Сибирский сказочник Петр Ершов
Петр Павлович Ершов (1815—1869) родился в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Петр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Березове. В 1824 г. он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 г. отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета. В 1834 г. он написал стихотворную сказку «Конек-Горбунок». Успех был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, ее пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях. Слава пришла к поэту в 19 лет.
_
Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок».
Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев
Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.
Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Повторение и закрепление изученного материала
— Продолжите предложения.
• Замысел сказки возник у Ершова... (в детские годы).
• Таких сказок в мире очень мало — это сказка... (ребенка для ребят).
• Сказку «Конек-Горбунок» он написал в... (18лет).
Молодцы! А сейчас мы начинаем работу над этой замечательной сказкой.
III. Работа по теме урока
(Чтение сказки по частям, до слов «В долгом времени аль вскоре...» на с. 39 учебника.)
— С чего начинается сказка? Что мы узнали об этой семье?
— Как вы понимаете выражение «Средний сын и так, и сяк...»? (Чтение до слов «Вот как стало лишь смеркаться...» на с. 40.)
— Как вы поняли выражения «пшеницу шевелить», «как бы вора соглядать»?
— Какой выход нашли братья, чтобы выследить и поймать вора? (Чтение до слов «Стало сызнова смеркаться...» на с. 41.)
— Объясните следующие выражения: «боязнь напала», «закопался под сенник», «не ударил в грязь лицом».
— Как караулил старший брат?
— Что он сделал, чтобы выглядеть убедительнее?
— Как отец отнесся к караулу старшего сына?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа с текстом сказки
(Чтение следующего отрывка от слов «Стало в третий раз смеркаться...» на с, 42.)
— Что означают следующие выражения: «стало сызнова смеркаться», «зубы начали плясать», «ударился бежать», «до животиков промерз».
— Как средний брат нес караул?
— Что он сказал домашним, когда вернулся?
— Как отец отреагировал на караул Гаврилы? (Чтение до слов «Ладно, - думает Иван...» на с. 46.)
- За что кобылица решила наградить Ивана? Каким образом? Что он должен был сделать?
- Найдите описание Конька, которого обещала родить кобылица. Объясните, как вы поняли, каким он будет.
- Определите рост Конька. (Конек ростом три вершка — приблизительно 13 см.)
(Чтение отрывка до слов «Много времени аль мало...» на с. 48.)
- Какие слова и выражения вам были непонятны? (Учащиеся вместе с учителем разбирают непонятные слова и выражения.)
- Прочитайте выразительно отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.
- Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?
- Почему же он так вел себя?
- Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына? (Чтение до слов «Вечер к ночи пробирался...» на с. 49.)
- Объясните значение выражения «чудо разом хмель посбило». (Протрезвел.)
- Объясните значение выражения «так и дуют босиком». (Бегут босиком.)
- О чем рассказывается в этой части?
- Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного?
- Что они решили сделать?
(Чтение отрывка до слов «Братья, то есть, испугались...» на с. 51.)
- Расскажите, как Иван обнаружил пропажу.
- Как он узнал о том, кто украл коней?
- Как он сумел отыскать воров?