Тема: Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста

Летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдатель­ность, умение находить в тексте устаревшие слова.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и спе­цифику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, по­нимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по из­учению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — ана­лиз научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-по­знавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукции иллюстраций В.М. Васне­цова к балладе «Песнь о вещем Олеге».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Певец во стане рус­ских воинов» самостоятельно.

Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

В. Жуковский

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Как вы понимаете эти строки?

Эти стихи В.А. Жуковского о родине были взяты в качестве эпиграфа к «Истории России в рассказах для детей» известной писательницы XIX в. А. Ишимовой.

Открывается «История...» обращением к детям: «Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и пре­красных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшеб­ницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам ее о делах ваших предков». Далее в художественной форме писа­тельница повествует об истории России, о зарождении Русского государства, об укреплении его могущества. В книге находят отра­жение все важнейшие события русской истории с древних времен до начала царствования Николая I.

— Вспомните, каким было ваше домашнее задание, опреде­лите цели урока.

IV. Проверка домашнего задания

— Нашли ли вы произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

— Прочитаем его выразительно.

(Учащиеся получают текст баллады. Первичное чтение с ком­ментированием. Затем проводится словарная работа.)

ИБО — потому что.

КНЯЖЕ - вежливое обращение к князю.

УКОРЯТЬ - обвинять.

СЕЙ — этот.

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— О каком князе идет речь в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

— Какую смерть предсказали волхвы князю?

— Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти?

— Удалось ли ему уйти от судьбы?

— Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинает­ся с союза «и»? Для чего нужен этот прием? (Придает речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое.)

— Каким еще жанрам литературы свойственна такая напев­ность и неторопливость? (Былинам.)

— Как надо читать это произведение? (Неторопливо, разме­ренно.)

(Повторное выразительное чтение баллады.)

— О чем вы прочитали?

- Какое произведение вам понравилось больше? Почему? (Ответы учеников.)

- Чем отличаются фрагмент летописи и баллада? (Пример­ный ответ. Летопись написана прозой, а произведение А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его бал­ладе много незнакомых слов, она очень красива.

У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понра­вилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе.

Жалко, что князь Олег погибает такой нелепой смертью. Всю жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи. Предсказание кудесника сбылось.)

- Какую словесную иллюстрацию можно нарисовать? («Олег на коне и волхвы», «Олег рядом с черепом коня», «Похороны Олега».)

- Что вы нарисуете на переднем плане? на заднем? Рассмотрите репродукции картин В.М. Васнецова, выпол­ненных в качестве иллюстраций к балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вы на них видите? Расскажите.

- Прочитайте отрывок, соответствующий каждой репродукции. (Учитель может сделать короткое сообщение. См. материал к уроку.)

VII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

Наши рекомендации