Работа над повестью «Путешествие Алисы»
Сегодня мы продолжим работу над фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».
— От чьего имени ведется рассказ? Докажите.
— Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?
— Как герои сначала отнеслись к истории с кустиками? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.
— Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
— Прочитайте вопрос 6 на с. 157 учебника и подумайте, какой прием использует автор. (Прием олицетворения.)
— Как ему в этом помогают сравнения?
— Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал прием олицетворения.
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Выполните тестовые задания.
(Самостоятельная работа учащихся.)
1. Мы осторожно выкопали ... кустов.
а) восемь б) пять в) шесть
2. Я начал готовить к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся...
а) лечебные цветы
б) удивительные цветы
в) светящиеся цветы
3. Механика звали....
а) Желтый б) Красный в) Зеленый
4. Чтобы защититься от кустиков, отец Алисы схватил...
а) швабру б) щетку в) метлу
5. Для борьбы с кустиками хотели применить...
а) огнемет б) пулемет в) водомет
6. Кустики победила Алиса при помощи...
а) ведра б) лейки в) шланга
7. Кусты бродили по песку и искали...
а) воду б) солнце в) еду
8. Самый маленький и непоседливый кустик очень любил...
а) чай б) морс в) компот
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Составление картинного плана
— Ребята, дома вы должны были нарисовать иллюстрации к тексту. Рассмотрим их и подберем подходящие для картинного плана к произведению.
(Выбирают иллюстрации, вывешивают их на доску.)
2. Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Нравится ли вам фантастическая литература?
— Произведения каких писателей-фантастов вы читали?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом произведении, нарисовать иллюстрацию на космическую тему.
______________________________
Тема: Путешествие по стране Фантазии
Цели: обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: знание произведений изучаемого раздела, самостоятельное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы попасть в страну чудес? (Предположения учащихся.)
— Попробуйте ответить на вопрос.
Этот рассказ мы с загадки начнем —
Даже Алиса ответит едва ли:
«Что остается от сказки потом —
После того, как ее рассказали?
Где, например, волшебный рожок,
Добрая фея куда улетела?»
А? Э!.. Так-то, дружок,
В этом-то все и дело.
(Ученики отвечают на вопрос.)
Вот как отвечает на него сам же В. Высоцкий. Это его стихи.
Они не испаряются, они не растворяются,
Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне.
В страну чудес волшебную они переселяются,
Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране.
И ведь какие странности в стране чудес встречаются,
В ней нет границ - не нужно плыть, бежать или лететь.
Попасть туда несложно, никому не запрещается,
В ней можно оказаться — стоит только захотеть.
— Как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?
— Что общего между фантастической литературой и сказкой? А чем они отличаются?
III. Работа по теме урока
Конкурс «Расшифруй фразы»
— Итак, дорогие мои друзья, сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся с вами в страну Фантазию. Но прежде чем отправляться куда-то, необходимо вспомнить народную мудрость. А заключается она в чем, как вы думаете? (Конечно, в пословицах и поговорках.)
Во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Вам нужно их узнать и объяснить смысл. Они нам очень пригодятся в пути. Итак, внимание!
• Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)
• Скорость движения обратно пропорциональна пройденному расстоянию. (Тише едешь — дальше будешь.)
• Количество настоящих друзей в экстремальных условиях увеличивается в два раза. {Друг в беде — дважды друг.)
• При увеличении числа идущих в два раза расстояние, которое требуется пройти, во столько же раз сокращается. (С хорошим попутчиком — половина дороги.)
Конкурс «Узнай автора»
— Первой научно-фантастической публикацией этого писателя стала повесть «Приключения на дне моря». (Евгений Серафимович Велтистов.)
— Какое его произведение вы читали? («Приключения Электроника».)
— Назовите настоящее имя Кира Булычева. (Игорь Всеволодович Можейко.)
— Какие произведения, написанные им, вы знаете? (Повести и рассказы из цикла «Алиса» о девочке из будущего Алисе Селезневой.)