Романный мир Достоевского («Игрок», «Подросток»)
Игрок.
Роман «Игрок» появился довольно необычно. Денежные проблемы вынудили Достоевского пойти с издательством на кабальное соглашение, в котором был установлен очень короткий срок написания нового романа – ноябрь 1866 года. Чтобы успеть, Федор Михайлович пригласил к сотрудничеству стенографистку Анну Сниткину, а также взял за основу произведения хорошо известную ему тему – казино.
Работа над романом сблизила автора со стенографисткой. Они поженились. Вскоре в Баден-Бадене Достоевский в очередной раз проиграл крупную сумму и поклялся супруге навсегда оставить рулетку. Свое слово Федор Михайлович сдержал.
Таким образом, роман «Игрок» отчасти автобиографичный. Правда, Достоевский смог преодолеть пагубную страсть к игре, а вот главный герой произведения Алексей Иванович, похоже, не выбрался из этого дна.
Жанр произведения сложно определить однозначно. Это синтез комической линии (бабуленька Антонида Васильевна), любовной (Полина – Де-Грие, Алексей, Астлей; Бланш – генерал), а также авантюрной (Де-Грие, Бланш, поляки в казино). Немало страниц посвящено философским размышлениям автора. И все венчает рулетка – символ жизни, судьбы.
Умный и энергичный Алексей Иванович всю страсть отдает игре. Его друг Астлей считает, что учитель мог бы приносить пользу обществу, а не растрачивать силы впустую. Но для главного героя игра заслоняет все, даже любовь к Полине. «Как я дотронулся вчера до игорного стола и стал загребать пачки денег, – моя любовь отступила как бы на второй план». А ведь до этого Алексей был готов ради возлюбленной на любые безумства, вплоть до самоубийства.
Игра в романе – не только рулетка. В широком смысле это взаимоотношения между героями. Полина играет Алексеем Ивановичем, вынуждая его исполнять капризы. Ловко и умело ведет свою партию Бланш: сначала с генералом, затем с Алексеем, чтобы в итоге обобрать обоих. Играет Де-Грие. Недаром его поведение кажется учителю неестественным, а улыбки – фальшивыми. Играет и сам Алексей Иванович. Чего стоит его «школьничество» в истории с немецким бароном.
Композиционно роман можно разделить на три части. Первая, самая большая, показывает зарождение преступной страсти и причины, которые привели главного героя за игорный стол. Вторая – большой выигрыш и последовавшее за ним нравственное падение. И третья часть – полная деградация личности Алексея. Астлей так характеризует состояние игрока: «вы одеревенели». Учитель не читает больше газет, не знает, что происходит в мире. Гордый в начале романа, он опускается затем до лакея. Только игра занимает мысли Алексея, вытесняет все его чувства.
Характерно, что игрок практически равнодушен к деньгам. Выиграв 200 тысяч, он легко и быстро их растратил. Сделал это хладнокровно, сознательно и без удовольствия, по сути, идя на поводу у мадемуазель Бланш. В рулетке его интересует не столько выигрыш, сколько сам процесс.
Повествование намеренно ведется от первого лица. Достоевский, таким образом, смог показать тонкости душевных переживаний, оттенки чувств героя, открыл для читателя внутренний мир игрока, показал ступени, ведущие его в бездну.
Любовная линия между Алексеем и Полиной – основной «нерв» произведения, самая интригующая его часть. Читатель стремится разгадать тайну Полины, мотивы ее поступков. Падчерица генерала – один из самых ярких женских образов в творчестве Достоевского.
Полина очаровывает, манит, интригует, заставляет подчиняться. Ей нравится ощущать свою власть над Алексеем. Герой сам характеризует их отношения как «раб» и «мучитель». Достоевский не детализирует внешность героини. Сообщает лишь отдельные черты, которые еще больше концентрируют интерес: «глаза – настоящие кошачьи».
Сначала Полина предстает холодной, жестокой, высокомерной, расчетливой, эгоистичной. И лишь когда открывается ее тайна, становятся понятны все страдания тонкой души героини. Она боится, что любимый человек узнает о ее ошибке с Де-Грие и потому держит Алексея на расстоянии. Но не может обходиться без учителя, хочет тайно упиваться его признаниями. Полина не надеется обрести счастье с Алексеем, но и отпустить его не в силах.
Отчаяние и нравственный тупик приводят ее в комнату игрока. И вдруг тот, кто еще недавно клялся в неземной любви, забыл о ней. Герои сразу не понимают, что их чувства проиграны в рулетку.
Мучительная любовь Алексея – одна из основных линий сюжета. Исполняя каприз Полины, он наносит оскорбление баронской чете и лишается места работы. Ради девушки он идет играть и губит себя.
В противовес Алексею в романе есть игрок, которому удалось разорвать путы азарта. Это «бабуленька» Антонида Васильевна Тарасевичева – интересный и во многом комичный персонаж. Проницательная женщина сразу понимает, что собой представляют Бланш, Де-Грие, но благоволит Полине, Алексею и Астлею. Своего племянника генерала она жалеет, но денег ему не дает. Не из жадности. Антонида Васильевна прекрасно понимает: все немедленно уйдет к авантюристам.
После первого же проигрыша бабушка намеревается уехать, но не может устоять перед соблазном и снова идет играть. Только потратив все, что привезла собой, она находит в себе силы остановиться. Ее отъезд в Москву символичен. Достоевский считал, что только возврат к «исконно русскому» может спасти заблудившегося в европейских традициях игрока.
Еще один противовес образу Алексея – англичанин Астлей. Это единственный положительный персонаж в романе, человек рассудительный, умный и благородный. Он оплачивает долги генерала, одалживает деньги бабушке, увозит к себе Полину и детей. Парадоксально, но именно спокойствие и надежность отталкивают от Астлея решительную и независимую Полину. Она предпочитает уютной и тихой семейной гавани кипение страстей.
Полный антипод Астлея – мошенник Де-Грие. Такие дерзкие и обаятельные мужчины неотразимы в глазах многих женщин. Не устояла перед фальшивым маркизом и Полина. Но истинная цель этого человека – деньги. Де-Грие соблазняет Полину, чтобы прибрать к рукам приданое богатой наследницы. Но как только становится ясно, что бабушка умирать не собирается, Де-Грие теряет к Полине всякий интерес. Почти так же поступает французская интриганка Бланш.
Мастерство Достоевского привлекает внимание читателей к роману уже два с половиной столетия. Азартный игрок XIX века отличается от игромана века XXI только одеждой, манерами и мобильным телефоном. Суть его пристрастий осталась той же, а слабая воля и нравственная пустота приводят к зависимости и духовной деградации.
Подросток.
(другое название, первоначальное «Беспорядок», соответствующее и форме повествования, и содержанию романа)
В романе «Подросток» (1875) повествование ведется от имени Аркадия Долгорукого, рассказывающего о первых своих самостоятельных шагах, о нравственной сумятице, путанице, которую ему с трудом приходится преодолевать в сложном процессе самопознания.
Аркадий Долгорукий — незаконный сын помещика Версилова — с детских лет остро ощущает свою социальную ущербность. В борьбе с враждебной ему действительностью он вынашивает тайные планы: стать миллионером, Ротшильдом, так как только деньги, по его убеждению, могут дать реальную власть над людьми, заменяя знатное происхождение, даже талант и ум. Не сразу приходит он к истинным представлениям о ценностных ориентирах в жизни.
Продолжая художественную разработку темы «отцов» и «детей» (начатую еще в в романе «Бесы»), Достоевский изображает Подростка и Версилова как представителей двух поколений русского общества. Между ними устанавливаются сложные отношения, включающие и идейную рознь, и преемственную связь, что предопределяет их постепенное сближение. По замыслу писателя, Версилов — типичный человек 40-х годов, либерал, «западник», горячо исповедовавший когда-то идеи утопического социализма. Но, не найдя нигде ответа на мучающие его вопросы, он превращается во внутренне опустошенного человека, равнодушного к людям и в одинаковой степени способного как на доброе, так и на злое дело. Такова, по мысли Достоевского, цена оторванности от «народной почвы», воплощенной в романе в образе крестьянина Макара Ивановича, бывшего дворового Версилова. Постоянная концепция писателя — судить индивидуалиста судом народной правды — проявляется и в этом романе. Тем не менее, именно Версилову передает Достоевский некоторые дорогие его сердцу идеи, в частности важную мысль о несовпадении развития технического прогресса и уровня нравственности: «Я буду знать все открытия точных наук,— говорит Версилов,— и через них приобрету бездну комфортных вещей. Теперь я сижу на драпе, а тогда все будем сидеть на бархате. Но что же из этого? При всем комфорте и бархате для чего, собственно, жить?..»
«Подросток» является своеобразным вариантом «романа воспитания», распространенного в русской и мировой литературах. В отличие от своих предшественников автор «Подростка» считает необходимым сосредоточить внимание на процессе умственного и нравственного формирования юноши из «случайного семейства», с первых же самостоятельных шагов попадающего в сложный жизненный водоворот, испытывающего на себе все неблагополучие и разложение современной ему буржуазной действительности и тоскующего по идеалам добра и правды. Семейная хроника становится хроникой социальных сдвигов, происходящих в России.