Жанр – психологическая драма (согласно Чехову – лирическая комедия).
Центральный конфликт связан со сменой хозяев вишневого сада. Бывшие хозяева – это Раневская и Гаев. Они бросили усадьбу на попеченье приемной дочери Раневской Вари, а сами жили в Париже, пока, наконец, там не разорились и были вынуждены вернуться. Но, когда они приехали, выяснилось, что сад может быть продан с аукциона, если не принять никаких мер по спасению.
В отличие от них, новый хозяин Лопахин активен, энергичен, деятелен. Сын крепостного, он стал купцом и приобрел с аукциона имение, в котором многие поколения его предков были рабами. Но активность Лопахина разрушительна: 1-ое, что он делает, приказывает вырубить вишневый сад, о котором упоминается в энциклопедии.
Молодое поколение, представленное «вечным» студентом Трофимовым и дочерью Раневской Аней, рассуждает о будущей счастливой жизни, чистой, светлой, трудовой, хотя ни семейное воспитание Ани, ни биография 26-летнего Пети Трофимова не даёт никаких предпосылок тому, чтобы эти люди могли трудиться.
Смысл названия. Для его понимания ключевой является фраза Трофимова: «Вся Россия – наш сад». Отношние персонажей пьесы к вишневому саду – метафора отношения современников Чехова к России.
В финале пьесы с неба слышится звук, похожий на звук лопнувшей струны и сопровождаемый стуком топора. Из жизни безвозвратно ушло то, что раньше составляло ее основу, а нового еще не видно и хорошего ждать неоткуда, поэтому пьеса завершается на ноте тревожного ожидания.
18. Поэзия второй половины 19 века.(Тютчев, Фет, Некрасов).
К середине 50-х годов, после явного господства прозы, наступает расцвет лирической поэзии, правда ненадолго: уже в 60—70-е годы интерес к лирике падает (вплоть почти до конца века). Но этот короткий расцвет был весьма плодотворен. Выходят многочисленные сборники стихов; внимание критики приковано к новым поэтическим произведениям.
ФЕТ
В 1850 г. вышел второй сборник стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета (1820—1892). Первый («Лирический пантеон») появился еще в 1840 г.. Человек у Фета погружен в природу, а не в историю. Фет не стремится изобразить жизнь с ее повседневными заботами, бедами и утратами. Его поэтическая задача — дать жизнь под особым углом зрения, там, где она явилась красотой, прямым осуществлением идеала.
Сам Фет настаивал на приоритете красоты природы, красоты внешнего мира, в сравнении с ее отражением в искусстве:
Природа у Фета «одухотворена». В его стихах она живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, и человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может быть к этой жизни причастен.
Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета – "Я пришёл к тебе с приветом” (пейзажная лирика): Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой…
Необычно уже само начало стихотворения – необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем "правильная”: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. В то время в этих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами "в растрёпанном роде”. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это – важное достоинство в поэзии.
Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное.
НЕКРАСОВ
Некрасов внес большой вклад в развитие всей русской культуры и общественной мысли, являясь редактором двух лучших демократических журналов XIX в.— «Современника» и «Отечественных записок».
Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий.
Новаторство Некрасова проявлялось также в области интимной лирики. Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов — типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым.
Вторая половина 40-х годов — время, когда происходит становление реализма Некрасова, зарождение и развитие революционно-демократических мотивов в его поэзии.
Некрасов не случайно выделил «Родину» как произведение, наиболее характерное для его поэзии середины 40-х годов..
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер). С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам.
Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»— итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение в то время б/новым и неожиданным, подобных которому еще не было. Это – «народная книга». Она является ГЛУБОКИМ художественным ИССЛЕДОВАНИЕМ народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи.
КОМПОЗИЦИЯ ее отвечает авторскому замыслу. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия которых отражают те условия, в которых жили бедняки России.
1я часть — "ПУТЕШЕСТВИЕ”, во время которого крестьяне встречают большое количество людей, которые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам.
2я часть — "КРЕСТЬЯНКА”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что "не дело — между бабами счастливую искать!”.
3я часть — "ПОСЛЕДЫШ”— посвящена описанию жизни помещика послереформенной России.
ТЮТЧЕВ
Федор Иванович Тютчев - поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства.
В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.
Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир.
Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". Тютчев страстно желал слиться с природой.
МОТИВЫ ЛИРИКИ ТЮТЧЕВА
Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и "море ночное”, и летний вечер, и "полдень мглистый”, и "весенний первый гром”, и "мох седой” севера, и "благоухания, цветы и голоса” юга. Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта. Природа прекрасна в любых проявлениях.
И любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого противоречия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга. Поэт делает потрясающий вывод: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!