Определение центральной проблемы, ведущей идеи обзора.

2. Четкое определение принципов организации обзорногоизучения:

1) соотношение главных положений и материала, его развивающего, аргументирующего и иллюстрирующего;

2) обязательная конкретизация основных положений литературным материалом;

3) привлечение элементов "впечатляющего метода"(Л.Выготский) - синхронистических таблиц, выставок, стенгазет;

Примерный план изучения обзорной темы:

1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.

2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода.

3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса:

а) веду щие литературные течения на данном этапе истории литературы;

б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;

в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;

г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;

д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.

4. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода.

5. Значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литерату ры, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.

25. Изучение монографических тем в старших классах. Литературная критика в школе: задачи и методика изучения.

Монографическое изучение русской литературы в старших классах сочетается с характеризующими литературу определенного исторического периода обзорами. Учитель имеет возможность кратко и выразительно охарактеризовать не только историческую эпоху, но и тенденции в развитии культуры и литературы, представить с помощью учащихся два-три наиболее типичных произведения. Структура обзорных и монографических разделов (тем) программы обеспечивает широкий круг чтения школьников, формирование у них ключевых теоретико-литературных понятий и читательских умений, придает литературному образованию системность и воспитывающую направленность.

В каждой литер-критич-й статье анализируются не только проблемы, события, в художественной форме отраженные в произведении, но и явления самой действительности тех лет, споры, дискуссии, шедшие в интеллектуальных кругах и имевшие большое влияние на развитие русской литературы. Осуществляется знакомство учащихся с отдельными лит-критическими статьями и высказываниями. Может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, худ-эстетич-е развитие, речевую деятельность. Происходит углубление восприятия произведения. Повышается уровень литер-й образованностишкольников. Методика изучения критических статей в старших классах осуществ-я по этапам, в соотв с которыми происходит процесс формирования умений самостоятельно работать с крит материалом (отбирать главное, тезировать, конспектировать, сопоставлять разные точки зрения). На занятиях по обзорным темам – введение в критическую мысль эпохи, раскр-я эстетические и нравств-философ-е течения в русской литературе и критике, их взаимодействие и борьба концепций.

На занятиях по изучению монографической темы в работе над материалами критических статей два этапа: 1. Обращение к фрагментам статей, отдельными высказываниями критиков и литературоведов при анализе текста непосредственно. 2. Анализ текста статьи критика. Для этого выделяется специальный урок, на котором проводится чтение и комментирование статьи, начинается составление планов и тезисов. Предложенная методика изучения литер-критич-х статей способствует творческому освоению старшеклассниками художественной литературы, развитию умений критически, разносторонне подходить к анализу и интерпретации произведения, формированию способности к самостоятельной деятельности, развитию устной и письменной речи.

26. Особенности изучения теории литературы в школе (Голубков).

Теория литературы в современной школе – часть общего курса литературы. Система теорет-литер-х понятий группируются по разделам. В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности: 1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений 2. Общее представление о признаках этого явления 3. Определение понятия или установление его характерных признаков 4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения 5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления 6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками. 5 -8 классы: литер как вид искусства, композиция, роды и жанры, язык и средства худ выразительности, стихосложение. 9 – 11 классы: учение о сущности лит-ы, учение о произведении, учение о литер-м процессе. Среди методистов учителей-словесников нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе. Своеобразие образа в искусстве определяет своеобразие и целостность читательского восприятия. Особенно остро ставится вопрос о значении в сфере познания и мышления. В изучении литературы школьники постоянно совершат переход от образа к понятию в решении вопросов о проблематике, композиции, стиле, поэтике того или иного произведения, чтобы вновь вернуться к «образной реальности» произведения, но на новом, более высоком уровне его познания.



Наши рекомендации