Сравнение литературной и народной сказок
- Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в «Коньке-Горбунке»? («Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк».)
Итак, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова — литературная сказка. «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк» — русские народные сказки.
- Послушаем народную сказку «Конек-Горбунок», а затем сравним народную и литературную сказки. (Читают подготовленные ученики.)
- Чем отличается русская народная сказка от литературной? Заполним таблицу. 68
— Как вы думаете, есть ли связь между народной сказкой и литературной?
При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст ее расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.
Народность сказки чувствуется во всей ее композиции: она состоит из трех частей (так называемый троичный принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.
Язык, которым написан «Конек-Горбунок», тоже ориентирован на народную речь, о чем свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоев населения России, и в значительной мере - детворы.
Но, дойдя до наших дней, многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII. Подведение итогов урока
— Как вы относитесь к поступку братьев?
— Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?
— Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?
Домашнее задание
Дочитать сказку до конца, подумать над характеристикой трех братьев и кратко записать ее в тетрадь, подтверждая цитатами из текста.
Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок».
Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев
Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.
Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Творческая работа
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой «Конек-Горбунок». Дома вы должны были подготовить характеристики трех братьев. Пользуясь своими записями, попробуйте составить краткую характеристику-загадку, прочитайте ее одноклассникам, а они должны отгадать, о ком идет речь.
(Ученики выполняют задание.)
- Как в произведении раскрывается каждый из братьев? Герои поступают так из жадности, скупости, из-за желания достичь своей цели или стремления быть добрыми и честными?
— Почему старшие братья все время обманывали?
— Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
III. Работа по теме урока
— Прочитайте сказку до слов «Между тем градской отряд...» на с. 53 учебника.
— Как братья провели ночь?
— Какой обычай был в той столице, как вы поняли?
— Каким образом достигался порядок при торговле?
IV. Физкультминутка