Занятие 6. Звуковая культура речи (проверочное)
Цель. Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.
Ход занятия
Воспитатель просит детей назвать известные им звуки. Выслушивает ответы и произносит звуки, которые дети забыли назвать.
Интересуется, есть ли у детей любимый луговой цветок. Затем читает стихотворение Ф. Грубина «Ромашки» (перевод с чешского И. Токмаковой):
Белые ромашки — сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут ромашки среди луга.
До чего похожи друг на друга!
Воспитатель предлагает детям:
• назвать звуки, которые они услышали в словах ромашка, сестричка',
• назвать слова со звуком ж (старается опросить как можно больше детей);
• назвать слова со звуком ц;
• сосчитать количество звуков в словах: сыр, маки, оса, лиса (дети показывают карточки из математического набора с тремя или четырьмя геометрическими фигурками);
• отметить на решетках (приготовлены заранее) место звука ч в словах: чиж, чечетка, вскачь, вприпрыжку, пианист, скрипач, врачебный, калач.
Воспитатель предлагает детям запомнить и прочитать скороговорки:
Не сварили макароны —
Своровали их вороны.
В. Борисов
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
Занятие 7. Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»
Цель. Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.
Предварительная работа. Воспитатель просит детей (если потребуется, с помощью родителей) вспомнить и рассказать на занятии за
помнившийся случай из жизни (можно рассказать о домашних питомцах).
Ход занятия
Воспитатель говорит о том, что дети очень повзрослели за год, стали ответственнее и уже получили задание на дом. Уточняет, какое именно задание.
Педагог просит ребят рассказать о своих интересных приключениях, наблюдениях, встречах.
Примечание. С детьми, рассказы которых педагог обязательно хотел бы услышать, но не хватило времени, следует поговорить вне занятий.
Занятие 8. Повторение пройденного материала
Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога).
Работа с детьми в летнее время
Летом целесообразно повторить с детьми материал, пройденный в течение года. Особое внимание необходимо уделить индивидуальной работе с детьми, имеющими дефекты речи и испытывающими проблемы с дифференцированием сходных по звучанию, артикуляции звуков. Для этих целей можно использовать рабочие тетради (Рабочие тетради для старшей группы: «Развитие речи у дошкольников», «Уроки грамоты для дошкольников». — М.: Мозаика-Синтез, 2009.).
Следует индивидуально работать с детьми, испытывающими трудности при составлении рассказов.
В этот период необходимо побеседовать с детьми о первом месяце лета —июне, отпускной поре.
— Что же это за месяц — июнь? — спрашивает педагог. — Какие приметы июня вы сможете назвать?
Воспитатель просит кого-нибудь из ребят, пользуясь своими наблюдениями и отметками в календаре погоды, рассказать о том, какая погода в июне.
— Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? — интересуется педагог. — Чем заняты и как ведут себя птицы? Какие овощи уже выросли?
— А как красочен в июне луг! Послушайте:
Луг
Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой И желт, и синь, и ал. Е. Благинина
Июнь
Пришел июнь. «Июнь! Июнь!» —
В саду шебечут птицы. На одуванчик только дунь — И весь он разлетится. С. Маршак
Тринадцатого июня, когда на Руси отмечался день гречишницы, можно прочитать детям сказку Н. Телешова «Крупеничка».
Летом возможность читать детям каждый день вполне реальна. Следует внимательно просмотреть литературный репертуар (средняя, старшая группы), чтобы повторить сказки (народные, авторские), рассказы; познакомить детей с новыми главами из любимых «толстых» книг; драматизировать произведения, поиграть в подвижные игры с использованием художественных текстов (знакомых и новых).
В летние месяцы можно прочитать детям следующие произведения: В. Вересаев «Братишка»; В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»; М. Горький «Воробьишко»; К. Ушинский «Бодливая корова»; сказка «Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля) и т.д.
В июне по радио и телевидению бывает много передач, посвященных творчеству А. Пушкина. Нужно предлагать детям слушать и смотреть их, как можно чаще читать дошкольникам произведения А. Пушкина.
Следует продолжать рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, обращать их внимание на оформление книги в целом. Рассказывать о творчестве художника можно следующим образом.