Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (аспекты поэтики).

Роман «Евгений Онегин» - первый русский лиро-эпический роман в стихах, произведение историческое, хотя в нем нет исторических героев, если не считать упоминания некоторых исторических лиц (только упоминания!). При этом в «Онегине» охвачены все стороны русской общественной жизни, нарисован быт эпохи, даны картины нравов, показана жизнь столичных и поместных дворян, культурная жизнь России, даны незабываемые картины природы жизнь крепостных крестьян, раскрыты семейные отношения.

Особенности композиции связаны с симметричной системой группировки образов и ситуаций: Татьяна увидела Онегина и полюбила его, Татьяна пишет письмо Онегину, Онегин дает отповедь Татьяне // Онегин увидел в Петербурге Татьяну и полюбил ее, Онегин пишет письмо Татьяне, Татьяна дает отповедь Онегину. Большую роль играют лирические отступления, которые расширяют содержательные границы романа. В романе есть вставные эпизоды — песня девушек, сон Татьяны, письмо Татьяны и т. д.

Онегинская строфа (14-ти стишия) , которой написан роман,- законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Онегинская строфа создана Пушкиным специально для формирования жанра романа в стихах. Это позволило органично чередовать повествование с лирическими отступлениями и философскими раздумьями, монолог с диалогом. Каждая строфа имеет завершенную тему.

Онегин — светский молодой человек из высшего петербургского общества. Он достаточно хорошо образован, знает античную литературу, латинский язык в той мере, чтобы разбирать письменные тексты и читать в подлиннике некоторые художественные произведения («И помнил, хоть не без греха, из «Энеиды» два стиха»), интересующийся современными историческими и экономическими теориями, почитатель произведений западноевропейского романтизма. Онегин в совершенстве владел всем, что необходимо светскому молодому человеку: французским языком, танцами, посещал современный театр, оперу и балет. Евгений очень серьезно следил за своей внешностью и был, как «dandy лондонский одет» («Подобно ветреной Венере, когда, надев мужской наряд, богиня едет в маскарад»). Он исправно ведет светскую жизнь, блистает на балах, получает одобрительные оценки общества («Свет решил, что он умен и очень мил»), прекрасно владеет «наукой страсти нежной» и пользуется большим успехом у светских красавиц.

Светская жизнь, красавицы и даже книги наскучили Онегину, наступил период разочарования в окружающей действительности и обществе. В это время в деревне умирает дядя, и молодой наследник едет в деревню, предполагая, что его ожидает скука у постели больного дяди, которого он не знал. С этих размышлений и начинается первая глава романа «Евгений Онегин».

Почему Онегин открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века?

В Онегине отразился драматизм положения дворянской интеллигенции, не принимающей окружающее, но не умеющей вырваться из этой среды и не находящей приложения своим силам.

Природа в романе «Евгений Онегин» живая. Изображая приход зимы в 7-й главе, Пушкин использует яркие метафоры. Радостная картина прихода зимы контрастирует с грустью Татьяны, которая должна ехать в Москву «на ярмарку невест».

Любой пейзаж в романе «Евгений Онегин» помогает раскрытию психологического состояния человека, его внутреннего облика, понимания им красоты русской природы. Картины природы, как правило, раскрывают либо авторское настроение, либо помогают постижению чувства Татьяны в тот или иной момент ее жизни. Как «русская душою» она любила природу.

Образ автора не статичен. Образ автора объемнее каждого из героев.

Заканчивая роман, поэт гордился совершенной работой и печалился из-за окончания ее.

Художественное своеобразие поэзии М.Ю. Лермонтова.

Лермонтов — крупнейший представитель русского и мирового романтизма.

Поэзия Лермонтова имела не только непосредственно-созерцательный, но и аналитический характер. Это была не только поэзия чувства, но и поэзия мысли. Лермонтов ставит в своем творчестве философские вопросы.

Лирический герой Лермонтова — это передовой человек своего времени, беспокойный и мятежный романтик.

Основные темы и мотивы лирики:

Одиночество

«Парус», «Выхожу один я на дорогу» - рассуждает о судьбе поэта, будущности поэта. Пере нами одинокий поэт, обреченный на страдания. Поэт одинок не как человек, а одинок среди явлений.

«Дума» - заканчивает стихотворение тем, что когда уйдет это поколение, то ничего не оставит после себя.

«Как часто пёстрою толпою окружён».Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. У произведения кольцевая композиция. Оно начинается и заканчивается описанием высшего света. В середине же лирический герой переносится в детство — он окунается в естественный мир гармонии. Для произведения характерно сочетание двух контрастных жанров — элегии и сатиры. В стихотворении три смысловые части. В первой части дана картина великосветского бала. Во второй — поэт уводит читателя в светлый мир своих воспоминаний. В третьей части лирический герой возвращается в чуждый ему мир, что вызывает в нём бурю негодования и душевной боли. Все присутствующие на балу надели маскарадные маски будто для того, чтобы скрыть своё бездушие и прочие пороки. В этой толпе лирический герой чувствует себя чужим и одиноким. Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство. Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …
Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе:
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете».

«И скучно, и грустно»… Основная тема произведения — размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни. Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Таким образом, это стихотворение — беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью.

Наши рекомендации