Методы обучения литературе (изучения литературы)
Классификация В.В.Голубкова (1930-е гг.) | Общедидактические методы М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера. (1960–е гг.) | Классификация Н.И.Кудряшева (1970-е гг.) | Классификация В.А.Никольского (1950-е гг.) | Классификация М.Г.Качурина (1970-е гг.) | Классификация Г.Н.Ионина (1980-е гг.) | Классификация В.Г.Маранцмана (1990-е гг.) | |
принципы, лежащие в основе классификации | источник знаний; характер восприятия информации | дидактические задачи; характер познавательной деятельности | характер познавательной деятельности; этапы изучения | характер общения ученика с произведением (эмоции или понятия) | характер общения с литературным произведением и жизнью | характер общения с литературным произведением и жизнью | характер общения с литературным произведением и жизнью |
М Е Т О Д Ы | лекционный метод (сообщение нового материала, выразительное чтение, рассказ учителя) | объяснительно-иллюстративный метод | метод творческого чтения и творческих заданий | методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений | метод чтения | метод художественной интерпретации | метод чтения |
метод комментированного чтения (разновидность лекционного метода с элементами литературной беседы) | репродуктивный метод | репродуктивный метод | метод анализа | критико-публицистический метод | метод анализа | ||
метод литературной беседы (постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя) | метод проблемного изложения | метод художественной интерпретации литературного произведения | метод школьного литературоведения (литературного поиска) | метод интерпретация художественного произведения (комментирование произведения с помощью внетекстовых материалов: писем, мемуаров, литературно- критических статей) | |||
метод самостоятельной работы учащихся (метод докладов и сочинений учащихся) | эвристический метод (частично-поисковый) | эвристический метод (частично-поисковый) | методы и приемы истолкования произведений | претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино) | |||
исследовательский метод | исследовательский метод | метод литературного творчества |
Методы и приемы обучения литературе (Кудряшев)
Цели метода | Приемы, виды деятельности учителя | Приемы, виды деятельности учащихся: |
Метод творческого чтения и творческих заданий | ||
Активизация художественного восприятия, формирование средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников | 1. Выразительное чтение учителя; обучение выразительному чтению. 2. Чтение мастеров художественного слова. 2. Комментированное чтение (чтение с сопутствующим комментарием). 3. Вводное (эмоциональное) слово учителя. 4. Беседа по выявлению первоначального восприятия. 5. Постановка проблемы, углубляющей художественное восприятие школьников. 6. Творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения. | 1. Выразительное чтение, тренировка в выразительном чтении; заучивание наизусть. 2.Слушание художественного чтения. 3. Чтение произведений доме и в классе. 4. Описание своих впечатлений о прочитанном произведении. 5. Творческие пересказы (с сохранением стиля повествования, с изменением лица рассказчика); художественное рассказывание. 6. Устное словесное рисование и иллюстрирование; домысливание сюжета; мизансценирование; инсценирование; расширение авторских ремарок; составление кадроплана и др. 7. Рассматривание иллюстраций и их оценка. 8. Сочинение собственных литературных произведений в различных жанрах. 9. Отзывы о прочитанных произведения, просмотренных кинофильмах, спектаклях. |
Эвристический метод | ||
Углубление первоначального эмоционального художественного восприятия школьников, стимулирование их интеллектуального развития; обучение самостоятельному приобретению знаний, формирование умений анализа литературного произведения | 1. Эвристическая беседа тексту. 2. Комментированное чтение (повторное чтение фрагментов произведения с их комментарием). 3. Постановка проблемы учителем или учащимися; проведение диспута. 4. Обучение школьников приемам анализа текста. 5. Обучающие виды работ (сочинения, конспектирование и т.д.). | 1. Подбор материала (цитаты, суждения и пр.) из произведения, критической статьи, учебника, справочной литературы) по вопросу учителя, теме, проблеме. 2. Пересказ с элементами анализа. 3. Анализ эпизода, сцены, небольшого произведения по вопросам и заданиям преподавателя. 4. Составление плана части или целого (небольшого) произведения. 5. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) по заданию учителя. 6.Сравнительный анализ героев произведения, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения. 6. Составление плана к своему развернутому ответу, докладу и сочинению. 7. Конспективное изложение результатов анализа. 8. Сравнительный анализ художественного текста и произведений других видов искусств. 9. Выступление на диспуте. 10. Сочинение на частные и обобщающие темы. |
Исследовательский метод | ||
Овладение методами научного познания в процессе учебной и творческой деятельности; развитие умений самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств; выработка критериев оценки; совершенствование художественного вкуса | 1. Формулировка тем, проблем для семинарских занятий, 2. Постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. 3. Подбор и рекомендация непрограммных произведений и литературно-критического материала. 4. Формулировка тем докладов и рефератов, заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. | 1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого произведения, не изучаемого на уроках. 2. Сопоставление двух или нескольких произведений в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном планах. 3. Сопоставление, анализ нескольких точек зрения на произведение, образы героев с обоснованием своего мнения. 4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией или театральной постановкой. 5. Самостоятельная оценка литературного произведения, его героев (доклады, семинарские занятия, диспуты). 6. Написание рецензий, аннотаций, сочинений в литературно-критических жанрах. 7. Самостоятельная оценка спектакля, актерской и режиссерской интерпретации героя драмы; оценка просмотренного фильма, выставки; краеведческие изыскания и другие исследовательские работы. |
Репродуктивный метод | ||
Сообщение учащимся новых знаний, обобщение полученных знаний, формирование умений и навыков, раскрытие перед школьниками перспектив развития искусства и науки | 1. Рассказ (слово) учителя о жизни и творчестве писателя. 2. Лекция учителя (о творческом пути писателя, обзорная). 3. Репродуктивная беседа. 4. Задания по учебнику. | 1. Запись плана или конспекта рассказа, лекции учителя. 2. Составление плана, конспекта, тезисов статей учебника, литературно-критических материалов. 3. Устные ответы по материалам лекции, учебника, 4. Пересказ сюжета (подробный, сжатый, выборочный). 5. Составление синхронистических таблиц. 6. Подготовка докладов, сочинений обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме. |
Кудряшев выделяет три основных типа уроков литературы и каждом типе – виды. 1. Уроки изучения художественных произведений: а) уроки художественного восприятия произведения; б) уроки углубленной работы над текстом; в) уроки, обобщающие работу над произведением. 2. Уроки изучения основ теории и истории литературы: а) уроки формирования теоретико-литературных понятий; б) уроки усвоения литературно-критических статей; в) уроки по биографии писателя; г) уроки по историко-литературным материалам; д) уроки обобщения, повторения, опроса. 3. Уроки развития речи: а) уроки обучения творческим работам по жизненным впечатле- ниям и по произведениям литературы (не программным) и искусства; б) уроки обучения устным рассказам, устным ответам и устным докладам; в) уроки обучения сочинениям; г) уроки анализа сочинений.