Романная трилогия Гончарова. Типология героев

Уже «ученическое» творчество Гончарова обнаруживает как тесную связь с эстетическими принципами «натуральной школы», так и заочную полемику с ними. «Электричество чина» в его произведениях отнюдь не является единственным и главным критерием художественной правды изображения современного человека. Власти этого «электричества» Гончаров решительно противопоставил «вечные», не зависящие от жестокой исторической реальности потребности человеческой натуры – в красоте, в любви, в творческих порывах духа…

Вот почему именно антитеза героя – «идеалиста» и героя – «практика» в разных ее вариациях станет ведущей для романного мира Гончарова.

Она будет организовывать систему образов всех романов писателя – «Обыкновенной истории», «Обломова» и «Обрыва». Сам Гончаров не раз писал о внутреннем художественном единстве всех трех романов, воспринимая их как «романную трилогию».

Ее «сквозная тема» – Россия на переломе двух эпох: патриархально‑крепостнической и пореформенно‑буржуазной. Прекраснодушный романтизм Александра Адуева, мечтательная лень Обломова, мудрый консерватизм бабушки Татьяны Марковны Бережковой в «Обрыве» – все это разные лики уходящей патриархальности. Им противостоят образы «деловых людей»: Петра Адуева, Штольца, Тушина. Причем во всех трех романах Гончаров изображает смену исторических эпох как процесс принципиально неоднозначный, в котором духовные обретения неизбежно влекут за собой и духовные потери, и наоборот. В каждом укладе Гончаров видит свои плюсы и минусы, всецело не связывая ни с одной из сторон исторического противоборства авторский идеал «нового человека».

«Обыкновенная история»

Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847) замысел всей трилогии получил оригинальное воплощение. Конфликт между дядей и племянником призван был отразить весьма характерные явления русской общественной жизни 1840‑х годов, нравы и быт той эпохи. Вся праздная, мечтательная и аффектационная сторона старых нравов с обычными порывами юности – к высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждою высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах.

«Обломов»

Роман «Обломов» - центральная часть романной трилогии. Система образов романа организована по классическому принципу антитезы. Возлежащему на диване «барину» и прожектеру‑мечтателю Илье Ильичу Обломову автор устраивает своеобразные «очные ставки». Словно на театральных подмостках, последовательно сменяют друг друга персонажи, призванные продемонстрировать Обломову преимущества альтернативного – деятельного – образа жизни. Характеристика намеренно однопланова и тяготеет к нарицательности типа, принятой в поэтике «натуральной школы». Подчеркнуты безликость, бесхарактерность антагонистов Обломова.

«Обрыв»

Обрыв» неизменно осознавался Гончаровым в качестве заключительной части романной трилогии. Действительно, в «Обрыве» без труда обнаружим знакомые по другим романам типы «мечтателя» и «практика» (Райский – Тушин); патриархальный уклад Малиновки живо напоминает идиллию Обломовки, любовная коллизия «Райский – Вера» (а также «Райский – Софья Беловодова») смоделирована по образцу той же ситуации «Пигмалион – Галатея», что и коллизия «Обломов – Ольга» (только в роли Пигмалиона на сей раз выступает собственно мужской персонаж). Последний роман Гончарова и начинается, по сути, с того, чем заканчивается «Обыкновенная история» – с возвращения романтика в родовое гнездо, к своим культурным и нравственным корням. Однако «сквозной сюжет» романной трилогии в «Обрыве» значительно усложнен и расширен. Ибо в центре романа оказывается фигура не просто мечтателя, но собственно человека искусства – писателя Райского. Внутри авторского замысла «Обрыва» на глазах читателя зарождается и замысел романа героя: оба «романа» как бы пишутся одновременно (композиционный эффект «романа в романе»), одни и те же события служат материалом и Гончарову, и его герою Райскому. Следовательно, романный сюжет не только непосредственно проживается героями, но и является предметом творческой рефлексии Райского, а через него и самого Гончарова актом «самосознания и самопроверки».

Романная трилогия Гончарова, поднявшись в заключительном романе на новый, качественно более высокий уровень художественного обобщения, все равно заканчивается открытым финалом.

Романы Гончарова очень своеобразны по идейному содержанию и художественной форме. От романов Тургенева они отличаются гораздо большим интересом автора к повседневной, бытовой жизни господствующих слоев русского общества. Она показана в ее внутренних нравственно-бытовых противоречиях. Поэтому изображение помещиков, чиновников, дельцов почти лишено у Гончарова и сатирического пафоса, и пафоса гражданско-романтических исканий. Самый тон повествования не обнаруживает эмоциональной приподнятости, отличается уравновешенностью и спокойствием. Гончаров особенно высоко ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он считал, что только романы могут выполнить эту задачу. Романы Гончарова представляют собой отражение жизни в свете его общественных и эстетических взглядов. Гончаров выступил создателем проблемных романов. Основным вопросом, занимавшим Гончарова, была возможность перехода привилегированных слоев общества от старого патриархального уклада к новой, предпринимательской деятельности, в развитии которой Гончаров видел основу процветания страны. В жизни отдельной личности залогом такого перехода он считал не столько тот или иной склад мышления, сколько определенный склад повседневной деятельности. «Уменье или неуменье жить» - вот принцип, исходя из которого писатель оценивал изображаемые характеры. Из этого вытекает интерес писателя к тому как на самом деле живут его герои, как идет их бытовая, домашняя жизнь. Гончаров все больше внимания уделяет изображению повседневной жизни своих главных героев. В первом его романе такое изображение еще не получает развития. Но в «Обломове» оно дано подробно и обстоятельно. В «обрыве» эта тенденция сказывается сильнее. Здесь семейно-бытовой уклад патриархальной усадьбы Бережковой не только является фоном, но выступает и как воплощение некоторых принципов жизни. Большое значение имеет для писателя и вопрос о семейно-бытовом воспитании героев, поэтому важное место в романах занимают предыстории. Своеобразны и любовные конфликты Гончарова. Герои не могут вывести любимых женщин за пределы семейно-бытовых интересов. Во всех этих особенностях сказался общий взгляд писателя на жизнь. Все это нашло отражение и в композиции романов. Она отличается медлительностью, неторопливостью развития действия. Особенно большое место занимают в тексте романов те эпизоды сюжета, которые играют роль экспозиции. Большое место занимают портретно-бытовые характеристики действующих лиц. Они обычно даются сразу в экспозициях и предысториях. Но гораздо большее значение чем портретно-бытовые характеристики получают в романах диалоги героев, раскрывающие их образ мыслей. Но диалоги почти лишены психологизма. Герои мало и скупо говорят о своих переживаниях. Гончаров не интересуется эмоциональным строем внутренней жизни своих героев. Таков в главных чертах стиль романов Гончарова, в котором широкая и объективная картинность бытового, портретно-диалогического изображения характеров сочетается с проблемной заостренностью их типизации, с патетикой их лирических характеристик.

Наши рекомендации