Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина?
Каждый поэт входит в храм природы со
своей «молитвой» и своей палитрой.
В. Базанов
Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка-зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями. Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть переполненную бурлящими эмоциями, взволнованное сердце любого человека, но особенно поэта и творца слова. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своем многоликом творчестве, в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке-природе. И это не мудрено.
Родившись в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.
Куда бы поэт ни кинул взгляд, всюду на него как бы накатывали полны творческого воодушевления, подчас пронизанные грустью и тихой тоской, как и сама природа:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный
Лес да монастырь.
Когда читаешь стихи Есенина о природе, вся полнота мощи великого и могучего русского слова обрушивается на твое сознание, заставляя его взывать к подлинным жизненным образам, может быть, никогда по-настоящему еще не увиденным, но таким удивительно реальным.
Есенин утверждал, что он, «последний поэт деревни» в России. В его стихах любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта.
Природа у Сергея Есенина многоцветная, красочная. Любимые же цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде»),
И всегда описание природы у Сергея Есенина соотносятся с выражением настроений поэта. Как ни тесно связанно его имя с представлением о поэтических картинах русской природы, его лирика не является пейзажной в соответственном смысле слова. Клен, черемуха, осень в стихах поэта - не просто приметы родной русской природы, это цепочка метафор, с помощью которых поэт рассказывает о себе, о своих настроениях, о своей судьбе. Поэзия Сергея Есенина и нас учит видеть, чувствовать, размышлять, то есть жить.
Слова.
50. Любить – значит жертвовать собой (по произведениям А.Куприна, И.Бунина)
Но ежели для истинной любви
Страдание всегда необходимо,
То, видно, уж таков закон судьбы.
Научимся сносить его с терпеньем…
В. Шекспир
Л. Н. Толстой говорил, что сколько сердец, столько и родов любви. Это очень верно.
По-своему, сильно и страстно, с восторгом и горечью, взаимно или безнадежно, любят и в книгах Куприна и Бунина. Многие произведения этих авторов о любви — настоящие шедевры, их невозможно забыть.
Вот прекрасная повесть Куприна “Гранатовый браслет». Мелкий служащий, “маленький человечек» Г, С. Желтков вот уже много лет влюблен в светскую даму, княгиню Веру Николаевну. Любовь эта — источник и высшего наслаждения, и одновременно глубокого страдания, ведь она безответна и безнадежна. Его письма становятся предметом насмешек мужа Веры Николаевны, а подарок — гранатовый браслет — вызывает гнев мужа и брата.
В другой повести — “Олеся» — Куприн рисует, как растет взаимное чувство двух молодых людей. Они очень разные: Иван Тимофеевич — “барин», городской интеллигент, и Олеся — “дочь природы», которую селяне считают колдуньей. Все произведение — это гимн чистым отношениям между мужчиной и женщиной, перед нами почти поэма о целом месяце “наивной, очаровательной сказки любви». И опять, как и в “Гранатовом браслете», между влюбленными встали общественные барьеры, разница в положении и образовании. И все же читатель вместе с грустью чувствует, что словно очистился душой, что и у него, как у Олеси от слов любимого, “отогрелось сердце». Такова сила любви…
В “Гранатовом браслете» есть слова о том, что “любовь должна быть трагедией». Не знаю, считал ли так Иван Алексеевич Бунин, однако эта мысль очень подходит к его творчеству. Почти все его произведения о любви кончаются разлукой, смертью, предательством, изменой. Больше всего мне запомнились его рассказы из книги “Темные аллеи». В одноименном рассказе барин Николай Алексеевич встречает через тридцать лет Надежду, женщину, которую он бросил. А она не вышла замуж при ее красоте и все эти годы любила его, берегла свое чувство.
У Бунина немало героев, которые соприкоснулись с высокой, прекрасной любовью и вынуждены разлучиться. Но воспоминания о ней согревают их постоянно. Таких мы встретим в рассказах “Солнечный удар», “Чистый понедельник» и других.
Произведения Куприна и Бунина о любви — это действительно поэзия и “сказка любви», даже если она трагична. Ведь воспевается одно из самых сильных и красивых человеческих чувств. Это как у Пушкина: “Печаль моя светла, печаль моя полна тобою…» Еще Александр Сергеевич писал: “Над вымыслом слезами обольюсь». Я тоже не раз вытирала слезы, читая Куприна и Бунина. Но все же я совсем не хочу считать, что любовь “должна быть трагедией». Нет, я верю, что она должна быть взаимным счастьем двух людей, готовых сделать многое друг для друга. Пусть это и нелегко
Слов.