Тема: С.А. Клычков «Весна в лесу»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством С.А. Клычкова; учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобра­зительного искусства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художест­венного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необ­ходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг С.А. Клычкова, его портрет, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение учащимися стихов Б. Пастернака.)

III. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством С.А. Клычкова

— Расшифруйте, что здесь написано. (Сергей Антонович Клычков.)

SCLEPWGrELVH ANWHTSOLVHOGIBHLW4 WIK1J1ЫISG4KVLVOSGB

Это имя поэта, чье стихотворение мы будем изучать сегодня.

— Что вы уже знаете о его жизни и творчестве?

(Учитель делает краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над стихотворением «Весна в лесу»(Первичное чтение стихотворения на с. 116—117 учебника. Учитель использует аудиоприложение.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Объясните значение слов.

УТРЕННИК— (1) утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей); 2) утренний мороз весной или осенью).

РУДЫЙ— (1) красный; 2) рыжий).

ЛОМ— (ломаные или годные только для переработки предметы).

НИКНУТЬ — (1) опускаться, пригибаться; 2) (перен.) ослабе­вать, становиться вялым, бессильным).

КЛОХТАТЬ — (о курах и самках некоторых других птиц: кудах­тать, издавать короткие повторяющиеся звуки).

СОЙКА — (пестрая лесная птица семейства вороновых).

СВИРЕЛКА — (свирель — народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще — спаренных дудок) из дерева, тростника).

— Подберите синонимы к словам.

РЕВ — (плач, крик).

КРУЖИТЬСЯ — (описывать круги, кружить, вращаться, блу­ждать).

ЧУДНЫЙ — (изумительный, восхитительный, волшебный, див­ный, сказочный, бесподобный, исключительный, великолепный, рос­кошный, божественный).

— Подберите антонимы к словам.

МЯГКИЙ — (жесткий, резкий, суровый, твердый, черствый).

НИКНУТЬ — (расцветать, цвести).

— Перечитайте стихотворение и найдите, какие картины изо­бражает поэт.

— Как ему удается показать, что наступает весна и природа оживает?

— Какими поэт видит лесных птиц и зверей? (Выразительное чтение стихотворения.)

Работа по картине Н. Крымова «К весне»

— Рассмотрите репродукцию картины Н. Крымова «К весне» нас. 117 учебника.

— Что и как изобразил художник?

— Почему авторы учебника поместили ее именно здесь, на этой странице?

— Сравните эти два произведения. Что можете сказать? (Учащиеся сравнивают картину и стихотворение, находят сходство.)

— Послушайте сообщение о художнике. (Ученик читает текст на карточке.)

Николай Петрович Крымов (1884—1958) один из лучших русских пейзажистов XX столетия, крупный теоретик живописи, педагог. Родил­ся в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у В.А. Серова и К.А. Ко­ровина.

В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к береж­ному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей — «Крыши под снегом» (1906) — была при­обретена для Третьяковской галереи.

— Что вы узнали?

(Затем сообщение о художнике может сделать учитель. См. материал к уроку.)

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

Наши рекомендации