Авангардисты 1950— 1980-х годов
Авангардисты 1950— 1980-х годовбыли лишены возможности публиковать свои произведения, именно их творчество развивалось в условиях андеграунда. Поэтов-авангардистов второй половины XX века объединяют уверенность в абсурдности и антигуманности социума, антиутопический пафос. Этим мироощущением обусловлены и художественные средства, используемые в поэзии авангарда. Поэты отказываются от художественного правдоподобия и создают деформированный образ мира, частью которого является человек.
- Концептуализм
Одним из первых течений, сложившихся в рамках неофициального искусства 1970-х годов, является концептуализм(от лат. conceptus — «мысль», «понятие») — художественное течение второй половины XX века, заявившее о себе как об оппозиции официальному искусству), с которым связаны творчество поэтов Вс. Некрасова, И.Холина, Д. Пригова, Л.Рубинштейна, прозаика В.Сорокина и художников И.Кабакова и Э.Булатова. В своих истоках концептуализм восходит к творчеству авангардистов начала XX века — футуристов и обэриутов. Поскольку концептуальное искусство — искусство идеи, художнику-концептуалисту важен не изображаемый им предмет, а то, что посредством этого предмета концептуалист хочет обозначить, т. е. демонстрируется не столько художественное произведение, сколько определенная художественная концепция. От читателя, зрителя, воспринимающего произведения концептуалистов, ожидается более активная позиция разгадывающего замысел творца.
Поэт-концептуалист Л.Рубинштейн в стремлении «преодолеть инерцию и тяготение плоского листа» создал собственный «жанр картотеки». Этот жанр, говоря словами поэта, позволил ему «перевести ситуацию самиздата, к тому времени отвердевшую
и казавшуюся вечной, из социально-культурного измерения в чисто эстетическое». Техника Л.Рубинштейна заключается в том, что на библиотечную карточку записывается отдельная реплика или цитата, иногда карточка и вовсе остается пустой, либо
на нее наносятся только знаки препинания. При чтении своих текстов Л. Рубинштейн выделяет интонацией не только слова, но и паузы — так возникает, говоря словами В. Кривулина, «немой гиперсюжет». На основе этого «гиперсюжета» создается образ
разрушенного и вновь созданного из обломков мира, в котором поэту «честнее молчать», чем говорить. Таким образом Л. Рубинштейн выражает трагико-ироническое отношение к миру.
...Карточка 37. Можно, увидев себя со стороны, ужаснуться, а можно
и обрадоваться;
Карточка 38. Можно избегать каких-либо встреч, взглядов, разговоров
и т. п., но не лучше ли идти навстречу судьбе <...>
Карточка 41. Можно оказаться неподалеку и зайти, чтобы выпить
чаю и поболтать...
(Л.Рубинштейн, «Каталог комедийных новшеств», 1976)
Вошедшие в литературу на излете 1970-х и в 1980-е годы поэты А. Еременко, Т. Кибиров, Е. Бунимович, В. Коркия, М. Сухотин отталкивались от поэзии концептуалистов. Излюбленным приемом этих поэтов является цитатностъ, доходящая до центона , с помощью которого иронически обыгрываются цитаты из классической литературы, штампы официальной идеологии и массовой культуры. Этим, в свою очередь, обусловлены и смешение различных лексико-стилистических пластов, проявление
высокого в низком и наоборот.
И я там был, мед-пиво пил,
изображая смерть, не муку.
в мою протянутую руку.
Играет ветер, бьется ставень,
а мачта гнется и скрипит.
А по ночам гуляет Сталин,
но вреден север для меня.
(А. Еременко,«Переделкино», 1980)
Особое место в литературном процессе второй половины XX века занимает поэзия И. Бродского, вынужденного эмигрировать из страны в 1972 году. Талант поэта ярко проявился в разнообразных прозаических, лирических и лиро-эпических жанрах.
Уникальность И. Бродского заключается в том, что его поэзия вобрала в себя традиции русской и зарубежной поэзии.
Вывод. Черты поэзии оттепели:
- Неофициальность, ощущение свободы;
- Ответственность за преобразования в стране;
- Необходимость моральной перестройки общества;
- Романтизм;
- Публицистический пафос;
- «Эстрадность»;
- Надежды на скорое освобождение от пороков, которые воспринимались как искажение прекрасной идеи.
IV.Домашнее задание:подготовить индивидуальные сообщения о биографии Н. Рубцова; учить стихотворение Рубцова.