Результаты изучения учебного предмета

Предметные (академические) результаты обучающихся:

· овладение техникой чтения вслух и про себя;

· овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

· умение устно передавать содержать текста по плану, отвечать на вопросы по содержанию произведения;

· умение формулировать главную мысль произведения и собственное отношение к прочитанному художественному тексту;

· умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения;

· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; установление причинно-следственных связей в текстах;

· овладение элементарными литературоведческими знаниями.

Личностные результаты (жизненная компетентность) обучающихся

· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

· формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

· формирование общероссийских гражданских и патриотических ценностей;

· формирование гуманистических ценностных ориентаций;

· уважительное отношение к культуре и религии русского народа и других народов России;

· знание основных моральных норм русского народа и других народов России;

· формирование уважительного отношения к семейным ценностям, любви к природе, понимание важности здорового образа жизни;

· развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, избегать конфликтов;

· овладение начальными навыками адаптации в современном мире;

· развитие духовных качеств и эстетических чувств;

· использование средств русского языка для решения коммуникативных и познавательных задач

Речевые результаты обучающихся:

· владение речью, правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении;

· владение диалогической и монологической связной речью;

· усвоение фонематических, лексических, морфологических и синтаксических обобщений;

· овладение грамотным письмом и самостоятельной письменно-речевой деятельностью.

Содержание начального образования по предмету

КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Круг детского чтения.При отборе и группировки литературных произведений для чтения за основу были взяты, прежде всего, тематический принцип, принципы жанрового разнообразия и целостного восприятия художественного произведения. При этом учитывается интерес, доступность языка, тематики произведений. Тексты должны обладать ярко выраженным воспитательным потенциалом, способствовать расширению кругозора об окружающем мире. Очень важно, чтобы во 2-м-3-м классах тексты были небольшие по объему и несложные в языковом отношении. Предлагается для чтения и работы значительное число текстов, раскрывающих полиэтнический характер России, контакты русского народа с представителями других народов, населяющих Россию. Произведения должны показать детям мир литературы во всем его многообразии, поэтому предлагается классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современная детская литература.

За годы обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к

произведениям А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, В. Сутеева, К. Ушинского, Н. Носова, С. Михалкова, Н. Сладкова, Е. Чапушина, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, Г. Скребицкого, А. Пушкина, Г. Сапгира, Э. Успенского, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста.

Наряду с художественными текстами на уроках чтения учащимся должны предлагаться для изучения отдельные произведения научно-познавательного характера, предназначенные для младшего школьного возраста, а также статьи из детских газет и журналов (III-IV классы), справочная литература (IV класс).

Во 2-м классе материал для чтения тесно связан с тематикой курса «Окружающий мир (развитие речи)», что позволяет целенаправленно и эффективно формировать представления учеников об окружающем их мире, опираясь при этом на имеющийся у них жизненный опыт, всесторонне развивать их познавательные и речевые способности. Через стихи и небольшие рассказы и сказки детских писателей ученики познают себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем. Первоначально чтению статей и литературных произведений, в которых сообщаются сведения об окружающей природе, предшествует непосредственное знакомство с предметом и явлением, о котором говорится в тексте на уроках развития речи, экскурсиях и т.п. Постепенно школьники должны научиться получать новые знания непосредственно из читаемого текста. Однако на всех этапах обучения в начальной школе, прежде чем приступить к чтению текста, необходимо подготовить учащихся к правильному его восприятию. Беседы и рассказы, предшествующие чтению, должны быть тесно связаны с содержанием читаемых текстов, но не пересказывать их, они должны возбуждать интерес к теме, эмоционально настраивать и помогать правильному восприятию детьми произведений. Полезно использовать на уроках чтения музыкальные живописные произведения, что позволяет создать более цельный образ исторической эпохи или явления в сознании ребенка.

Произведения группируются по следующим тематическим разделам: «Все о человеке», «Уж небо осенью дышало», «Осенняя ярмарка», «Животные и птицы – наши друзья», «Зимние узоры», «Праздник новогодний», «Вместе – дружная семья», «Чем пахнет весна», «Мамин праздник», «Почему нам бывает смешно», «Там чудеса…», «Скоро лето красное…»

Помимо рекомендуемых в программе произведений учитель может использовать другие тексты, самостоятельно отбирая их с учетом возрастных и речевых возможностей учеников.

В3-м классе продолжается формирование у детей представлений об окружающем мире, но произведения объединяются не только по тематическому принципу, но и по их жанровым особенностям. Дети открывают для себя мир литературы в его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: загадки, рассказы, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, басни. Здесь находит свою реализацию принцип жанрового разнообразия. Си­стематизация учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру ли­тературы позволяет через соответствующие вопросы и задания к текстам осуществлять элементарное литературное образование младших школьников.

В 4-м классе (1-ое полугодие)уточняются и расширяются представления учащихся о жанровых особенностях литературных произведений. Целенаправленно дети знакомятся с произведениями устного народного творчества: былинами, загадками, сказками, пословицами, скороговорками, продолжают осваивать жанровые особенности басен. Знакомство с произведениями фольклора народов России и мира дает возможность детям узнать о том, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого дети знакомятся, например, со сказками разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Во 2-м полугодии 4-го классадети получают представление о писателях-классиках русской литературы, об основных темах и жанрах их литературного творчества, о многообразии творчества писателей.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В программе приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

Помимо указанных в программе произведений педагог может использовать и другие литературные тексты, самостоятельно определяя соответствие литературного материала возрастным и речевым возможностям учеников.

Читательские умения.Программой по «Литературному чтению» предусмотрено закрепление и дальнейшее развитие читательских умений, сформированных в I классе в процессе работы с Букварем.

В этом разделе помещены требования к навыку чтения учащихся, которые отрабатываются в течение каждого учебного года. Требования определены на основе учета основных компонентов (параметров) читательского навыка, включающего в себя техническую и смысловую стороны, психологических закономерностей его формирования, а также специфики овладения навыком учащимися с нарушениями речи, осваивающих 3 вариант СФГОС. В итоге к концу начальной ступени обучения учащиеся должны овладеть чтением вслух – осмысленным, синтетическим, правильным и выразительным, а также осознанным чтением про себя.

Кроме навыка чтения к важным составляющим читательских умений относятся навыки работы с текстом и книгой.

Для эффективного формирования навыка чтения программа также предусматривает систематизацию литературных произведений согласно ведущим учебным задачам по разделам: «Читаем целыми словами», «Читаем правильно», «Читаем выразительно», «Читая, думаем», «Читаем быстро», «Читаем про себя». Данные разделы носят коррекционно-пропедевтический характер и тексты, задания, входящие в данные разделы предполагают реализациюпринципов коррекционно-развивающей и пропедевтической направленности.

Учителю следует отбирать и систематизировать тексты в соответствии с конкретной методической направленностью каждого блока уроков на формирование того или иного компонента навыка, составляющего сложное и, по сути, нерасчленимое умение читать. Конкретная постановка учебной задачи, сформулированная в названиях данных разделов помогает и учителю, и учащимся работать целенаправленно. Вопросы и задания к текстам дают возможность полноценно организовать эту работу, а доступные, и интересные произведения позволяют развивать мотивационную основу чтения учеников.

В качестве компонентов навыка чтения принято выделять способ, правильность, темп (скорость), выразительность и осмысленность (осознанность) чтения.

Важнейшим компонентом читательского навыка является способ чтения, который может быть продуктивным и непродуктивным. К непродуктивному способу относятся: побуквенное и отрывистое слоговое чтение. К продуктивному - плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Непродуктивные способы чтения крайне нежелательны. Продуктивные способы необходимо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов. Поэтому на уроках чтения во II классе необходимо включать специальные задания и упражнения, способствующие более эффективному формированию продуктивного способа чтения (раздел «Читаем целыми словами»). В III классе эти задания могут уже носить индивидуальный характер.

Правильность чтения выражается в отсутствии ошибок на замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв, слогов и слов в читаемом тексте, а также ошибок ударения в словах. При этом, на более ранних этапах формирования навыка правильным может считаться орфографическое чтение, а на более продвинутых – орфоэпическое. Это необходимо учитывать в требованиях к навыку чтения по классам. Раздел «Читаем правильно» Программой предусмотрен со 2-го по 4-й классы.

Начиная с 3-го класса, программой предусматривается формирование навыков чтения «про себя». Этот навык формируется постепенно и должен опираться в своем развитии на сформированный навык громкого и осознанного чтения. Раннее введение чтения про себя, как правило, снижает понимание прочитанного.

Переходной ступенью между громким чтением и чтением про себя является шепотное чтение. В 1-м полугодии 3-го класса, работая с произведениями раздела «Читаем правильно», учитель должен предусмотреть специальную работу по развитию функционального базиса чтения «про себя», которая предусматривает развитие зрительного восприятия стимула, предъявляемого на короткое время и развитие зрительного запоминания стимулов в условии маскировки (стимулы: контурные предметные изображения, контурные геометрические фигуры, элементы букв и буквы, слоги, слова разной слоговой структуры). На этом же этапе обучения предлагается читать шепотом сначала отдельные слова и предложения, прочитанные ранее вслух, а затем короткие отрывки и тексты. При этом обязательно осуществляется контроль за пониманием с помощью подбора картинного материала, объяснения значения прочитанного слова, демонстрации действия и т.п. Если у ученика не сформирован навык громкого беглого послогового чтения, ему нельзя предлагать чтение шепотом, поскольку это провоцирует чтение по догадке. Во 2-м полугодии 3-го класса можно перейти к отработке чтения «про себя» с контролем за пониманием со стороны учителя. Для этого вводится раздел «Читаем про себя». Учащиеся переходят к самостоятельному чтению про себя отдельных отрывков коротких рассказов, вопросов к содержанию текстов, под руководством учителя находят в тексте главную мысль произведения, слова и выражения, которые характеризуют действующих лиц, обучаются словесному рисованию, умению отвечать на вопросы, передавать содержание сказки, рассказа повествовательного характера или иллюстрации к ним с опорой на план, предложенный учителем.

Под темпом (скоростью) чтения понимают количество знаков, прочитываемых за единицу времени. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания, а также зависит от характера текста и целевой установки его прочтения. Следует отметить, что при рассмотрении соотношения темпа чтения и понимания правильнее говорить о скорости понимания, а не о скорости чтения. Поэтому отправным моментом в обучении чтению должно выступать традиционное чтение, учитывающее психофизиологические особенности ребенка. Учащимся должна быть предоставлена длительная практика в речевых самоощущениях, неосознанных и осознаваемых, в наблюдениях над речепроизносительными механизмами. В связи с этим в Программе только с 4 класса предполагается целенаправленная работа по отработке скорости чтения. Поэтому добавляется раздел «Читаем быстро». Но развивая у учащихся навык беглого чтения, необходимо предупредить у них чтение «по догадке», а также механическое чтение. Во 2-м и 3-м классах необходимо создавать условия для наращивания скорости чтения: включать приемы по развитию периферического зрения, увеличению объема зрительного восприятия, развитию антиципирующего чтения (лексико-грамматического и смыслового предвидения). С детьми, имеющими аномалии строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалией, дизартрией) такая работа должна осуществляться индивидуально с учетом их речевых возможностей. Контроль за скорость чтения также должен осуществляться индивидуально путем сопоставления результатов в начале и конце года. Данные о количестве слов в минуту, которые даны в программе, носят усредненный характер. У отдельных детей, имеющих значительные затруднения при обучении чтению, а также у заикающихся этот показатель может быть ниже.

Выразительность, как компонент навыка чтения, проявляется в умении ученика обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические - при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками, препинания, читать достаточно громко и внятно.

Можно говорить о том, что выразительность, с одной стороны, выступает как характеристика технической стороны чтения, а, с другой, тесно связана с пониманием читаемого. Поэтому работу над выразительностью следует вести в двух направлениях: формирование навыка выразительности и формирование выразительного чтения.

Целенаправленная работа над выразительностью чтения начинается уже во втором классе и предполагает овладение учащимися основными навыками, обеспечивающими техническую составляющую данного компонента (ориентация на знаки препинания в тексте, использование пауз, применение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации). Данная работа осуществляется в рамках раздела «Читаем выразительно».

Также выделяется выразительное чтение как высший тип чтения, художественное чтение, которое предполагает умение читающего использовать основные средства выразительности для выявления своего понимания, оценки содержания и смысла читаемого текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя. Выразительному чтению принадлежит значительная роль в развитии ребенка. Оно помогает учащимся усваивать больший объем смыслового и образного содержания текста. У ребенка воспитывается эмоциональное отношение к слову, ребенок легче преодолевает психологический барьер перед книжной речью. Программой предусмотрено овладение элементами выразительного чтения в 4 классе на заключительных этапах работы над текстом (раздел «Читаем выразительно»), когда он всесторонне рассмотрен, проанализирован, понят учениками.

Ведущее место в навыке чтения отводится его осознанности (осмысленности), так как целью чтения является получение информации, заключенной в тексте, понимание содержания, осознание смысла. Понимание представляет собой познавательный мыслительный процесс, направленный на раскрытие свойств, связей, отношений между предметами и явлениями реального мира, а с позиций его результативности рассматривается как мысль или совокупность мыслей, адекватно раскрывающих какое-либо свойство, связь или отношение предметов или явление реального мира. Понимание письменного текста является самой трудной формой импрессивной речи и в своем развитии проходит целый ряд этапов: от понимания отдельных слов к усвоению синтаксических отношений, в которые эти слова вступают (лингвистический уровень чтения), далее к пониманию предметного содержания текста (предметно-денотативный уровень) и затем к выделению общего смысла сообщения (концептуально-оценочный уровень). Понимание зависит от характера объекта понимания, т.е. текста (литературного произведения) и мотивации, уровня подготовленности читателя, прежде всего, от его когнитивно-языковых особенностей, сформированности технической стороны чтения, владения приемами работы с текстом.

Систематическая работа над текстом должна тесно увязываться с организацией словарной работы на уроках чтения. Словарная работа включает в себя формирование правильного произношения слова, понимания его лексического и грамматического значения и употребления слова в связной самостоятельной речи должна быть тесно связана со словарной работой на уроках развития речи.

Словарная работа на уроках чтения носит специфический характер, поскольку ограничена рамками прочитанного. При отборе слов следует учитывать, какие слова поясняются лишь бегло, чтобы облегчить восприятие и понимание текста, а какие отрабатываются основательно в плане их восприятия и употребления, с тем, чтобы они вошли в активный словарь ученика.

Объяснение отрабатываемых «базовых» слов дается, как правило, либо во время предварительной беседы, либо непосредственно перед чтением текста, а закрепление их в речи детей предусматривается в процессе анализа содержания прочитанного, в беседе при проверке усвоения содержания, при пересказе. Словарь «ситуативный», не закрепляемый для дальнейшего употребления, поясняется в ходе чтения текста, по мере необходимости.

Особое внимание при пересказе необходимо уделить формированию умения правильно отбирать слова в соответствии с жанровыми особенностями литературного образца.

В процессе чтения ученик должен осознать не только лексическую, но и грамматическую форму слова, с опорой на практические грамматические навыки, сформированные на уроках развития речи. На уроках чтения слова даются в контексте, поэтому систематизированные грамматические знания не сообщаются.

Для пропедевтики и формирования осознанного чтения программой предусматривается специальный раздел «Читая, думаем», задачи и содержание которого усложняются по ступеням обучения. Программа ориентирует на включение данного раздела во 2-м и 3-м классах.

Во 2-м классе объектом чтения становятся предложения, понимание которых зависит от учета флективных отношений, и небольшие по объему и доступные в лингвистическом отношении учащимся с речевыми нарушениями тексты повествовательного и описательного характера, в которых предметно-денотативный (содержательный) план соотносится с концептуально-оценочным. Тексты и задания, предлагаемые в этом разделе позволяют отрабатывать навыки смыслового восприятия читаемых произведений на предметно-денотативном и лингвистическом уровнях, учитывать индивидуальный темп формирования навыка чтения учащихся. Данная работа носит коррекционно-пропедевтический характер и способствует созданию условий для осмысленного чтения более сложных текстов.

В 3-м классе коррекционно-пропедевтическая направленность раздела «Читая-думаем» предполагает отработку навыков осмысленного чтения, позволяющих учащемуся осознавать основную идею произведения, его подтекст. Так как степень и полнота осознания смысла читаемого определяется жанром произведения, то программой предусмотрено изучение произведений разных жанров: рассказов, стихотворений, басен, загадок, пословиц, сказок и др. При этом, каждый жанр литературного произведения, имея свои особенности, определяет методику его изучения. В 3-м классе планируется специальная работа над формированием жанрового сознания. Поэтому произведения для чтения группируются не только в соответствии с тематическим принципом, но и в соответствии с их жанровой спецификой.

В 4-м классе работа над осознанностью продолжается в рамках работы с произведениями из основных разделов программы.

Принципы 2 класс 3 класс 4 класс
1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие   2 полугодие
Тематический Жанрового разнообразия   Все о человеке   Уж небо осенью дышало   Животные и птицы – наши друзья   Зимние узоры   Праздник новогодний Вместе дружная семья   Чем пахнет весна   Мамин праздник   Весенние заботы   Почему нам бывает смешно   Там чудеса…   Скоро лето красное   Стихотворения и рассказы об осени   Сказки о животных и птицах   Стихи и загадки о животных и птицах     Рассказы о животных и птицах     Стихотворения и рассказы о зиме   Стихотворения и очерки о Родине   Стихотворения и рассказы о весне   Басни     Стихотворения и рассказы о лете   Устное народное творчество: Былины Загадки Сказки Пословицы Скороговорки   Басни   Александр Сергеевич Пушкин   Михаил Юрьевич Лермонтов   Иван Сергеевич Тургенев   Лев Николаевич Толстой   Николай Алексеевич Некрасов   Антон Павлович Чехов   Сергей Александрович Есенин   Константин Георгиевич Паустовский   Михаил Михайлович Пришвин  
Коррекционно-развивающий Пропедевтический Читаем целыми словами     Читаем выразительно   Читая – думаем Читаем целыми словами     Читаем правильно   Читаем выразительно   Читая – думаем Читаем правильно   Читаем выразительно   Читая - думаем Читаем правильно   Читаем выразительно     Читая - думаем   Читаем про себя Читаем правильно     Читаем про себя   Читаем выразительно   Читаем быстро   Читаем про себя   Читаем быстро

Работа над осмысленностью чтения тесным образом связана с формированием навыков взаимодействия с текстом и книгой, к которым относятся следующие:

1) умение работать с заглавием текста;

2) умение прогнозировать содержание текста;

3) умение находить ключевые слова в тексте;

4) умение отвечать на вопросы по содержанию текста;

5) умение формулировать вопросы к прочитанному;

6) умение составлять план прочитанного текста (картинный, речевой) и осуществлять полный и выборочный пересказ в соответствии с ним;

7) умение формулировать главную мысль произведения;

8) умение правильно называть книгу (автора, заглавие);

9) умение определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окрашенность) по обложке, заглавию, рисунку;

10) умение работать с содержанием книги.

Во 2-м классе учитель должен особое внимание уделить формированию умений находить ключевые слова в тексте, отвечать на вопросы по содержанию текста, составлять картинный план прочитанного, пересказывать с опорой на картинный план; называть автора и заглавие литературного произведения.

В 3-м и 4-м классах данные умения совершенствуются, выводятся на более продвинутый уровень, а также ведется работа над формированием всех остальных умений взаимодействия с текстом и книгой.

Литературоведческая пропедевтика. В 3-4 классах при сохранении тенденции к формирова­нию навыка чтения и умений работы с текстом внимание уделяется также начальному литературному образованию учащихся. Это достигается благодаря соответству­ющим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу си­стематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру ли­тературы. Объединение произве­дений одного литературного вида (жанра) позволя­ет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного.

На уроках очерчивается круг литературоведческих понятий, с которыми учащиеся встретятся при чтении художественных текстов, их осмыслении, обсуждении, работе с ними. Литературоведческие понятия даются для практического использования в качестве инструментария, помогающего в работе с текстом, с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Упорядоченное накопление литературных представле­ний, которое происходит при этом, является непремен­ным условием последующих литературных обобщений и литературного развития учащихся в средней школе.

Коммуникативное и речевое развитие. Данный раздел ориентирует педагога на решение коррекционно-развивающих задач в области преодоления первичного речевого нарушения у учащихся начальных классов СКОУ Y вида. Уроки литературного чтения наряду с уроками русского языка содержат значительный потенциал для работы над фонетическими, лексико-грамматическими трудностями, для формирования как речевых умений, связанных с аудированием (слушанием) и говорением, так и умений невербального общения.

\Особое место в этом отношении принадлежит работе с текстом. При этом текст произведения может использоваться в качестве зрительной опоры для формирования фонематических, лексических, морфологических и синтаксических обобщений параллельно с работай над смысловым компонентом чтения. Это требует от учителя правильного отбора, систематизации текстов в зависимости от решаемых задач и использования специальных методических приемов и заданий. В раздел «Читая, думаем» вводятся тексты, в том числе, и квазитексты, позволяющие отрабатывать грамматические обобщения наоснове формирования операций морфемного анализа.

Такие виды и приемы работы на уроках литературного чтения, как слушание, пересказ, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям, ответы на вопросы по содержанию, самостоятельное формулирование вопросов учащимися, высказывание собственной точки зрения по обсуждаемому произведению, передача впечатлений о прослушанном, прочитанном тексте, построение плана собственного высказывания, отбор и использование выразительных средств языка и паралингвистических средств и др. позволяют развивать такие важные для коммуникативного развития детей виды речевой деятельности - аудирование, говорение (культура речевого общения).

Основным содержанием данного раздела выступает организация работы над восприятием на слух звучащей речи (высказывания собеседника, читаемых различных текстов), умением отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения

На уроках литературного чтения в связи с тем, что коммуникативные ситуации «учитель- ученики», «учитель-ученик», «ученик-ученики», «ученик-ученик» организуются в процессе работы над конкретным литературным произведением, становится возможным отбирать и использовать определенный языковой материал, необходимый для решения задач общения по поводу прочитанного. Учителю следует организовывать диалогические единства учащихся с партнерами по группе (классу), на начальных этапах предлагая готовые, устойчивые модели вопросов и ответов и создавая условия для репродуцирования их учащимися.

Работа над пониманием читаемого, с текстом произведения позволяет расширять, актуализировать и активизировать такие лингвистические средства, используемые в диалоге, как средства, выражающие субъективные намерения говорящего (собственная характеристика персонажей, отношение к прочитанному, к герою, ситуации и т.д.), и средства, необходимые для выражения объективных характеристик ситуации (использование авторских ремарок для характеристики персонажей, ответы на поставленные вопросы к прочитанному и т.п.)

Постоянное присутствие текста произведения в виде опоры облегчает ситуацию общения, позволяет использовать готовые синтаксические конструкции, лексические средства для реализации диалогической формы устной разговорной речи. Таким образом, создаются условия для преодоления речевого негативизма, сниженной мотивации общения, характерных для детей с речевой патологией.

Виды и приемы работы на уроках чтения: подробный пересказ прочитанного, пересказ от лица автора, героя, инсценирование эпизодов и целого произведения, формулирование вопросов к прочитанному, ответы на вопросы, обсуждение плана произведения и т.д. – все это позволяет отрабатывать такие группы коммуникативных умений, как информационно-коммуникативные (умение вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, соотносить средства вербального и невербального общения); регуляционно-коммуникативные (умения согласовывать действия, мнения, установки с потребностями партнеров по общению, применять индивидуальные способы при решении совместных задач, оценивать результат совместного общения), аффективно-коммуникативные (умение делиться своими чувствами, настроениями с партнерами по общению, проявлять сопереживание, заботу, оценивать эмоциональное поведение друг друга).

Отработка навыков перцептивно-смысловой обработки текста должна способствовать формированию у учащихся представлений о неоднозначности формального построения высказывания (текста), его внешним содержанием и смыслом, а также о возможностях различной интерпретации прочитанного каждым учеником. Создание обучающих ситуаций в этом направлении будет способствовать формированию у школьников умений совместной проверки процесса интерпретации слушателем и говорящим в процессе общения.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Оно рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области русского языка, как важное средство развития и воспитания учащихся в процессе обучения.

Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного школьника младшего возраста, во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение к самостоятельному чтению, научить ориентироваться в книге.

Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.

Внеклассное чтение выделяется в расписании из часов, отведенных на чтение и фиксируется в классном журнале. Во II классе на занятия внеклассного чтения отводится 15-20 мин. еженедельно. В III-IV-проводится один урок в неделю.

В содержании программы уроков внеклассного чтения на каждом этапе обучения выделяются два основных раздела:

1. Круг чтения. В данном разделе содержатся указания на то, с каким кругом книг рекомендуется знакомить детей на данном этапе работы.

2. Работа с детской книгой – определяются предметные, личностные и речевые результаты учащихся, достигаемые на этом учебном материале.

II КЛАСС

КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ (105 часов)

Круг детского чтения

«Уж небо осенью дышало».Произведения об осени. Жизнь животных осенью. Труд людей. Отношение человека к природе.

Рекомендуемый список произведений:

«Осень на пороге» Н. Сладков, «Грибы тоже ходят» М. Пришвин, «Сентябрь» И. Токмакова, «Осень» Я. Аким, «Осенние листья» И. Токмакова.

«Все о человеке».Рассказы и стихотворения о жизни детей; о честных; смелых, внимательных людях, о настоящих товарищах.

Рекомендуемый список произведений:

«На уроке» М. Пляцковский, «Пятерка» Б. Крекотин, «Старая кукла» Н. Булгаков, «Внучка старой вишни» В. Сухомлинский, «Герой» В. Пашов, «Сказка про лентяя», «Как Алешке учиться надоело» С. Баруздин, «Рабочие руки» Г. Сапгир, «Кто лучше?» В. Сутеев, «Шар в окошке» А. Митта, «Три товарища» В. Осеева, «Жадина» Я. Аким, «Торопливый ножик» Е. Пермяк, «Скучный Женя» Г. Юдин, «Пустяки» Л. Яхнин, «Самое страшное» Е. Пермяк, «Случай с кошельком» Е. Пермяк.

«Животные и птицы – наши друзья».Рассказы,стихотворения,сказки и загадки о животных.Отношение человека к животным.

Рекомендуемый список произведений:

«Жеребенок» С. Черный, «Кукушка» Муса Джалиль, «Квакушка» С. Кузьмина, «Птичий будильник» Н. Сладков, «Баня» Н. Сладков, «Лесной доктор» М.Пришвин, «Яшка» по Е.Чарушину, «Кролик» Е. Чарушин, «Скворец-молодец», «Кот Васька» К. Ушинский, «Еж-спаситель» В. Бианки.

«Зимние узоры».Произведение о зиме, о зимнем лесе, реке, и проч. Зимние забавы. Труд людей зимой. Отношение людей к природе. Жизнь животных и птиц зимой.

Рекомендуемый список произведений:

«Первый снег» Н. Полякова,

Наши рекомендации