Приобщение детей к художественной литературе
Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других поэтов).
Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.
Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, В. Катаев, П. Бажов, М. Горький, X. К. Андерсен, Р. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и др.); рассказы о детях, их поступках и переживаниях (В. Дмитриева «Малыш и Жучка»; А. Гайдар «Чук и Гек»; Л. Толстой «Косточка»); произведения о взаимоотношениях в мире людей и животных (Л. Толстой «Лев и собачка»; Г. Снегирев «Отважный пингвиненок» и др.); юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский, Л. Пантелеев, С. Георгиев и др.).
Как и прежде, читать детям надо ежедневно. Это правило не должны нарушать и родители в выходные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад.
Уже в средней группе вводится чтение «толстой» книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толстой» книге устойчивее. Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»; Т. Александрова «Домовенок Кузька»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и т. п.).
Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые разные приемы.
• В книжный уголок педагог помещает новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), выяснить, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.
• Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Например, перед чтением сказки Н. Телешова «Крупеничка» предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами- семенами).
• Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения о содержании книги. Например: «Новая сказка Бориса Заходера называется „Серая звездочка". Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?»
Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.
• Вопросы воспитателя.
• Рассматривание иллюстраций к произведению.
• Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.
Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Затем он показывает рисунок. «Это не он, — говорят дети,— у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Воспитатель еше раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни). Дети с удовольствием дополняют набор камней, изготовляя их из блестящих фантиков (комочки).
• Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.
• Чтение отрывков из текста по просьбе детей.
Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:
— рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т. п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: «Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы» (К. Паустовский «Кот-ворюга»);
— рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша — красавица писаная, и от доброты... (краса ее прибавлялась)» («Финист — Ясный сокол», русская народная сказка). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся... (добрым людям на радость). А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся — будь ты... (всем людям на угоду).» (Н. Телешов «Крупеничка»);
— драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александровой «Домовенок Кузька»),
Домовенок. Дряпать тоже не будешь?
Наташа. А что такое дряпать?
Домовенок (смеется, прыгает, веселится). Дряпать — это царапаться.
Наташа. Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.
Домовенок. А свориться не будешь?
Наташа. Свориться — это что?
Домовенок (прыгает, пляшет, причитает). Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь — не по разуму, что ни молвишь — все попусту, что ни спросишь — все без толку!..
Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут разыграть ее на прогулке или в группе в свободное от занятий время, а если необходимо, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.
Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение. Например: «Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется „Заяц-хвастун"?» (русская народная сказка, обработка О. Капицы).
Беседуя о прочитанном на занятии и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.
Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с присказки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне...»
Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:
Так они живут,
Пряники жуют,
Медом запивают,
Нас в гости поджидают.
И я там был,
Мед, пиво пил,
По усам бежало,
В рот ни капли не попало.
Или концовкой из сказок А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).
В списках литературы много стихотворений, посвященных природе. Их надо неоднократно читать детям на занятиях и в повседневной жизни (полностью и отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом облака.
И. Бунин «Первый снег».
Еше прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
А. Пушкин «Евгений Онегин».
В списке программных произведений перечислены стихи, рекомендованные для заучивания и для чтения в лицах.
Занятия по заучиванию стихотворений строятся следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3—5 человек); чтение воспитателем стихотворения целиком.
Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаше слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример.
«Чудесное стихотворение, не правда ли? — спрашивает педагог, прочитав стихотворение И. Сурикова „Зима". —Что в нем необычного, что вам особенно запомнилось?
Как надо читать про снег, который кружится в воздухе и тихо ложится на землю? (Понизив голос, медленно, передавая интонацией кружение снега и его медленное приземление.)
Давайте-ка поучимся читать это четверостишие (хоровое чтение и 3—4 индивидуальных повторения)».
Педагог читает первую часть стихотворения и следующее четверостишие.
Воспитатель предлагает детям продолжить строчку: «Всю ночь падал снег, и под утро снегом... (поле забелело, точно пеленою все его одело)».
Три-четыре ребенка повторяют отрывок.
Педагог читает стихотворение полностью.
Третье четверостишие — самое трудное. Для того чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием «Спрашиваю — отвечай!»: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной»? Вопрос адресуется 3—4 детям, запоминающим стихи медленнее сверстников. Дети по очереди воспроизводят фразу.
Воспитатель читает стихотворение целиком, предлагая детям очень тихо читать вместе с ним.
Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?»
Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя», «Эти удивительные животные!», «Небывальщина да неслыхальщина», «Веселые стихи» и т. д.
В планы занятий можно включить:
• викторины («Из каких произведений эти отрывки?»);
• драматизации небольших отрывков из 1-2 произведений (готовятся заранее);
• выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):
Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка, русская народная сказка
Мойся, Ворчунишка, Косолапый Мишка, Чтобы Мишка чистым был, Надо, чтобы Мишка мыл Коготки и пятки, Спинку, грудь и лапки.
Т. Энгер «Приключения в лесу Елки-на-Горке»
• чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);
• конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).
Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» детям предлагают изображать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.
Появляется Муравей.
Муравей. Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха... Она... Муха...
Все. Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!
Все насекомые толкуют об одном и том же, но каждый по-своему.
Муравей. Фу-у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.
Все. Что? Эка невидаль — муха по полю пошла. Пусть идет.
Муравей. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.
Все. Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое — денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать-то?!
Муравей. Пошла муха на базар и купила самовар.
Все. Куда пошла? Что купила? Са-мо-вар! Вон оно что!
Муравей. А вон и она.
Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.
Муха. Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.
Все. Вот спасибо! Спасибо! Это хорошо! Это замечательно! Повезло-то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.
Планирование занятий
«Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.
В таблице указаны номера занятий, на которых решаются конкретные программные задачи.
Задача | Месяц, номер занятия |
Развитие речи | |
Совершенствование диалогической формы речи | На всех занятиях |
Воспитание звуковой культуры речи | сентябрь № 4, октябрь № 4, ноябрь № 4, декабрь № 4, январь № 5, февраль № 4, март № 7, апрель № 1, май № 6 |
Обучение рассказыванию: — описание предметов; | октябрь № 3; |
— рассказы по картине; | сентябрь № 7, октябрь № 5, январь № 3, февраль № 7; |
— рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием; | февраль № 8, март № 2, май № 2; |
— рассказы по самостоятельно созданной картине; | ноябрь № 2, январь № 8; |
— пересказ; | сентябрь № 3, ноябрь № 8, декабрь № 3, январь № 6, февраль №5, март № 5, апрель № 5; |
— рассказы на темы из личного опыта; | сентябрь № 5, январь № 1, февраль №2, март № 3, апрель № 3, май № 7; |
— творческие рассказы | ноябрь № 5, 6, декабрь № 7 |
Лексико-грамматические упражнения | сентябрь №2, октябрь № 1, 6, ноябрь № 1, декабрь № 2, 8, январь № 1, 8, февраль № 2, 6, 7, 8, март № 4, апрель № 2, 7, май № 3, 4 |
Обучение правилам поведения и формирование словесной вежливости | сентябрь № 1, октябрь № 2, 7, ноябрь № 2, январь № 4, февраль № 1, март № 1, 8, апрель № 7 |
Приобщение детей к художественной литературе | |
Чтение новых произведений: — сказок; — рассказов; — стихотворений; — произведений малых фольклорных форм | сентябрь № 2, октябрь № 6, ноябрь № 3, 6, декабрь № 5, январь №4, февраль № 3, апрель № 8, май № 5; сентябрь № 8, ноябрь № 7, январь № 2, 4, март № 4, 6, апрель № 6, май № 3; сентябрь № 5, октябрь № 1, 7, ноябрь № 1, декабрь № 1, 7, январь № 4, 7, март № 1, 7, апрель № 2, май № 5; сентябрь № 1, 4, октябрь № 4, 8, декабрь № 4, январь № 3, февраль № 4, апрель № 7, май № 1, 4 |
Заучивание наизусть | сентябрь № 6, октябрь № 7, декабрь № 6, январь № 7, февраль № 6, апрель № 4 |
Работа с книжными иллюстрациями | октябрь № 1, ноябрь № 1, декабрь №6, январь №2, раздел «Работа с детьми в летнее время» (с. 104-109) |
Планы занятий