Большое место занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для жанра поэмы. Душу русского народа Гоголь выразил в образе быстро несущейся вперед Руси-тройки.
Одного за другим рисует писатель помещиков, используя один и тот же принцип построения портретной главы. Сначала Чичиков видит усадьбу, состояние хозяйства, господский дом и его интерьер, потом следует портрет и характеристика помещика и, наконец, его реакция на предложение Чичикова. Галерея помещиков построена по принципу разоблачающей градации – нарастания расчеловечивающих, омертвляющих душу признаков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»: Манилов, Коробочка, Ноздрев, собакевич, Плюшкин. Все эти персонажи не развиваются, а предстают как результат – ведь это мервые души, а развиваться может только живое.
В изображении помещиков Гоголь сочетает общее, типичное и индивидуальное, причем акцент делается на типических чертах персонажей.
В поэме "Мертвые души" почти половина первого тома посвящена описанию характеристики различных типом помещиков того времени в России. Представители того времени лишены чести и совести, но именно от низ зависит судьба народа.
Первый образ - образ Манилова. С самого начала с описания его поместья, раскрывается сущность его характера. Дом расположен в невыгодном месте, доступном всем ветрам. Хозяйством Манилова не занимается, и оно "шло как-то сама собою".
Главными его чертами являются слащавость и сентиментальность. Он живет мечтами, не знает жизни. Ему нравится жить беззаботно и удобно.Таким образом, образ Манилова типичен для своего времени.
Следующий образ - образ Коробочки. По сравнению с Маниловым, она не предается мечтам. Наоборот очень расчетлива, занимается своим хозяйством, Все у нее идет в дело. Она не хотела продавать души, думая, что они где-нибудь пригодятся.
НоздреваГоголь описывает как активного человека " ... он предлагает вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что хотите". Несмотря на это, никого свои цели он не доводил до конца. Хозяйством он особо не занимался, оно шло как-то само по себе. Также часто его дома ремонтировались, а мебель расставлена кое-как. Он любит обманывать и жульничать. При игре с Чичиковым в шашки он смог схитрить.
Следующий - Собакевич. Представляется нам грубым, неуклюжи человеком. Дома в его деревне неуклюжи, но весьма прочны. Все в его комнатах, как и он сам неуклюжее. О всех людях он имеет одно мнение:" Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет".
Последний образ - образ Плюшкина. В его образе поднимается тема нравственного падения того времени.Его деревни и усадьба - полное разорение когда-то богатого помещика. Причиной этого разорения стала скупость Плюшкина. Из-за этого хозяйство пошло в упадок, а сам помещик потерял представление о реальной жизни. Гоголь также показывает его "прорехой на человечестве".
Так от героя к герою Гоголь показывает нам одну из трагичных сторон России. Раскрывается картина, как из-за крепостного права, в человеке угасает все человеческое. Все хотят стать богаче. Главное для них было материальное богатство, а не богатство души. И души в таких помещиках давно погибли. Они-то и есть "мертвые души".
Писатель создает групповой портрет чиновничества, не делая между ними различия. Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. "Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого". Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков.
И.С. Тургенев — мастер романной формы («Рудин», «Накануне», «Отцы и дети» и др.).
Иван Сергеевич Тургенев — один из блестящих мастеров русской прозы, автор романов, повестей, драматических произведений, рассказов, очерков и критических статей.
В 1856 г. публикацией романа «Рудин» Тургенев открывает серию произведений, написанных в этом новом для него жанре. За «Рудиным» последовали «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877).
Как и в повестях, в романах Тургенева большое место уделяется любовной теме.
Заслуга Тургенева в области романа заключается в создании и разработке особой разновидности этого жанра – романа общественного, в котором своевременно и быстро отражались новые и притом важнейшие веяния эпохи. Основные герои тургеневского романа – так называемые “лишние” и “новые” люди, дворянская и разночинно-демократическая интеллигенция, которая в течение значительного исторического срока определяла нравственный и идейный уровень русского общества.
Почти все романы Тургенева посвящены русской молодежи, а значит, становлению характера и убеждений, выбору жизненному пути, осмыслению своего места в жизни, своего отношения к родному народу и человечеству и, конечно, любви: ею автор всегда испытывает своих героев. Во всех романах так или иначе возникает тема взаимоотношения поколений.
В «Рудине», первом романе «николаевской» трилогии, изображается период конца 1830-х (может быть, самого начала 1840-х) годов — время интенсивного увлечения русской интеллигенции классической немецкой, главным образом гегелевской, философией, в которой молодые искатели истины видели ключ к разрешению всех мировых проблем и, в частности, проблем русской жизни.
Главный герой романа — небогатый дворянин Дмитрий Рудин, получивший духовное крещение в философском кружке Покорского, где он приобрел любовь к абстрактному мышлению и где расцвел его дар красноречиво и вдохновенно излагать на публике отвлеченные философские истины.
Тургенев показывает Рудина со стороны, извне. Как и Пушкин в Евгении Онегине, Тургенев не анализирует и не разбирает по косточкам своих героев, как это сделали бы Толстой и Достоевский; он не раскрывает их души; он только передает окружающую их атмосферу