Легкоатлетические упражнения.

Бег, прыжки, метания, являясь естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Бег, прыжки, метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают влияние на развитие разнообразных координационных спо­собностей и способствуют развитию речи детей.

Легкоатлетические упражнения имеют важное значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному действию, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой или соревновательной форме, что доставит детям удовольствие и радость, а также позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами.

Все это в совокупности будет способствовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, выдержка, уверенность, честность, чувство товарищества и коллективизма.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

Примерный материал по легкоатлетическим упражнениям

Основная направленность Классы
  На знания о физической культуре Понятия: бег на скорость, бег на выносливость, короткая дистанция; название метательных снарядов, прыжкого инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту, техника безопасности на занятиях Понятия: темп и длительность бега, эстафета, команды «старт» и «финиш»; влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях
На освоение навыков ходьбы, бега, развитие скоростных и координационных способностей Обычная ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2–3 препятствий по разметкам. Обычный бег, с изменением направления движения по указаниям учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий; по разменным участкам дорожки, челночный бег 3х5 м, 3х10 м; эстафеты с бегом на скорость Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5–15 м) Бег с ускорением от 10 до 15 м Соревнования до 60 м Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы.   То же с преодолением 3–4 препятствий То же. Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым боком; вперед, с захлестываем голени назад Бег в коридорчике 30–40 см из различных и.п. до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые или световые сигналы. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 15–30 м) Встречная эстафета (расстояние 10–20 м) Бег с ускорением от 20 до 30 м Соревнования до 60 м
На совершенствование навыков бега, развитие выносливости Равномерный медленный бег до 3 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км Равномерный медленный бег до 4 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км Равномерный медленный бег до 5 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км Равномерный медленный бег до 6–8 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км
На освоение, закрепление и совершенствование навыков прыжков, развитие скоростно-силовых способностей, координационных способностей Прыжки на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперед на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивание одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, веревку (высота 30–40 см) с 3–4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку, многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге   То же. С поворотом на 180°; по разметкам; в длину с места; в длину с разбега, с зоны отталкивания 60–70 см; с высоты до 40 см; в высоту с 4–5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов; через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков) на правой и левой ноге То же. С поворотом на 180°; по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега, с зоны отталкивания 30–50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полета; многоразовые (до 10 прыжков) на правой и левой ноге; тройной и пятерной с места. Эстафеты с прыжками на одной ноге (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера То же. На заданную длину по ориентирам; на расстояние 60–110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (на точность приземления); с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90–120° и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); в высоту с прямого разбега; многоскоки (тройной, пятерной, десятерной). Эстафеты с прыжками на одной ноге (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера
На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении ме­тания; на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель (2x2 м) с расстоя­ния 3–4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя ноги врозь, грудью в на­правлении мета­ния; на дальность Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и задан­ное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2x2 м) с расстояния 4– 5 м; на дальность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) дву­мя руками от гру­ди вперед - вверх, из положения стоя грудью в направлении мета­ния; снизу впе­ред-вверх из того же и.п. на даль­ность Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди на дальность и за­данное расстоя­ние; в горизон­тальную и верти­кальную цель (1,5х1,5 м) с рас­стояния 4–5 м. Бросок набивного мяча (1 кг) из положения стоя грудью в направлении метания дву­мя руками от груди, из-за голо­вы вперед-вверх; снизу вперед-вверх на даль­ность и заданное расстояние Метание теннис­ного мяча с мес­та, из положения стоя боком в направлении метания, на точ­ность, дальность, заданное расстоя­ние; в горизон­тальную и верти­кальную цель (1,5х1,5 м) с рас­стояния 5–6 м. Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за го­ловы, от груди, снизу вперед-вверх, из положе­ния стоя грудью в направлении ме­тания, левая (пра­вая) нога впере­ди, с места; то же с шага на даль­ность и заданное расстояние

Лыжная подготовка





В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж.

В учебной работе большое место должно быть отведено играм на лыжах и передвижению по местности, совершенствованию в технике, но главное содержание занятий составляет выработка необходимых качеств – ловкости, силы, быстроты, выносливости. При этом, конечно, должны учитываться особенности развития детей этого возраста и состояние их здоровья.

Уроки лыжной подготовки проводятся только в тихую погоду при слабом ветре (не более 2 м/с), при температуре не ниже – 15°С.

Задачи учителя: предусмотреть максимальную занятость уча­щихся в течение всего урока, постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку, держать по возможности всех уча­щихся в поле своего зрения, обеспечить порядок и дисциплину. Учебные лыжни могут иметь форму круга, гребенки, отдель­ных дорожек. Спуски и повороты выполняются по разным на­правлениям.

Программный материал по лыжной подготовке

Основная направленность Классы
На знания о физической культуре Основные требования к одежде и обуви во время занятий, требования к температурному режиму, понятие о технике безопасности при занятиях лыжами, понятие об обморожении, значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания, особенности дыхания
На освоение техники лыжных ходов Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Подъем и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1 км Скользящий шаг с палками. Подъемы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5 км Попеременный двухшажный ход без палок и с палка ми. Подъем «лесенкой». Спуски в высокой и низкой стойках. Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью Попеременный двухшажный ход. Спуски с пологих склонов. Торможение «плугом» и упором. Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой» и «елочкой». Передвижение на лыжах до 2,5 км с равномерной скоростью

Плавание

Овладение навыком плавания жизненно необходимо для каж­дого учащегося. За время занятий школьники должны овладеть ос­новами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать од­ним из способов 25 м. Плавание предъявляет высокие требования к координационным способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцирова­нию временных, пространственных и силовых параметров движе­ний, чувству ритма, дает возможность выполнять разнообразные дыхательные упражнения. Систематические занятия плаванием содейст­вуют также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыха­тельной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.

В школах, имеющих соответствующие условия, можно при­ступать к обучению с 1 класса. Для обучения плаванию следует широко использовать близлежащие бассейны, в теплое время го­да открытые водоемы, занятия плаванием в загородных лагерях. Большую помощь в этом деле могут оказать родители.

Наши рекомендации