Акмеизм и футуризм: как постсимволические течения: общая характеристика, основные эстетические принципы (Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Маяковский, В. Хлебников и др.).
Кризис символизма активизировал творческие поиски группы молодых поэтов, которые занимались в «Поэтической академии», организованной Вяч. Ивановым. В 1909 году они создали свой кружок под названием «Цех поэтов».Во главе его встали Н.Гумилев и С. Городецкий. Название кружка соответствовало его задачам: члены «Цеха поэтов» стремились преодолеть свойственный символизму мистицизм и в первую очередь развивать свое поэтическое мастерство.
К 1912 г. в недрах кружка созрела новая поэтическая школа – акмеизм ( от греч. «акме» - расцвет, высшая степень). Собственно акмеистов было шестеро: Н. Гумилев,С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич.
Акмеисты отвергают стремление символистов к познанию «иного мира».Для акмеистов бытие целостно. Отсюда и первая особенность поэзии акмеистов – обращение к земному миру, стремление воспеть его красоту и жизненную силу.
Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях.
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись.
Эстетика акмеизма:
— мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;
— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
— источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
2) традиции Рабле в воспевании тела;
3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Готье в воспевании силы искусства.
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Отличительные черты акмеизма:
— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);
— лирический сюжет и изображение психологии переживания;
— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.
Футуризм
Еще одно направление в модернизме футуризм. Для русских футуристов главными оказались вопросы формального эксперимента над стихом. Первый футуристический сборник «Садок судей» вышел в 1910 г. Однако он прошел почти незамеченным.
В 1911 году заявили о себе эго-футуристы. тогда же был создан кружок «ЭГО», куда вошли Игорь-Северянин, К.Олимпов, Павел Широков, Г.Иванов. Основой поэзии эго-футуризма является интуиция и эгоизм. Современность привлекала эго-футуристов преимущественно в бытовом плане: это прежде всего новые моды, последние марки машин; Игорь-Северянин, «забегая вперед», создает собственные рецепты модных экзотических блюд (мороженое из сирени, ананасы в шампанском).
Группа эго-футуристов распалась в 1913 году, когда из нее ушел Игорь-Северянин. А в 1914 году, после самоубийства Ивана Игнатьева, она прекратила свое существование
Поэзия кубофутуристов тесно связана с живописью и графикой. Многие их них были художниками-профессионалами (Д.Бурлюк, В.Маяковский) или любителями. Часто они набирали свои произведения на особой бумаге, особым шрифтом. В некоторых случаях произведения кубофутуристов начинали напоминать картины, которые лучше не читать, а рассматривать.В своих произведениях кубофутуристов использовали не только буквы и знаки препинания, но и математические знаки, ноты и т.п.3.Важной чертой художественного и жизненного поведения кубофутуристов был эпатаж. Он выражался и в шокирующей манере одеваться (знаменитая желтая кофта Маяковского), и в нарочито грубом поведении во время выступлений. В произведениях кубофутуристов эпатажная манера проявлялась прежде всего в виде антиэстетизма: использования намеренно грубых, отвратительных образов.
Кубофутуристы исповедовали творческий анархизм, который проявлялся в демонстративном пренебрежении правилами орфографии и пунктуации, нарушении грамматического строения речи (так называемый телеграфный стиль). Несмотря на многие крайности, отдельные находки кубофутуристов оказались очень продуктивными и были развиты в поэзии более позднего времени.
Итак, для русского футуризма характерны:
Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
Эксперимент по созданию заумного языка.
Эстетика футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.