А. Фет основные мотивы лирики

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Фет — представитель так называемой чистой поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.

Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример — стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» — нет ни одного глагола, однако статичное описание пространства передает само движение времени. Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале «Москвитянин» (1850 год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет, в сборнике «Стихотворения А. А. Фета» (издан под редакцией И. С. Тургенева). Написано разностопным хореем с женской и мужской перекрёстной рифмой (достаточно редким для русской классической традиции размером). Как минимум, трижды становилось объектом литературоведческого анализа.

Тематика лирических стихотворений Фета не отличается большим разнообразием. В них нашли свое отражение, пожалуй, всего лишь две темы: любовь женщины и красота природы. Но в этих темах Фет сумел достичь небывалой глубины и мощи стихотворения. Особой печатью гениальности отмечена и природная лирика Фета, воплощенная в таких стихотворениях, как "Я пришел к тебе с приветом", "Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро, радость эта" и других. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. Эта мысль настолько “громко” и сильно звучит в его стихах, что навевает мысли о чем-то языческом. И тут вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении "В дымке-невидимке". Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. К тому времени поэт уже прожил достаточно долгую жизнь и превратился в старика, однако в его стихах продолжает жить восторженный горячий юноша. Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".

Начиная с 1860-х годов, идея гармони человека и природы постепенно утрачивает совё первостепенное значение в поэзии Фета. Её худож-ый мир приобретает трагические очертания. В немалой степени этому способствует внешние обстоятельства жизни. Личная и творческая судьба Фета складывалась трудно. Печать «незаконнорожденности», тяготеющая над поэтом с детских лет болезни и смерти родственников, неудавшаяся литературная карьера – всё это не способствовало хорошему общественному и личному самочувствию. Человек в поздней поэзии Фета томится разгадкой высших тайн бытия – жизни и смерти, любви и страдания, духа и тела. Он сознаёт себя заложником злой воли бытия: вечно жаждет жизни и сомневается в её ценности, вечно страшиться смерти и варит в её целительность и необходимость, образ лирического «я» всё чаще обращается к вечности, к просторам вселенной. Одной из важнейших сил, помогающих лирическому герою поздней лирики Фета преодолеть смерть, является любовь. Именно она дарует герою воскресение и новую жизнь. Евангельские мотивы и образы проникают в любовный цикл. Поэзия Фета – высших взлёт и одновременно завершение классической традиции романтической поэзии XIX в.

Для фета цикл был единственной художественной формой: с самого начала он печатал свои стихи, объединяя их в циклы, иногда довольно большие, включавшие десятки стихотворений. Состав циклов от сборника к сборнику мог меняться, но неизменным оставался самый принцип такой подачи стихов. Форма цикла утверждается в РЛ именно в эпоху молодости Фета. Взаимодействие стихотворений в цикле, поэтической книге будет важно для поэтов Серебряного века, например для Блока.

Элегии и думы, К Офелии, Весна, Лето, Осень, Мелодии, Снега, Вечера и ночи, Море.

Фет - создатель своей эстетической системы ~ с опр.традицией романтич.поэзии

Мотив «невыразимого»: "Как беден наш язык!..." - в этом стихотворении власть Поэта безгранична. Слово Поэта - летящий орел Юпитера (летит за облака Юпитера орел). У слова власть над дух.процессами в сфере чел.психики («темный бред души») и в сфере прир.жизни («трав неясный запах»). Оно выше языка «дивной природы» (Жуковский), и языка философии, «мысли» (Тютчев). ТОЛЬКО Поэт словом может дотворить до законченных форм «невыразимое».

Фет ставит перед поэзией всемирные задачи. В эстетике Фета создаются предпосылки для зарождения концепции «теургического» («пересоздающего» или «преображающего») тв-ва.

Эстетика Фета не знает категории невыразимого. Невыразимое — это тема поэзии, но не св-во ее стиля. Стиль д. рациональнее и конкретнее запечатлеть это «невыразимое».

Способность объективировать свои переживания прекрасного, слить их с материально насыщенной средой и позволяет с известной долей условности определить творческий метод Фета как «эстетический реализм».

Фет: искусство и поэзия не м.воплотить всех сторон предмета (вкус, запах, форма). ИБО поэзия - НЕ копирование, а ПРЕОБРАЖЕНИЕ С ПОМ. КРАСОТЫ.

Тв-во поэта, Бога - порождением Красоты. Красота – первооснова мироздания.

Применение пластического искусства - соединение жизни и смерти, статики и динамики. Невозм-но уловить, когда камень оживает, а потом вновь застывает...

Искусство, любовь, природа, философия, Бог — все это проявления красоты => лирика Фета не поддается тематической классификации на пейзажную, любовную, философскую и т. п.

Эмоц.состояние лир.«я» не имеет ни четкой внешней (социальной, культурно-бытовой), ни внутр.биографии и вряд ли может быть обозначено привычным термином лир.гер.

Состоянием лир.«я» - преклонение перед неисчерпаемостью мира и ч-ка, умение ощутить и пережить увиденное как бы впервые.

Происхождение лирики от музыки — «языка богов» => изощренная интонационная организация:

• рифмовка с неожиданным сочетанием длинных и коротких стихов ( «Напрасно! // Куда ни взгляну я...», 1852)

• эксперименты с новыми размерами ( «Свеча нагорела. Портреты в тени...», 1862 - в четных стихах появляется тонический размер — дольник);

• звуковая инструментовка стиха («Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом» и др.).

Лирика «импрессионистична», сколь и удивительно пластична в своей зримой вещественности и конкретности.

Пейзаж: поэт любит изображать времена года в переменных климатических сроках и периодах.

Названия свидетельствуют о внимании к погодным приметам: «Жди ясного на завтра дня...» (1854), «Степь вечером» (1854), «Первая борозда» (1854), «Туманное утро» (1855—1857), и т. д. Есть и стихотворения, посвященные отдельным растениям, деревьям, цветам: «Осенняя роза» (1886), «Сосны» (1854), «Ива» (1854), «Одинокий дуб» (1856), «Георгины» (1859).

Русская поэзия до Фета, где обращено внимание лишь на традиционные образы птиц с их устоявшейся символической окраской (орел, ворон, соловей, лебедь, жаворонок), поистине не знала такого свода.

Мгновенные впечатления воплощаются в наглядно-зримую образную форму.

ВЫВОД: «неясность» у Фета своей вполне реалистическая. Поэт не тонет в многозначности своих ощущений, а дает им выразительную словесную форму, целомудренно останавливаясь на пороге невыразимости.

С 1860-х годов

-Трагизм.

-Гармония природы ~ несовершенство и эфемерность жизни. «Вечность мы, ты — миг» —соотношение между красотой мироздания и земным бытием.

-Апокалиптические настроения.

-Одиночество ч-ка.

-Обманчивость гармонии в природе, за которой таится «бездонный океан» («Смерть», 1878).

-Сомнения в целесообразности человеческой жизни: «Что ж ты? Зачем?» («Ничтожество», 1880)

Сб. «Вечерние огни» (1882 г.)

-Человек томится разгадкой высших тайн бытия — жизни и смерти, любви и страдания, «духа» и «тела», высшего и чел. разума. Он сознает себя заложником злой воли бытия: жаждет жизни и сомневается в ее ценности, страшится смерти и верит в ее целительность и необходимость.

-Лир.«я» обращается к вечности, к просторам Вселенной.

-Космическая образность сближает позднюю лирику Фета с худ.миром Тютчева.

-Напевную интонацию стихов 1850-х годов сменяют риторические вопросы, восклицания, обращения.

-Системой логических формул, зачастую взяв в союзники А. Шопенгауэра, лир.герой стремится побороть свой страх перед смертью и бессмысленностью существования, обрести внутр. свободу.

Поэты серебряного века ценили Фета не только за его философичность. Некоторые художественные приемы фетовской лирики напоминают поэтику символистов. У него есть излюбленные образы и мотивы, которые переходят из стихотворения в стихотворение, приобретая при этом многозначность и значимость символа (звезды, весны, розы). Некоторые из этих мотивов станут ключевыми и для символистов. Женственный образ невесты-царицы-весны, лирический герой, который «ждет», предсказывают Блока. +безглаголное «шепот, робкое дыханье»

В последние годы жизни Фета молодое литературное поколение объявляет его основоположником модернистской поэзии. Новым поэтам нравится прежде всего его поздняя лирика, особенно 70-90 гг, в которой сказалось увлечение Шопенгауэром. Литература классического периода в целом для модернистов представлялась недостаточно «философичной», «глубокой», поэтому они либо отдавали предпочтение открыто философской лирике прошлого (Тютчев, поздний Фет), либо вкладывали в классическую поэзию специальный филос.смысл, которого там не было (так символисты читали Пушкина).

Наши рекомендации