Тема: А.И.Куприн «Барбос и Жулька»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: осмысление понятий «автор-рассказчик», «периодическая литература».
Оборудование:выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Расскажите истории, которые вы придумали в продолжение рассказа Д. Мамина-Сибиряка.
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
• Легко подружиться, тяжело разлучиться.
• Кто не испытал дружбы, тот не жил.
• Будь верен до смерти.
• При верном псе и сторож спит.
- Прочитайте на с. 85 учебника название произведения, которое мы будем изучать. Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чем оно.
- Расшифруйте, что здесь написано. (Александр Иванович Куприн.)
РДНАСКЕЛАЧИВОНАВИ НИРПУК
- Определите задачи урока.
- Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе... (собачьей).
- Написал его... (Александр Иванович Куприн).
- Что вы помните об этом писателе? Какой рассказ читали в 3 классе? («Слон».)
IV. Работа по теме урока
{лакомство с жизнью и творчеством А.И. Куприна
(Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над рассказом «Барбос и Жулька»
Объясните значение слов.
ПРИЗЕМИСТЫЙ — (1) малорослый и плотный по сложению; (2) маленький, низкий).
СТАЛАКТИТ — (имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями).
ФЛИРТ— (любовная игра, кокетство).
ФЕСТОН— (один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья).
ПОДПАЛИНА — (рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного).
ЛИЦЕМЕРНЫЙ — (отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия).
ЛИЦЕМЕРИЕ— (поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью).
ЛАВРЫ— (ветви лаврового дерева, венок из них — символ победы, славы, награды. Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) — пользоваться плодами успехов).
КАРЬЕР — (самый быстрый конский бег, ускоренный галоп).
ТРИУМФАЛЬНЫЙ— (триумф - блестящий успех, торжество).
— Объясните выражение «бывал унизан колючими "репяхами"...».
— Подберите синонимы к словам.
ЛЬСТИВЫЙ — (вкрадчивый, ласкательный).
МУЧЕНИЕ— (страдание, терзание, пытка, мытарство, маета).
— Подберите антонимы к словам.
СХОДСТВО — (различие, разница).
ВЗВОЛНОВАН- (спокоен).
(Чтение рассказа на с. 85—91 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику. После паузы учитель задает вопрос.)
— Ваши впечатления от прочитанного? (Дети делятся своими впечатлениями.)
VII. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему рассказу?
Домашнее задание
Перечитать рассказ, подготовиться к работе по его содержанию на следующем уроке.
Материал для учителя