Тема: С. Лагерлеф «В Назарете»
Цели: познакомить с новым произведением С. Лагерлеф; расширить знания по данной теме; отрабатывать навыки выразительного чтения текста; учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение работать с иллюстрацией; обогащать словарный запас.
Планируемые результаты: предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев; умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги, К — ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Оборудование:выставка книг и портрет С. Лагерлеф, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте способом «птичий базар».
Так, чудо некогда свершилось
В старинном граде Вифлееме.
Ну что ж там все-таки случилось?
Родился мальчик Иисус.
Сын Бога и Марии девыч
Его Спасителем назвали, .
И был он им на самом деле.
— Прочитайте шепотом (еще: начиная шепотом, усиливая голос, с сердитой интонацией, с веселой, с интонацией удивления, восхищения).
III. Работа по теме урока
— Как называется произведение?
— Кто знает, что такое Назарет?
— Прочитайте, чем был занят Иисус в начале повествован
— Как горшечник дал ему глину?
— Прочитайте описание Иуды.
— Одинаковые ли получились птички у детей?
— О чем думал Иисус, когда лепил своих птичек?
— Прочитайте об общении Иисуса и водоноса.
— Как вы думаете, почему водонос не прошел мимо, а остановился и даже положил свою руку на белокурую головку Иисуса?
— Как зеленщик отнесся к Иуде?
— Какое чудо сотворил Иисус?
— Как на это среагировал Иуда?
— Как вы поняли слова Марии? Можно ли сказать, что в них выражена основная мысль рассказа?
— Охарактеризуйте главных героев при помощи слов, которые отражают эмоциональное состояние.
— Почему Иуда сначала раздавил птичек, а потом бросился к ногам Иисуса?
— Как вы считаете, любил ли Иисус Иуду?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Что вы узнали об Иисусе и Иуде? (Выступления учеников.)
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
- Что необычного в истории об Иисусе и Иуде?
Домашнее задание
Подготовить ответы на вопросы 1, 2 на с. 217 учебника.
Материал для учителя
Назарет
Назарет — один из священных городов христианского мира, место, где прошло детство Христа (поэтому его иногда называют «назаретянин»).
Здесь расположены францисканский Храм Благовещения (1969) — крупнейший собор на Ближнем Востоке, живописная православная церковь Архангела Гавриила на месте Фонтана Девы Марии, национальный парк Сепфорис (родительский дом Девы Марии) к западу от города, гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Иисус Христос сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, и остатки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино, древний иудейский город Циппори с крепостью крестоносцев и многочисленными археологическими участками. В настоящее время город разделен на арабскую (здесь живет много арабов-христиан) и еврейскую часть.
Иисус
Согласно христианской традиции Иисус Христос является Сыном Бога Отца, вторым лицом Пресвятой Троицы. Он воплотился от Святого Духа у Девы Марии ради спасения людей от первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Четырнадцатилетняя Мария была обручена со старцем Иосифом, плотником из палестинского города Назарета. Перед свадьбой ее посетил архангел Гавриил и сообщил благую весть: вскоре у нее родится ребенок — Спаситель мира. Ангел также явился Иосифу и передал ему, чтобы он без боязни принял невесту в дом свой и заботился о ней и о ребенке. Незадолго до рождения младенца Иосиф и Мария вынуждены были отправиться в городок Вифлеем в Палестине, где проходила перепись населения. Они прибыли поздно, домов в городе не хватало для всех, и Марии пришлось остановиться в хлеву. Там она и родила сына. По повелению архангела Гавриила его нарекли Иисусом (др.-евр. «спаситель»).
О рождении Спасителя возвестила людям яркая Вифлеемская звезда, появившаяся в эту ночь на небе. Следуя за ней, Иисуса отыскали волхвы — древние мудрецы и маги из Персии. Они поклонились Иисусу и принесли дары. Однако сначала волхвы по ошибке явились к правившему в Иудее царю Ироду, чтобы узнать, где родился Царь Иудейский. Ирод испугался, что кто-то со временем станет посягать на его власть, и приказал слугам тайно проследить, куда пойдут волхвы. Выяснив, что те посетили Вифлеем, Ирод послал солдат убить всех младенцев, родившихся в городе. Ночью Мария и Иосиф были разбужены ангелом и бежали от резни в Египет. Ученые, изучающие Библию, считают, что эти события произошли в 749 или 754 г. от основания Рима, т. е. в самом начале новой эры.
Иуда
ВНовом Завете Иуда Искариот — апостол, казначей Иисуса Христа и других апостолов, выдавший Иисуса его врагам. По преданию, первосвященники заплатили Иуде 30 сребреников за сведения, которые помогли властям схватить Иисуса. Иуда всегда служил самым ярким примером подлого предателя. Данте в «Божественной комедии» поместил Иуду в самую низшую точку ада.
________________________________