что характер «главного лица» нового произведения «сбивается» на характер Пленника (см. раздел «Из ранних редакций», стр. 451). В основе фабульной линии, связанной с «главным лицом», в значительной степени лежит та же сюжетная схема:

Онегин, как и Пленник, покидает «свет», уезжает из столицы; в иной, патриархальной среде встречается с юной и чистой девушкой; оказывается неспособен разделить и даже понять и оценить ее большое чувство. Однако, при наличии этой непосредственной преемственной связи, тем значительнее и принципиально важнее существенное различие этих произведений. К осуществлению одного и того же замысла Пушкин идет теперь совсем иным, по существу прямо противоположным путем и, в соответствии с этим, облекает свое новое произведение совсем в иную жанровую форму. Эта форма — не поэма, а «роман в стихах» — подсказана Пушкину Байроном — его стихотворным романом «Дон Жуан», который Пушкин считал лучшим творением английского поэта.

Но по существу Пушкин не только не следует Байрону, но и прямо противопоставляет свой роман произведению английского поэта-романтика.

«Евгений Онегин» — роман о современности, о пушкинском «сегодняшнем» дне, — произведение, которое заимствует все свое содержание — образы действующих лиц, картины быта, природы, —из непосредственно окружавшей поэта действительности.

Поэт не смешивает воедино лирическое и эпическое начала, не подменяет образа героя самим собою, объект — субъектом. Перечисляя те «черты» в натуре Онегина, которые ему «нравились», указывая на известное сходство характеров и жизненных обстоятельств героя и самого себя Пушкин одиннадцатью строфами ниже столь же отчетливо подчеркивает и «разность» между собой и героем .То, что говорится здесь о различном отношении автора и героя к природе, как бы последнее звено в целой цепи «разностей», которые то и дело выступают из предшествующего изложения (например, говорится о равнодушии и охлаждении Онегина к театру, балету и тут же, в лирическом отступлении, показано совершение иное, восторженное отношение к ним поэта). поэт прямо объективирует себя— вводит в ряд вымышленных персонажей, в образно-художественную ткань романа, живописующую картину жизни петербургского общества «в конце 1819 г.» (то есть незадолго до высылки Пушкина из столицы на юг), как точно датирует он действие первой главы в предисловии к ней. Это несомненно сообщает данной картине большеи жизненности и полноты. По-видимому, с этой же целью поэт показывает в той же первой главе в числе друзей Онегина и еще одно реальное лицо, для данной эпохи весьма выразительное, — своего близкого приятеля, кутилу и вольнодумца — гусара Каверина; позднее, в седьмой главе, в картину дворянской Москвы он подобным же образом включает характерную фигуру своего друга — поэта кн. Вяземского — рисует знакомство его с Татьяной. Снова и таким же точно приемом напоминает об Этом Пушкин читателю и почти в самом конце романа, в вынужденно исключенной из него предпоследней главе — о путешествии Онегина: герой и автор встречаются друг с другом в Одессе незадолго до ссылки поэта в Михайловское.

Во время подготовки к печати первой главы «Евгения Онегина» Пушкин вслед за текстом посылает набросанный им рисунок, хотел и зрительно закрепить в сознании читателей, что автор и герой — два разные лица.

“Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”, -писал он в письме к П. Вяземскому. “Евгений Онегин” - лиро-эпическое произведение, в котором оба начала выступают как равноправные. Автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход “свободного романа”.

В романе выделяются две сюжетные линии. Первая - это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая - это взаимоотношения Онегина и Ленского. Роман состоит из восьми глав. Первая из них представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем - “молодым повесой” Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице. Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии -знакомство Онегина с Ленским:

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились, потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она же, в свою очередь, сразу отметила Онегина:

Пора пришла, она влюбилась...

Татьяна воспитывалась как типичная провинциальная девушка того времени:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

В своем воображении она создала образ возлюбленного, не похожего на окружающих ее молодых людей, окруженного какой-то тайной. Она ведет себя как истинная героиня романа: пишет ему письмо в духе тех, которые она читала в книгах, ведь она “по-русски знала плохо”. Герой “тронут был” признанием юной девушки, но “жизнь семейным кругом” ограничивать не хотел, поэтому и прочитал ей нотацию в саду, призвав ее “учиться властвовать собой”. Это своего рода кульминация в развитии первой сюжетной линии.

Пятая глава романа знаменательна тем, что Татьяна, мучимая “страстью нежной”, видит сон, который имеет важную композиционную роль. Он позволяет читателю как бы предугадать последующие события - смерть Ленского. Важны также и именины Татьяны. Они играют важную роль в развитии второй сюжетной линии. Именно на именинах Татьяны Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить”. Ленский, возвышенная и страстная душа, находящаяся во власти пламенной страсти к Ольге, не мог стерпеть обиды и предательства друга и решил:

Две пули - больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

Соответственно, главу шестую мы можем назвать кульминацией и развязкой второй сюжетной линии.

Что же касается первой сюжетной линии, то ее развитие продолжается. Татьяну увозят на ярмарку невест в Москву, а затем она выходит замуж за важного генерала. Через два года она встречается в Петербурге с Онегиным. Теперь она уже светская дама, “законодательница зал”, занимающая такое же положение в обществе, как и Онегин. Теперь уже он влюбляется в Татьяну и пишет ей письмо. Так в восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии.

Однако следует отметить важную композиционную особенность романа - это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности. Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

Онегина же автор оставляет в самый сложный для него момент, после объяснения с Татьяной:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Помимо необычной развязки можно отметить то, как построен роман “Евгений Онегин”. Основной принцип его организации - это симметрия и параллелизм.

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение.

При этом Татьяна и Онегин меняются местами. В первом случае автор на стороне Татьяны, а во втором — на стороне Онегина. “Сегодня очередь моя”, - говорит Татьяна, как бы сопоставляя две “истории любви”.

Онегин изменился и говорит вещи совершенно иного характера, чем в первый раз. Татьяна же остается верна себе: “Я вас люблю (к чему лукавить)”...

Композиция писем параллельна, так как можно говорить о схожести следующих моментов: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах. Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны. Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава - это описание петербургской жизни, а вторая - показ жизни поместного дворянства.

Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.

Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа.

Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Так, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума...

Есть же и такие, которые с сюжетом прямой связи не имеют, а связаны непосредственно с образом автора в романе:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к твоим ногам.

Лирические отступления появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью.

Часто лирические отступления содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Знаменательна и композиционная роль пейзажа в романе: во-первых, он показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным), во-вторых, характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).

Итак, несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней с легкой небрежностью. Поэт оставляет незавершенным роман, главы, строфы, строчки. Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” - уникальное произведение в русской литературе.

Но финал романа остается открытым. Автор дает читателю возможность самому додумать конец.

Мы видим, что в основе композиции - путешествие. В первой главе описывается жизнь главного героя в Петербурге в 1820 году, во VII-IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются быт и нравы помещиков. В этих же главах автор знакомит нас с Татьяной, Ольгой и Ленским. После дуэли, произошедшей в VI главе, Онегин покидает свою деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж и тоже уезжает из родных мест, а Татьяну везут на “ярмарку невест” в Москву. Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний Новгород, Одессу и возвращается в Петербург в 1825 году, где и происходит его новая встреча с Татьяной.

Таким образом, композиция романа замкнута: действие началось в весеннем Петербурге и закончилось там же пятью годами позже.

Композиция романа обладает еще одной особенностью - симметрией, центром которой явился сон Татьяны в V главе. Помимо симметрии и замкнутости, в композиции романа присутствует еще один прием — прием “зеркала”. Пушкин использовал его при описании встреч Татьяны и Онегина. При первом знакомстве с Онегиным Татьяна поняла, что любит его, под влиянием этого чувства пишет ему письмо, а он же отвечает ей лекцией о том, что он не создан для семейной жизни. После чего их жизненные пути расходятся. Вновь они встречаются в Петербурге, где уже Онегин влюбляется в Татьяну и пишет ей пламенное письмо. Татьяна говорит ему: “Сегодня очередь моя”, имея в виду отповедь. Так герои меняются местами.

Также можно отметить и противопоставление героев: Онегин - Татьяна, Ленский - Ольга, Татьяна - Ольга, Онегин - Ленский, а также сопоставление: Татьяна - Ленский.

Лирическая сторона романа связана с образом автора, который вырисовывается в многочисленных лирических отступлениях, столь широко представленных в романе. Большое количество лирических отступлений содержит описание природы, которая показывает движение времени в романе. По отношению к природе герои противопоставляются, например Татьяна и Онегин. Таким образом, пейзажные зарисовки служат средством раскрытия характера героев, помогают понять их душевное состояние.

Таким образом, композиция романа “Евгений Онегин” необычна, подобного второго романа в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка, ведь автор явился основоположником русского литературного языка.

Наши рекомендации