Проблема борьбы чувства долга с инстинктом самосохранения во время суровых военных испытаний.
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К СЛОВУ.
Н.В. Гоголь «Мертвые души». Лирическое отступление в 5 главе.
В этом отступлении Н.В. Гоголь отмечает, что язык и речь народа отражает его национальный характер. Автор говорит о меткости русского слова, которое вышло из глубины Руси, где нет остальных народов мира. Н. В. Акцентирует внимание на том, что каждый народ отличается своим собственным словом, яркой особенностью языка. Писатель сравнивает слово британца, немца, француза со словом русским и говорит, что ничто так не метко, как исконно русское слово.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Считает, что наш язык-важнейшая составляющая нашего общения и речь зачастую формирует образ человека в глазах окружающих. Диалекты ученый не осуждает, но грубость, необоснованная ирония и нарушение литературных норм вызывают негодование у него. Автор отмечает, что за всем этим стоит необразованность человека, а также страх перед жизненными явлениями. В конце своей статьи Лихачев призывает учиться хорошей и спокойной речи.
.
ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Говорит о сохранении памяти. Памяти, без которой не существует ни одна нация, ни одно государство, ни одно общество в мире. Но в настоящее время эта проблема как никогда актуальна. Во время, когда происходит оскудение языка, когда происходит пропаганда в СМИ, когда морально-этическое развитие молодежи останется на низком уровне. Память преодолевает время, преодолевает смерть. А если народ не помнит своего прошлого, то он не имеет будущего. Лихачев говорит, что память надо беречь и сохранять во что бы то не стало.
Чингиз Айтматов — роман «Буранный полустанок».
В этом романе Ч. Айтматов поднимает проблему исторической памяти, уважения человека к собственным корням, к семье, роду, традициям. Кульминация развития этой темы в романе — это древняя легенда о манкуртах.. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленников в манкуртов надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, становился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев.
ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСВА.
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
А.И. Солженицын «Матренин двор».
Главная героиня рассказа- Матрена, женщина, которая доживает свой век в старом домике. Узнав о жизни этой женщины понимаешь, как много горя ей пришлось пережить, и удивляешься насколько чистый и светлый этот человек. Возлюбленного Матрены- Фадея считали погибшим и тогда по настоянию семьи, Матрена вышла замуж за Ефима. Все шесть детей Матрены умерли. После этого вся деревня решила, что она проклята и теперь женщина вынуждена жить в одиночестве. У нее нет никого, кто бы по настоящему любил ее.
ПРОБЛЕМА ЗАБОТЫ О БЛИЗКИХ ЛЮДЯХ.
Сесилия Ахерн «Волшебный дневник»
В произведении рассматривается данная проблема. Главная героиня Тамара, шестнадцатилетняя девушка, дочь богатого бизнессмена, они никогда ни в чем себе не отказывали. А родители для нее лишь только источник денег. Но неожиданно умирает ее отец, оставив большие долги. Для того что бы выплатить их, Тамаре и ее матери приходится продать все свое имущество. Оставшись без денег, они переезжают в Ирландию. Мать Тамары впала в депрессию, не выходила из комнаты и ничего не ела. Главная героиня каждое утро приносила ей завтрак, расчесывала ее. Забота девочки была не напрасна, мама встала с кровати и начала с ней разговаривать. Девушка поняла что было необходимо заботиться о своих родных и раньше. Автор показывает что забота и о близких может помочь выйти из трудной ситуации.
Дж. Оруэлл. «1984» (роман- антиутопия)
Поднимает данную проблему. Главный герой Уинстон Смит – 39-летний мужчина, работающий в Министерстве правды, живет обычной жизнью. Но она скучна и однообразна, ему не о ком заботиться, т.к. сестра и мать давно погибли. Живя в тоталитарном государстве, под надзором Большого Брата, людям было запрещено выражать свои чувства. Однако Уинстон встречает девушку Джулию, в которую влюбляется. Смит наминает заботиться о ней, Уинстон становится счастливым, когда девушке нравится комната, которую он снимает для их свиданий. Герой и сам становится лучше, он поправляется, а в глазах появляется блеск.
МАТЕРИНСТВО (РОЛЬ МАТЕРИ)
М.Горький «Сказки об италии». Автор считает, что всё лучшее на земле – от матери. Глубокий философский смысл приобретают те сказки, в которых создан образ матери, иногда олицетворяющий образ Родины. Девятая сказка начинается словами, исполненными глубокого смысла: «Прославим женщину- Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!» Горький говорит, о то что перед Матерью преклоняется даже слуга и раб смерти- железный Тамерлан, от которого она потребовала сына.
Данная проблема освещена и во многих произведениях русской литературы. Например, в знаменитой пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы наблюдаем за взаимоотношениями Кабанихи и ее сына Тихона и видим результат «воспитания» Кабанихи. Под гнетом своей матери Тихон вырос слабохарактерным, безвольным человеком, который не может постоять ни за себя, ни за жену. Тут о любви и взаимопонимании между матерью и сыном и говорить нечего.
Материнство также можно рассматривать как подвиг. Ведь матери готовы отдать без остатка все за жизнь и здоровье своих детей, за их счастье и покой. Так, например, Л.Улицкая в своём произведении "Дочь Бухары" рассказывает нам о смелой и отважной женщине, главной героине рассказа - Бухаре. Это женщина, совершившая материнский подвиг. У ее дочери Милы был синдром Дауна. Но Бухара, даже будучи смертельно больной, старалась всячески помочь дочери: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
Проблема хамства
Главный герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.
Фонвизин «Недоросоль» Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его.
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К СЛОВУ.
Н.В. Гоголь «Мертвые души». Лирическое отступление в 5 главе.
В этом отступлении Н.В. Гоголь отмечает, что язык и речь народа отражает его национальный характер. Автор говорит о меткости русского слова, которое вышло из глубины Руси, где нет остальных народов мира. Н. В. Акцентирует внимание на том, что каждый народ отличается своим собственным словом, яркой особенностью языка. Писатель сравнивает слово британца, немца, француза со словом русским и говорит, что ничто так не метко, как исконно русское слово.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Считает, что наш язык-важнейшая составляющая нашего общения и речь зачастую формирует образ человека в глазах окружающих. Диалекты ученый не осуждает, но грубость, необоснованная ирония и нарушение литературных норм вызывают негодование у него. Автор отмечает, что за всем этим стоит необразованность человека, а также страх перед жизненными явлениями. В конце своей статьи Лихачев призывает учиться хорошей и спокойной речи.
.
ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Говорит о сохранении памяти. Памяти, без которой не существует ни одна нация, ни одно государство, ни одно общество в мире. Но в настоящее время эта проблема как никогда актуальна. Во время, когда происходит оскудение языка, когда происходит пропаганда в СМИ, когда морально-этическое развитие молодежи останется на низком уровне. Память преодолевает время, преодолевает смерть. А если народ не помнит своего прошлого, то он не имеет будущего. Лихачев говорит, что память надо беречь и сохранять во что бы то не стало.
Чингиз Айтматов — роман «Буранный полустанок».
В этом романе Ч. Айтматов поднимает проблему исторической памяти, уважения человека к собственным корням, к семье, роду, традициям. Кульминация развития этой темы в романе — это древняя легенда о манкуртах.. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленников в манкуртов надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, становился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев.
ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСВА.
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
А.И. Солженицын «Матренин двор».
Главная героиня рассказа- Матрена, женщина, которая доживает свой век в старом домике. Узнав о жизни этой женщины понимаешь, как много горя ей пришлось пережить, и удивляешься насколько чистый и светлый этот человек. Возлюбленного Матрены- Фадея считали погибшим и тогда по настоянию семьи, Матрена вышла замуж за Ефима. Все шесть детей Матрены умерли. После этого вся деревня решила, что она проклята и теперь женщина вынуждена жить в одиночестве. У нее нет никого, кто бы по настоящему любил ее.
ПРОБЛЕМА ЗАБОТЫ О БЛИЗКИХ ЛЮДЯХ.
Сесилия Ахерн «Волшебный дневник»
В произведении рассматривается данная проблема. Главная героиня Тамара, шестнадцатилетняя девушка, дочь богатого бизнессмена, они никогда ни в чем себе не отказывали. А родители для нее лишь только источник денег. Но неожиданно умирает ее отец, оставив большие долги. Для того что бы выплатить их, Тамаре и ее матери приходится продать все свое имущество. Оставшись без денег, они переезжают в Ирландию. Мать Тамары впала в депрессию, не выходила из комнаты и ничего не ела. Главная героиня каждое утро приносила ей завтрак, расчесывала ее. Забота девочки была не напрасна, мама встала с кровати и начала с ней разговаривать. Девушка поняла что было необходимо заботиться о своих родных и раньше. Автор показывает что забота и о близких может помочь выйти из трудной ситуации.
Дж. Оруэлл. «1984» (роман- антиутопия)
Поднимает данную проблему. Главный герой Уинстон Смит – 39-летний мужчина, работающий в Министерстве правды, живет обычной жизнью. Но она скучна и однообразна, ему не о ком заботиться, т.к. сестра и мать давно погибли. Живя в тоталитарном государстве, под надзором Большого Брата, людям было запрещено выражать свои чувства. Однако Уинстон встречает девушку Джулию, в которую влюбляется. Смит наминает заботиться о ней, Уинстон становится счастливым, когда девушке нравится комната, которую он снимает для их свиданий. Герой и сам становится лучше, он поправляется, а в глазах появляется блеск.
ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ ЧУВСТВА ДОЛГА С ИНСТИНКТОМ САМОСОХРАНЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СУРОВЫХ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Во время Аустерлицкого сражения, когда полк, где служил Болконский начал отступать, то Андрей выхватывает знамя и бежит с ним в атаку. Этот поступок побуждает солдат возобновить наступление на противника. Забыв о себе, Болконский, рискуя собственной жизнью, помогает спасти честь русской армии. В этот момент Князем Андреем движет не инстинкт самосохранения, а любовь к Родине и чувство долга перед отечеством.