Классификация Н. И. Кудряшева
(цели, методы, содержание, характер деятельности учащихся и учителя)
1. Уроки изучения художественных произведений: 1) художественного восприятия произведений; 2)углубленной работы над текстом произведения; 3) обобщающие работу над произведением;
2. Уроки изучения теории и истории литературы: 1) формирования теоретико-литературных понятий; 2)усвоения научных и литературно-критических статей; 3) по биографии писателя; 4) по историко-литературным материалам (обзорные); 5) обобщения, повторения, опроса);
3. Развития речи: 1) обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства; 2) обучения устным рассказам, устным ответам и устным докладам; 3) обучения сочинениям; 4) анализа сочинений.
Формы урока литературы
(ведущий вид деятельности учителя и учащихся)
1) урок-беседа;
2) урок комментированного чтения;
3) урок-лекция;
4) урок семинарского типа (урок-диспут, урок-практикум, урок-коллоквиум, урок-конференция);
5) эмоционально-образные формы урока (урок выразительного чтения, урок-концерт, урок-литературная композиция, урок-заочная экскурсия, театрализованный урок; киноурок, видеоурок и т.д.);
6) игровые формы (урок-игра): а) ролевые игры (редакция, «круглый стол», пресс-конференция, суди др.), б) соревновательные игры (урок- викторина, урок-аукцион, урок- литературный турнир, урок «КВН», урок «Поле чудес», урок «Что? Где? Когда?» и т.д.);
7) учетные уроки (зачет, контрольная работа);
8) урок-консультация;
9) интегрированный урок, бинарный урок;
10) инновационные формы (урок-мастерская, урок-погружение, модульный урок, урок-диалог, урок-творческий отчет и др.)
Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Факультативные занятия по литературе.
Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсоводаи т.п.
1. Занятиялитературным краеведением обращены к изучению литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школьных музеев.
2. Общение с литературой неизбежно сопряжено слитературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От маленького писателя — к большому читателю» — в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овладения журналистикой, искусством перевода, а рукописные журналы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций».
3. Потенциалхудожественно-исполнительской деятельностишкольников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию.
Формы художественно-познавательной ориентации
Класс | Дискуссионно-аналитические формы | Наглядно-практические | И г р о вые | |
состязательные | с ролевым компонентом | |||
Беседа | Выставки в классе (книг, репродукций). Экскурсии (на событийно-сюжетной основе), в том числе в теле- видео вариантах. | Викторина. Турнир типа литературного КВН. Народные игры (игры литературных героев) | Конкурсы проектов. Игры-фантазии | |
Составление анно- таций, картотеки книг. Обсуждение книг, кинофильмов,выставок | Встречи с интересными людьми. | Игра типа «Что? Где? Когда?» | Воображаемые путешествия. | |
Реферирование. Читательская конференция | Альманах (устный журнал). Самостоятельная подготовка фрагментов экскурсий. | Турнир знатоков. | ||
Вечер вопросов и ответов. Семинар. Лекция. Диспут. | Туристско-трудовые экспедиции (культурно-охранная деятельность). Экскурсии «По следам литературных героев». Приобщение к опыту восприятия искусства людьми разных поколений. Создание школьных музеев, оформление кабинетов. | Олимпиада. | ||