III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

— С творчеством каких классиков мы уже познакомились на уроках, изучая этот раздел? (Учащиеся перечисляют имена.)

— Прочитайте имя писателя, творчество которого мы будем изучать сегодня. (Антон Павлович Чехов.)

— Определите цель урока. На какие вопросы мы должны от­ветить?

IV. Работа по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова

— Рассмотрите с. 120—121 учебника. Расскажите, что вы знаете об этом писателе.

(Ответы учеников. Если они затрудняются с ответом, учитель предлагает прочитать статью М. Семановой на с. 122.)

— А сейчас прочитаем в учебнике статью М. Семановой о се­мье А.П. Чехова.

(Ученики читают текст.)

— Что нового вы узнали о детстве Антона Павловича?

— Что вас особенно удивило, взволновало?

(Затем о писателе рассказывает учитель. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Знакомство с рассказом «Мальчики»

— А сейчас мы послушаем рассказ А.П. Чехова «Мальчики». (Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся

слушают, как произведение читает актер.)

— Как вы думаете, о чем может быть произведение с таким названием?

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— С жизнью и творчеством какого писателя мы познакоми­лись на уроке?

- Рассмотрите еще раз фотографии на с. 120-121 учебника. Что вы по ним можете рассказать о писателе, пользуясь зна­ниями, полученными сегодня на уроке?

Домашнее задание

Перечитать рассказ «Мальчики», найти объяснение непонят­ных слов.

Материал для учителя

Классик мировой литературы А.П. Чехов

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 г. в Таганроге в семье хозяина мелочной лавки. Рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. После окончания гимназии приехал в Москву. Здесь стал студентом-медиком и начал сотрудничать с юмористическими журналами, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы.

Сначала он писал только юмористические произведения. Такие рассказы, как «Лошадиная фамилия»», «Хирургия», «Налим», и сейчас заставляют нас смеяться. А иные — переживать. Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожнику, пишет дедушке письмо с прось­бой взять его обратно в деревню: «Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и ска­зать нельзя, все плачу». (Из рассказа «Ванька Жуков».)

Позже Чехов стал писать, кроме рассказов, повести и серьезные пье­сы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и аре­станты.

Все профессии, все возрасты — вся Россия!

В своих произведениях Чехов умел обходиться без «указующе­го перста». Он предоставляет возможность делать выводы самому читателю. Выразителен язык произведений Чехова. Он умел писать кратко, скупо, «самыми близкими к жизни словами», как подметил М. Горький.

Ныне Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не сходят со сцен театров многих стран, произведения экранизируются, а книги издаются почти на всех языках мира.

______________________________

Тема: А.П. Чехов «Мальчики»

Цели: познакомить с творчеством А.П. Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чув­ство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения А. П. Чехова, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной дея­тельности, планирование вместе с учителем деятельности по из­учению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — по­нимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учеб­ной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе; личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, со­чувствие), проявление интереса к произведениям А.П. Чехова.

Оборудование:портрет А.П. Чехова, книги писателя, аудио-приложение к учебнику, карточки с заданиями и текстом речевой разминки.

Ход урока 2

I. Организационный момент

Наши рекомендации