Почему «Мертвые души» — поэма?
Тест.
Тест.
1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текстаи выполните задания В1—В6
— Идите в комнаты!— сказала ключница, отворотившись и показав ему спину, запачканную мукою, с большой прорехою пониже.
Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с; ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов.
По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. Пока он рассматривал всё странное убранство, отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. Чичиков, давши вопросительное выражение лицу своему, ожидал с нетерпеньем, что хочет сказать ему ключник. Ключник тоже с своей стороны ожидал, что хочет ему сказать Чичиков. Наконец последний, удивлённый таким странным недоумением, решился спросить:
— Что ж барин? у себя, что ли?
— Здесь хозяин, — сказал ключник.
— Где же? — повторил Чичиков.
— Что, батюшка, слепы-то, что ли? — спросил ключник. — Эхва! А вить хозяин-то я!
С1. Какова роль подробного описания предметного мира в характеристике изображаемого персонажа?
По традиции вещи в художественном мире поэмы выполняют характерологические функции: детализированный интерьер позволяет «материализовать» унылую скаредность, абсурдную скупость Плюшкина. Окружающие его вещи уже как будто изжили себя, обветшали, утратили функциональность, но герой не в силах расстаться с ними. Плюшкину только кажется, что это он — хозяин вещам: наоборот, сами вещи, расставленные как попало или попросту беспорядочно сваленные, захватили жизненное пространство, которое прежде занимал помещик. Сообщество вещей- «калек» («отломленная ручка кресел», кусочек тряпки, иссохшая чахоточная зубочистка) представляет и Плюшкина как духовного «инвалида», утратившего в своей фанатичной бережливости всякий здравый смысл. Даже натюрморт с арбузом, фруктами и уткой выглядит как укор хозяину: именно на фоне этого гастрономического изобилия Плюшкин будет предлагать Чичикову угощение из засохшего кулича.
С2. В каких произведениях русской литературы XIX века мир вещей играл решающую роль в создании образа героя и в чём сходство этих произведений с произведением Н. В. Гоголя?
Литературные «рецепты» Гоголя были применены И. А. Гончаровым: его описание кабинета Обломова сразу заставляет вспомнить о доме Плюшкина. Дело не только в повторении одних и тех же элементов интерьера (бюро, фарфор, картины на стенах) — оба автора подчёркивают, что комнаты героев похожи скорее на нежилые помещения: кругом пыль, покрывающая даже раскрытые страницы книг, паутина, засохшие крошки. Халат Обломова — это облагороженная версия халата Плюшкина: в обломовском есть и шик (он пошит из настоящей персидской материи), и преданность хозяину, а плюшкинский, наоборот, выдаёт дырами и масляным лоском скаредность владельца. О характерах своих владельцев «проговариваются» вещи и в рассказах А. П. Чехова. Так, в «Ионыче» упоминание о заранее приготовленных нотах, лежавших на рояле для Екатерины Ивановны, заставляет усомниться в исполнительских способностях девушки, хотя она и утверждает, что готовит себя к большой музыкальной карьере. Изменения в характере самого доктора Старцева автор показывает тоже при помощи вещных подробностей: со временем его любимым занятием сделалось перебирание и пересчитывание купюр, «добытых практикой».
C5.1Как можно истолковать смысл заглавия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
C5.1В чем состоят особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
C5.1Какую роль играет мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
С5.Россия и русский народ в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»
Интерес к творчеству Н. В. Гоголя не ослабевает и в наши дни. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что писатель сумел наиболее полно показать черты характера русского народа, величие и красоту России.
Поэма «Мертвые души» начинается с изображения городской жизни. Пять глав произведения отведены на повествование о жизни чиновников, пять — на описание помещиков и одна — на биографию Чичикова. В результате этого повествования создается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний. Помимо чиновников и помещиков автор изображает и других городских и сельских жителей — мещан, слуг, крестьян. Все это складывается в сложную панораму жизни России, современной автору.
Тема России и русского народа занимает одно из главных мест в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Посмотрим, как он изображает крестьянство. Автор совсем не склонен его идеализировать, он рассказывает и о достоинствах русских людей и об их недостатках. В начале поэмы, когда Чичиков въехал в город, два мужика, рассматривая его бричку, определили, что одно колесо не в порядке и, что Чичиков далеко не уедет. Н. В. Гоголь отметил, что мужики стояли возле кабака. Бестолковыми показаны в поэме также дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать; девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево; Прошка и Мавра забиты и запуганы. Автор не обвиняет их в невежестве, это не их вина, он просто добродушно смеется над ними. А вот рассказывая о кучере Селифане и лакее Петрушке -дворовых слугах Чичикова, писатель проявляет к ним доброту и понимание. Потому что Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что написано в книге, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что значит». А раскрывая образ Селифана, Н. В. Гоголь показывает душу русского мужика и пытается ее понять. Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: «Что значило это почесывание? И что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная на завтра сходка со своим братом... или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная... Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и всякую дорожную невзгоду? »
В произведении отражены социальные явления и конфликты, которые были характерны для крепостной России тридцатых- сороковых годов девятнадцатого века. В это время страной правили помещики и чиновники. Н. В. Гоголь изображает также безотрадную картину жизни крестьян. Помещики безжалостно эксплуатируют их, продают и покупают как вещи, относятся к ним как к рабам. Боясь продешевить при продаже мертвых душ, Коробочка говорит Чичикову: «...никогда еще не случалось мне продавать покойников. Живых-то я уступала, вот и третьего года проток-попу двух девок, по сту рублей каждую...». Истинный образ народа видится, прежде всего, в описании умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, и помещики. В их памяти они приобретают некий былинный образ, они наделены сказочными, богатырскими чертами. Мертвые крестьяне как бы противопоставлены живым крепостным с их бедным внутренним миром. Этот народ хоть и состоит из «мертвых душ», но-обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души...».
Вот как хвалится своими умершими крестьянами Собакевич: «Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Соро-коплехин! Да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! А каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные». А когда Чичиков отвечает ему, что они уж давно умерли и не могут стоить дорого, что это только «мечта», Собакевич возражает ему: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщите: машинища такая, что в эту комнату не войдет... А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади...». И сам Чичиков, разглядывая списки купленных крестьян, видит их будто наяву, каждый мужик в его глазах приобретает «свой собственный характер»: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?». Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом: «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной... А! Вот он... вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!». Крепостные крестьяне трудолюбивы, любая работа спорится в их руках.
Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его мужество и терпение, вспышки гнева и протеста рисует Н. В. Гоголь во время размышлений Чичикова над перечнем приобретенных им душ. В душе закрепощенного народа живет стремление к свободе. В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут как мухи», бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков делает заключение: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые... по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?». Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жить в тюрьме, чем вернуться в имение своего барина. Автор на протяжении многих страниц своего произведения знакомит нас с разнообразными судьбами простых людей. В эпизодах убийства заседателя Дробяжкина автор рассказывает о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей.
Вместе с тем Н. В. Гоголь видит и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в трудолюбии русских людей, в их способности не падать духом при любых обстоятельствах. Народ он изображает бодрым, живым, талантливым и полным сил. Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичиковым, чиновники рассуждают: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».
Образ народа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже можно увидеть противопоставление настоящей России — России будущей, идеальной. В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. Россия встает перед нами во всем своем величии. Это вовсе не та страна, где чиновники берут взятки, помещики проматывают безжалостно свои имения, крестьяне пьянствуют, дороги и гостиницы всегда скверные. Сквозь эту реальную Россию Н. В. Гоголь видит иную Русь, «птицу тройку». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» Писатель видит страну великой, указывающей путь другим, кажется ему, как обгоняет Русь другие страны и народы, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу». Образ птицы-тройки становится образом будущей России, которой будет принадлежать главная роль в мировом развитии. С таким оптимистическим настроем и заканчивается поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Тест.
Тест.
1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текстаи выполните задания В1—В6
— Идите в комнаты!— сказала ключница, отворотившись и показав ему спину, запачканную мукою, с большой прорехою пониже.
Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с; ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов.
По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. Пока он рассматривал всё странное убранство, отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. Чичиков, давши вопросительное выражение лицу своему, ожидал с нетерпеньем, что хочет сказать ему ключник. Ключник тоже с своей стороны ожидал, что хочет ему сказать Чичиков. Наконец последний, удивлённый таким странным недоумением, решился спросить:
— Что ж барин? у себя, что ли?
— Здесь хозяин, — сказал ключник.
— Где же? — повторил Чичиков.
— Что, батюшка, слепы-то, что ли? — спросил ключник. — Эхва! А вить хозяин-то я!
С1. Какова роль подробного описания предметного мира в характеристике изображаемого персонажа?
По традиции вещи в художественном мире поэмы выполняют характерологические функции: детализированный интерьер позволяет «материализовать» унылую скаредность, абсурдную скупость Плюшкина. Окружающие его вещи уже как будто изжили себя, обветшали, утратили функциональность, но герой не в силах расстаться с ними. Плюшкину только кажется, что это он — хозяин вещам: наоборот, сами вещи, расставленные как попало или попросту беспорядочно сваленные, захватили жизненное пространство, которое прежде занимал помещик. Сообщество вещей- «калек» («отломленная ручка кресел», кусочек тряпки, иссохшая чахоточная зубочистка) представляет и Плюшкина как духовного «инвалида», утратившего в своей фанатичной бережливости всякий здравый смысл. Даже натюрморт с арбузом, фруктами и уткой выглядит как укор хозяину: именно на фоне этого гастрономического изобилия Плюшкин будет предлагать Чичикову угощение из засохшего кулича.
С2. В каких произведениях русской литературы XIX века мир вещей играл решающую роль в создании образа героя и в чём сходство этих произведений с произведением Н. В. Гоголя?
Литературные «рецепты» Гоголя были применены И. А. Гончаровым: его описание кабинета Обломова сразу заставляет вспомнить о доме Плюшкина. Дело не только в повторении одних и тех же элементов интерьера (бюро, фарфор, картины на стенах) — оба автора подчёркивают, что комнаты героев похожи скорее на нежилые помещения: кругом пыль, покрывающая даже раскрытые страницы книг, паутина, засохшие крошки. Халат Обломова — это облагороженная версия халата Плюшкина: в обломовском есть и шик (он пошит из настоящей персидской материи), и преданность хозяину, а плюшкинский, наоборот, выдаёт дырами и масляным лоском скаредность владельца. О характерах своих владельцев «проговариваются» вещи и в рассказах А. П. Чехова. Так, в «Ионыче» упоминание о заранее приготовленных нотах, лежавших на рояле для Екатерины Ивановны, заставляет усомниться в исполнительских способностях девушки, хотя она и утверждает, что готовит себя к большой музыкальной карьере. Изменения в характере самого доктора Старцева автор показывает тоже при помощи вещных подробностей: со временем его любимым занятием сделалось перебирание и пересчитывание купюр, «добытых практикой».
C5.1Как можно истолковать смысл заглавия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
C5.1В чем состоят особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
C5.1Какую роль играет мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
С5.Россия и русский народ в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»
Интерес к творчеству Н. В. Гоголя не ослабевает и в наши дни. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что писатель сумел наиболее полно показать черты характера русского народа, величие и красоту России.
Поэма «Мертвые души» начинается с изображения городской жизни. Пять глав произведения отведены на повествование о жизни чиновников, пять — на описание помещиков и одна — на биографию Чичикова. В результате этого повествования создается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний. Помимо чиновников и помещиков автор изображает и других городских и сельских жителей — мещан, слуг, крестьян. Все это складывается в сложную панораму жизни России, современной автору.
Тема России и русского народа занимает одно из главных мест в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Посмотрим, как он изображает крестьянство. Автор совсем не склонен его идеализировать, он рассказывает и о достоинствах русских людей и об их недостатках. В начале поэмы, когда Чичиков въехал в город, два мужика, рассматривая его бричку, определили, что одно колесо не в порядке и, что Чичиков далеко не уедет. Н. В. Гоголь отметил, что мужики стояли возле кабака. Бестолковыми показаны в поэме также дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать; девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево; Прошка и Мавра забиты и запуганы. Автор не обвиняет их в невежестве, это не их вина, он просто добродушно смеется над ними. А вот рассказывая о кучере Селифане и лакее Петрушке -дворовых слугах Чичикова, писатель проявляет к ним доброту и понимание. Потому что Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что написано в книге, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что значит». А раскрывая образ Селифана, Н. В. Гоголь показывает душу русского мужика и пытается ее понять. Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: «Что значило это почесывание? И что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная на завтра сходка со своим братом... или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная... Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и всякую дорожную невзгоду? »
В произведении отражены социальные явления и конфликты, которые были характерны для крепостной России тридцатых- сороковых годов девятнадцатого века. В это время страной правили помещики и чиновники. Н. В. Гоголь изображает также безотрадную картину жизни крестьян. Помещики безжалостно эксплуатируют их, продают и покупают как вещи, относятся к ним как к рабам. Боясь продешевить при продаже мертвых душ, Коробочка говорит Чичикову: «...никогда еще не случалось мне продавать покойников. Живых-то я уступала, вот и третьего года проток-попу двух девок, по сту рублей каждую...». Истинный образ народа видится, прежде всего, в описании умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, и помещики. В их памяти они приобретают некий былинный образ, они наделены сказочными, богатырскими чертами. Мертвые крестьяне как бы противопоставлены живым крепостным с их бедным внутренним миром. Этот народ хоть и состоит из «мертвых душ», но-обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души...».
Вот как хвалится своими умершими крестьянами Собакевич: «Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Соро-коплехин! Да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! А каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные». А когда Чичиков отвечает ему, что они уж давно умерли и не могут стоить дорого, что это только «мечта», Собакевич возражает ему: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщите: машинища такая, что в эту комнату не войдет... А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади...». И сам Чичиков, разглядывая списки купленных крестьян, видит их будто наяву, каждый мужик в его глазах приобретает «свой собственный характер»: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?». Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом: «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной... А! Вот он... вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!». Крепостные крестьяне трудолюбивы, любая работа спорится в их руках.
Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его мужество и терпение, вспышки гнева и протеста рисует Н. В. Гоголь во время размышлений Чичикова над перечнем приобретенных им душ. В душе закрепощенного народа живет стремление к свободе. В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут как мухи», бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков делает заключение: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые... по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?». Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жить в тюрьме, чем вернуться в имение своего барина. Автор на протяжении многих страниц своего произведения знакомит нас с разнообразными судьбами простых людей. В эпизодах убийства заседателя Дробяжкина автор рассказывает о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей.
Вместе с тем Н. В. Гоголь видит и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в трудолюбии русских людей, в их способности не падать духом при любых обстоятельствах. Народ он изображает бодрым, живым, талантливым и полным сил. Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичиковым, чиновники рассуждают: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».
Образ народа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже можно увидеть противопоставление настоящей России — России будущей, идеальной. В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. Россия встает перед нами во всем своем величии. Это вовсе не та страна, где чиновники берут взятки, помещики проматывают безжалостно свои имения, крестьяне пьянствуют, дороги и гостиницы всегда скверные. Сквозь эту реальную Россию Н. В. Гоголь видит иную Русь, «птицу тройку». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» Писатель видит страну великой, указывающей путь другим, кажется ему, как обгоняет Русь другие страны и народы, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу». Образ птицы-тройки становится образом будущей России, которой будет принадлежать главная роль в мировом развитии. С таким оптимистическим настроем и заканчивается поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Почему «Мертвые души» — поэма?
Сам автор определил жанр своего произведения как поэму, подчеркивая таким образом равноправие эпического и лирического начал в «Мертвых душах».
Эпическая и лирическая части отличаются по целям, которые автор ставит. Задача эпической части — показать «хотя с одного боку Русь».
Основным средством изображения русской жизни в поэме становится деталь. С ее помощью Гоголь показывает типичность губернского города, который «не уступал другим губернским городам», пейзаж, представляющий «виды известные». Такие приемы указывают на реалистический метод создания произведения.
Кроме того, деталь выступает и как средство индивидуализации. Собакевич похож на «средней величины медведя», и фрак на нем «совершенно медвежьего цвета».
Излюбленный прием, который использует автор, — алогизм. Именно это является источником комического. Широко применяет Гоголь этот прием и в описании интерьеров, и в речевой характеристике персонажа.
В эпической части писатель особенно внимателен к миру вещей (черта «натуральной школы»): вещи олицетворяются, но и обратный процесс происходит — человек становится подобием вещи.
В лирической части возникает положительный идеал автора, который раскрывается через лирические отступления о Руси, связывающие воедино темы дороги, русского народа и русского слова («Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?»). Автор осознает свою высокую миссию («И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями»).
Такие противопоставления (эпического и лирического) отражаются и в языке поэмы. Для языка лирических отступлений характерен высокий стиль, использование метафор, метафорических эпитетов («пронзительный перст»), гипербол, риторических вопросов («И какой же русский не любит быстрой езды?»), восклицаний, повторов, градаций.
Язык эпической части простой, разговорный. Широко используются просторечия, пословицы. Основное средство создания и характеристики персонажей — ирония.
«Мертвые души» по затронутой Гоголем проблематике называют «русской Одиссеей». Романное начало, не связанные между собой эпизоды, которые объединены похождениями героя, сквозной темой дороги, широкая социальная панорама, открывающаяся в поэме, наличие вставных элементов (новеллы «Повесть о капитане Копейкине» и притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче) — все это указывает на эпическую сторону произведения.
Наличие огромного количества лирических отступлений, рисующих положительный идеал автора, присутствие самого автора, высказывающего свое отношение к происходящему, рассуждающего на философские темы, затрагивающего темы писательства, поэтический язык этих отступлений — это характеризует произведение как поэму. Таким образом, перед читателем оригинальное произведение необычного жанра — поэма «Мертвые души».