Тема: Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста
Летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.
Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукции иллюстраций В.М. Васнецова к балладе «Песнь о вещем Олеге».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Певец во стане русских воинов» самостоятельно.
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
В. Жуковский
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, выразительно).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Как вы понимаете эти строки?
Эти стихи В.А. Жуковского о родине были взяты в качестве эпиграфа к «Истории России в рассказах для детей» известной писательницы XIX в. А. Ишимовой.
Открывается «История...» обращением к детям: «Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам ее о делах ваших предков». Далее в художественной форме писательница повествует об истории России, о зарождении Русского государства, об укреплении его могущества. В книге находят отражение все важнейшие события русской истории с древних времен до начала царствования Николая I.
— Вспомните, каким было ваше домашнее задание, определите цели урока.
IV. Проверка домашнего задания
— Нашли ли вы произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?
— Прочитаем его выразительно.
(Учащиеся получают текст баллады. Первичное чтение с комментированием. Затем проводится словарная работа.)
ИБО — потому что.
КНЯЖЕ - вежливое обращение к князю.
УКОРЯТЬ - обвинять.
СЕЙ — этот.
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
— О каком князе идет речь в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?
— Какую смерть предсказали волхвы князю?
— Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти?
— Удалось ли ему уйти от судьбы?
— Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинается с союза «и»? Для чего нужен этот прием? (Придает речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое.)
— Каким еще жанрам литературы свойственна такая напевность и неторопливость? (Былинам.)
— Как надо читать это произведение? (Неторопливо, размеренно.)
(Повторное выразительное чтение баллады.)
— О чем вы прочитали?
- Какое произведение вам понравилось больше? Почему? (Ответы учеников.)
- Чем отличаются фрагмент летописи и баллада? (Примерный ответ. Летопись написана прозой, а произведение А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его балладе много незнакомых слов, она очень красива.
У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе.
Жалко, что князь Олег погибает такой нелепой смертью. Всю жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи. Предсказание кудесника сбылось.)
- Какую словесную иллюстрацию можно нарисовать? («Олег на коне и волхвы», «Олег рядом с черепом коня», «Похороны Олега».)
- Что вы нарисуете на переднем плане? на заднем? Рассмотрите репродукции картин В.М. Васнецова, выполненных в качестве иллюстраций к балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вы на них видите? Расскажите.
- Прочитайте отрывок, соответствующий каждой репродукции. (Учитель может сделать короткое сообщение. См. материал к уроку.)
VII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?