Классификация Н. И. Кудряшева

(цели, методы, содержание, характер деятельности учащихся и учителя)

1. Уроки изучения художественных произведений: 1) художественного восприятия произведений; 2)углубленной работы над текстом произведения; 3) обобщающие работу над произведением;

2. Уроки изучения теории и истории литературы: 1) формирования теоретико-литературных понятий; 2)усвоения научных и литературно-критических статей; 3) по биографии писателя; 4) по историко-литературным материалам (обзорные); 5) обобщения, повторения, опроса);

3. Развития речи: 1) обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства; 2) обучения устным рассказам, устным ответам и устным докладам; 3) обучения сочинениям; 4) анализа сочинений.

Формы урока литературы

(ведущий вид деятельности учителя и учащихся)

1) урок-беседа;

2) урок комментированного чтения;

3) урок-лекция;

4) урок семинарского типа (урок-диспут, урок-практикум, урок-коллоквиум, урок-конференция);

5) эмоционально-образные формы урока (урок выразительного чтения, урок-концерт, урок-литературная композиция, урок-заочная экскурсия, театрализованный урок; киноурок, видеоурок и т.д.);

6) игровые формы (урок-игра): а) ролевые игры (редакция, «круглый стол», пресс-конференция, суди др.), б) соревновательные игры (урок- викторина, урок-аукцион, урок- литературный турнир, урок «КВН», урок «Поле чудес», урок «Что? Где? Когда?» и т.д.);

7) учетные уроки (зачет, контрольная работа);

8) урок-консультация;

9) интегрированный урок, бинарный урок;

10) инновационные формы (урок-мастерская, урок-погружение, модульный урок, урок-диалог, урок-творческий отчет и др.)

Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Факультативные занятия по литературе.

Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусст­вом, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли ак­тера, художника, экскурсоводаи т.п.

1. Занятиялитературным краеведением обращены к изуче­нию литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школь­ных музеев.

2. Общение с литературой неизбежно сопряжено слитератур­ным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жан­рами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От ма­ленького писателя — к большому читателю» — в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овла­дения журналистикой, искусством перевода, а рукописные жур­налы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций».

3. Потенциалхудожественно-исполнительской деятельностишкольников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения че­рез звучащее слово, драматическую интерпретацию.

Формы художественно-познавательной ориентации

Класс   Дискуссионно-аналитические формы   Наглядно-практические   И г р о вые
состязательные с ролевым компонентом
  Беседа   Выставки в классе (книг, репродукций). Экскурсии (на собы­тийно-сюжетной осно­ве), в том числе в теле- видео вариантах.   Викторина. Турнир типа литературного КВН. Народ­ные игры (игры литератур­ных героев)­ Конкурсы проектов. Иг­ры-фантазии  
  Составление анно- таций, картотеки книг. Обсуждение книг, кинофильмов,выставок Встречи с интересными людьми.   Игра типа «Что? Где? Когда?»     Воображаемые путешествия.    
  Реферирова­ние. Читатель­ская конферен­ция Альманах (устный жур­нал). Самостоятельная подготовка фрагментов экскурсий. Турнир знатоков.      
  Вечер вопро­сов и ответов. Семинар. Лек­ция. Диспут. Туристско-трудовые экспедиции (культурно-охранная деятель­ность). Экскурсии «По следам литературных героев». Приобщение к опыту восприятия ис­кусства людьми разных поколений. Создание школьных музеев, оформление кабинетов. Олимпиада.      
         


Наши рекомендации