Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.) Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев.,.», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Т е о р и я литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века. Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.) «Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на
русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Внутренний монолог (закрепление понятия).
Тематический план.
№ | Тема | № в разделе | примечание |
Введение | |||
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. | |||
Литература начала XX века | |||
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. | |||
Иван Алексеевич Бунин.Жизнь и творчество. (Обзор.) Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтическоймысли. ( Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество») | |||
И.А.Бунин. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе«Господин из Сан-Франциско». | |||
И.А.Бунин. Психологизм бунинскойпрозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. (На примере рассказа «Господин из Сан-Франциско».)Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений). | |||
Александр Иванович Куприн.Жизнь и творчество. (Обзор.) Любовь каквысшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. | |||
А.И.Куприн.«Гранатовый браслет». Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета вповестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения. | |||
Максим Горький.Жизнь итворчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос исуровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». | |||
Максим Горький. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей | |||
Максим Горький. «На дне». Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. | |||
Максим Горький. «На дне». «Три правды» в пьесе и ихтрагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). | |||
.Максим Горький. «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). Подготовка к сочинению. | |||
РР Классное сочинение по одной из тем (на выбор): Трагедия любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» «Дно жизни» - трагический образ пьесы М.Горького «На дне» Формы повествования и образ повествователя в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциска» | РР(к)1 | ||
Серебряный век русской поэзии.Символизм.«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. | |||
Валерий Яковлевич Брюсов.Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля. (Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны».) | |||
Константин Дмитриевич Бальмонт.Слово о поэте. Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»), Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. | |||
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев).Слово о поэте. Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»), Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»). | |||
Акмеизм.Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские иотечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др. | |||
Николай Степанович Гумилев.Слово о поэте. Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века. (Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебнаяскрипка», «Заблудившийся трамвай».) | |||
Футуризм.Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянини др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский),«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асееви др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. | |||
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». | |||
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. (Стихотворение «Вхожу я в темные храмы...») | |||
А.А.Блок.Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. (Стихотворения: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «На железной дороге», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».) | |||
А.А.Блок.Тема Родины в поэзии Блока. (Стихотворение «Россия») Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». (Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»)) | |||
А.А.Блок.Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. | |||
А.А.Блок.Поэма «Двенадцать». Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. | |||
А.А.Блок.Поэма «Двенадцать». Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. | |||
РР Подготовка к домашнему сочинению по теме «Лирика любви у Пушкина и у Блока» | РР(д)2 | ||
Новокрестьянская поэзия (Обзор). Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики. | |||
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) (Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».) | |||
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. (Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Спит ковыль. Равнина дорогая...».) | |||
С.А.Есенин. Идея «узловой завязи» природы и человека. (Стихотворения: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Я покинул родимый дом...») | |||
С.А.Есенин. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. | |||
С.А.Есенин. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. (Стихотворения: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо матери», «Собаке Качалова») | |||
С.А.Есенин.Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. | |||
С.А.Есенин.Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). (Стихотворения: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь советская», «Сорокоуст», «Мы теперь уходим понемногу...», «Не жалею, не зову, не плачу...») | |||
РР Классное сочинение по одной из тем (на выбор): Традиции русской народной песни в стихах С.Есенина. Природа и цивилизация в произведениях С.Есенина. Основные темы и мотивы в творчестве С.Есенина. | РР(к)3 | ||
Литература 20-х годов XX века. Общая характеристика литературного процесса. | |||
Иван Сергеевич Шмелев. «Солнце мертвых». Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения. | |||
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). (Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно») | |||
В.В.Маяковский. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. | |||
В.В.Маяковский. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Теория литературы. Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. (Стихотворения: «Юбилейное») | |||
В.В.Маяковский. Своеобразие любовной лирики поэта. (Стихотворения: «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой») | |||
В.В.Маяковский. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. (Стихотворения: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину») | |||
В.В.Маяковский. Сатирическая лирика и драматургия поэта. (Стихотворения: «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня») | |||
В.В.Маяковский. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Тема поэта и поэзии в произведениях Маяковского» | РР(д)4 | ||
Литература 30-х годов XX века (Обзор) | |||
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) | |||
М.А.Булгаков. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. | |||
М.А.Булгаков. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. | |||
М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. | |||
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) | |||
А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. | |||
А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. | |||
А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений). | |||
Анна Андреевна Ахматова.Жизнь и творчество. (Обзор.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. (Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...».) | |||
А.А.Ахматова. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. («Мне ни к чему одические рати...», «Приморский сонет») | |||
А.А.Ахматова. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. (Стихотворения: «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля») | |||
А.А.Ахматова. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. («Я научилась просто, мудро жить...») | |||
А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. | |||
А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений). | |||
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие (Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Silentium».) | |||
О.Э.Мандельштам. Поэт и «век-волкодав». Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). (Стихотворения: «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Мы живем, под собою не чуя страны...») | |||
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. (Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Попытка ревности») | |||
М.И.Цветаева. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия) («Тоска по родине! Давно...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Стихи о Москве») | |||
М.И.Цветаева. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века. («Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...», «Стихи к Пушкину») | |||
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса Широта эпического повествования. | |||
М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. | |||
М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. | |||
М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. | |||
М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений). | |||
РР Подготовка к сочинению по теме «Трагедия русского народа в романе Шолохова» | РР5 | ||
РР Сочинение по теме «Трагедия русского народа в романе Шолохова» | РР6 | ||
Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор) Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. | |||
Литература 50—90-х годов (Обзор) | |||
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Б.Васильев. «А зори здесь тихие» | |||
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. | |||
А.Т.Твардовский. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия). | |||
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Стихотворения: «Определение поэзии», «Быть знаменитым некрасиво...» | |||
Б.Л.Пастернак. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. («Марбург», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет») | |||
Б.Л.Пастернак. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик. («Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..») | |||
Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. | |||
Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго» Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. | |||
Обучение анализу лирического стихотворения Б.Л.Пастернака | РР7 | ||
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество, Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. | |||
А.И.Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Теория литературы. Прототип литературного героя. Житие как литературный повествовательный жанр. | |||
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. (Рассказ «На представку» .) | |||
В.Т.Шаламов. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика. (Рассказ «Сентенция».) | |||
Николай Михайлович Рубцов. Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. («Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»). | |||
Виктор Петрович Астафьев.Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». | |||
Валентин Григорьевич Распутин. Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. | |||
Иосиф Александрович Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Теория литературы. Сонет как стихотворная форма . Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). | |||
Подготовка к домашнему сочинению по теме «Анализ стихотворения И.Бродского» | РР8 | ||
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня. (Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...».) | |||
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. | |||
Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен». Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Теория литературы. Психологизм художественной литературы. Повесть как жанр повествовательной литературы. | |||
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. | |||
А.В.Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. | |||
Классное сочинение по теме «Нравственный выбор героя произведений Распутина, Астафьева, Вампилова (На примере одного-двух произведений) | РР9 | ||
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.) Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима. Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев.,.», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». | |||
Литература конца XX — начала XXI века. Общий обзор произведений последнего десятилетия. | |||
Из зарубежной литературы | |||
Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. | |||
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. | |||
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. | |||
Итоговый урок. Сочинение по теме «Литература в моей жизни» | РР10 |
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК учителя и учащихся | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | |||
Программа общеобразовательных заведений. Литература. 5-11 классы. Под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2009. | Литература: 11кл.:Учеб.: в 2 ч/под ред. В.П.Журавлева – М.: Просвещение, 2012 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
o образную природу словесного искусства;
o общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
o авторов и содержание изученных произведений;
o основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
" прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
" определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
" определять идейную и эстетическую позицию писателя;
" анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
" оценивать проблематику современной литературы;
" анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
" различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
" осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
" сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
" находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
" выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
" строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Основные виды устных и письменных работ
(10—11 классы)
Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение. Устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.
Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.
Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями. Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).
Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и город-
ских библиотек.