Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»

1. Личностнымирезультатами освоения изучения окружающего мира в начальной школе являются:

· осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение её предметы;

· осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

· осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религии России;

· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

· уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

· расширение сферы социально- нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

· способность к адекватной самооценке с опорой на знание развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

· установка на безопасный здоровой образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; ; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

2. Метапредметнымирезультатами освоения изучения окружающего мира в начальной школе являются:

· способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание ( в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

· умени осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры в городе (селе) и др.);

· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

3. Предметнымирезультатами освоения изучения окружающего мира в начальной школе являются:

· усвоение первоначальных сведений о су3щности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

· сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

· владение базовым понятийным аппаратом доступным для осознания (младшим школьником), необходимых для получения дальнейшего образования в области естественно -научных и социально – гуманитарных дисциплин;

· умение наблюдать, фиксировать, исследовать (изменять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явлении окружающего мира;

· выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

· овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

· понимание роли и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современном мире;

· понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

· понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, и побед.

Основные требования к уровню подготовкиучащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

• свое полное имя, домашний адрес, город, страну, глав­ный город страны;

• основные помещения школы, ориентироваться в их
местоположении;

• основные правила здорового образа жизни;

• основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);

• основные условия благополучной жизни растений и животных;

• профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

• улицы, расположенные вблизи школы и дома; основ­ные учреждения культуры, быта, образования;

основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать (сопоставлять):

• знаки светофора; знаки дорожного движения, необхо­димые для соблюдения безопасности;

• основные нравственно-этические понятия (сочув­ствие — равнодушие; трудолюбие — леность; послушание —непослушание);

• различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.);

• времена года;

• животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);

• произведения народного творчества: пенис, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

• выполнять режим своего дня;

• определять время по часам с точностью до часа;

• подготавливать свое учебное место к работе;

• оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

• выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

• ухаживать да своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

• выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

• составлять описательный рассказ по картине, игруш­ке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны: называть(приводить примеры):

• правила здорового и безопасного образа жизни;

• правила поведения на природе, в общественных мес­тах, учреждениях культуры;

• основные права граждан России и права ребенка;

• основные древние города Руси и России (не ме­нее 3--4);

различать (соотносить):

• прошлое — настоящее — будущее;

• год — век (столетие);

• предметы неживой и живой природы, изделия;

• представителей растительного и животного мира и ме­ста их обитания;

• этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

• соотносить событие с датой его происхождения:

• характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

• описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;

• устанавливать связь между природным объектом и ус­ловиями его обитания;

• составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);

• составлять сюжетные и описательные рассказы об изу­ченных исторических событиях:

• проводить элементарные опыты и наблюдения (в соот­ветствии с программой), фиксировать их результаты.

Основные требования к уровню подготовкиучащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):

• тела живой и неживой природы;

• планеты Солнечной системы (2-3);

• свойства воздуха, воды;

• состав почвы;

• древние города и их достопримечательности;

• имена отдельных руководителей государства, деяте­лей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

• причины исчезновения растений и животных, отдель­ных сообществ;

различать (соотносить) :

• год, век, арабские и римские цифры;

• названия русского государства и их соответствие исто­рической эпохе;

• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

• животных разных групп (одноклеточные - многокле­точные, беспозвоночные — позвоночные);

• приспособления животных к среде обитания;

• особенности внешнего вида, строения животного в за­висимости от среды обитания;

• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля»,«деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

• объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

• объяснять необходимость бережного отношения чело­века к окружающей среде;

• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

• характеризовать основные процессы жизнедеятельно­сти животных;

• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

• составлять описательный рассказ о животном (расте­нии) по плану учителя и самостоятельно составленному;

• соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

• характеризовать некоторые важнейшие события в ис­тории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

• сравнивать картины природы, портреты людей, одеж­ду, вещи разных эпох;

• работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра­ботать с контурной картой по заданию учителя;

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопроси, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учетом достигнутого в 1-З классах): называть (приводить примеры):

• признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

• основные органы и системы органов человека и их функции;

• правила здорового образа жизни;

• права гражданина и ребенка в России;

• основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

• народы, населяющие Россию;
различать (соотносить):

• год и век, арабские и римские цифры;

• искусственные тела (изделия) и тела природы;

• полезные и вредные привычки;

• эмоциональные состояния и чувства окружающих(страх, радость и др.);

• события, персоналии и их принадлежность конкрет­ной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

• раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

• применять правила здорового образа жизни в само­стоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный ре­жим и др.);

• раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

• узнавать по тексту, к какому времени относится это со­бытие (в соответствии с программой);

• составлять связный рассказ на следующие темы: «Че­ловек — биологическое существо», «Как быть здоровым»,«Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем че­ловек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

• объяснять значение понятий «человек — живой орга­низм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «го­сударство», «права ребенка»;

• в повседневной жизни применять правила нравствен­ного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

• работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• ·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Список литературы

Учебники:

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1,2,3.4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 20 .

Рабочие тетради:

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:1,2,3,4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2014.

Учебно-методическое обеспечение

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века», отражающий содержание обучения по основным предметам начальной школы. Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва.: Вентана - Граф, 2011.

1.Окружающий мир. 1,2,3,4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. 1-2 часть / автор-составитель Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Беседы с учителем. Методика обучения:1,2,3,4 класс общеобразовательных учреждений./ Под ред. Л.Е. Журовой.-М.:Вентана – Граф,2010. – 384 с.

Образовательные диски:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010. (ООО «OSCARGame». 125135 г. Москва, ул. Краснопресненская, д. 1 Лицензия МПТР РоссииВаф № 40-59)

2.«Окружающий мир». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 ISBN978-360-02710-2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

Рассмотрено на заседании МО Руководитель ШМО __________/Илюшина С.М./ ФИО Протокол № ____ от «___»_____________2014 г.   Согласовано Заместитель руководителя по УВР МАОУ СОШ №7 _________/Богословская И.В./ ФИО «___»_______________2014 г.   Утверждаю Руководитель МАОУ СОШ №7 ____________/Грачева Т.Н./ ФИО Приказ № _____ от «___»______________2014 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По технологии

Классы

Жусевой Любови Николаевны

Учителя начальных классов

Учебный год

г. Балаково

Пояснительная записка

Наши рекомендации