Чехов во второй половине 80-х годов
1886 год явился в творчестве Чехова переломным. Выпустив в свет сборник "Пестрые рассказы", Чехов как бы подвел итог сделанному за пять лет, чтобы перейти на новую, более высокую ступень творческого развития. Стоять на месте, повторять самого себя молодой писатель не хотел и не мог. Помыслы Чехова были устремлены вперед — к новым темам и сюжетам, к новым литературным формам, к новому понимаю жизни, более глубокому и серьезному.
В августе 1886 года Чехов поселяется в доме Корнеева по Садово-Кудринской улице (ныне в этом доме музей А.П. Чехова).
В этом доме Чеховы жили одни. Обстановка, естественно, была иной. Антон Павлович мог сосредоточенно работать. Теперь он целые дни писал, не выходя на улицу неделями. Чехов пишет и печатает в 1886—1887 годах замечательные своим комизмом рассказы "Оратор", "Произведение искусства", лирические шедевры "На пути", "Святой ночью", "Верочка", рассказы с большим общественным содержанием — "Враги", "Мечты", "Каштанка".
В пору жизни на Садовой улице популярность Чехова необычайно возросла. Писатель жаловался в начале 1887 года: "Рассказы мои читаются публично на вечерах, всюду, куда ни являюсь, на меня тычут пальцами, знакомства одолели меня своим изобилием и т. д…"
Самым близким помощником, неизменным его другом уже в эти годы была сестра Мария Павловна. Она была хозяйкой дома. Чехов писал о ней в 1891 году: "Марья Павловна у нас главная, и без нее каша не варится. Я полагаюсь во всем на нее; как она захочет, так пускай и будет".
Мария Павловна всю свою жизнь посвятила брату, избавляя его от мелких житейских хлопот, создавая условия для литературной работы.
Незадолго до смерти, в 1956 году, она говорила: "Счастлив тот человек, который, прожив до глубокой старости, может сказать: я выполнил то, что хотел. Жизнь была посвящена любимому делу, и я удовлетворена, что это дело принесло пользу! Моя жизнь была посвящена брату".
Страстно любя природу родной страны, Чехов охотно и подолгу путешествовал. Он стремился больше увидеть, узнать жизнь народа в разных уголках своей страны. Неоднократно он ездил в родные края — в Таганрог, бывал во многих местах южной России.
Летом 1888 года писатель живет с семьей на даче в Луке близ города Сумы, в усадьбе Линтваревых. Из Луки он ездил на лошадях в Миргородский уезд. В середине июля уезжает в Крым, в Феодосию, где встречается с известным художником-маринистом И.К. Айвазовским. Затем завершает путешествие по кавказскому побережью. Художник стремится расширить круг жизненных наблюдений: "Ах, будь у меня лишних 200-300 рублей… я бы весь мир объездил".
Обличение нравственного мещанства и пошлости — основное содержание творчества Чехова этих лет ("Произведение искусства", "Оратор", "Сильные ощущения", "Хористка" и др.). Чехов не приукрашивал действительность, он описывал жизнь такой, какой она есть.
В 1887 году выходят из печати книги Чехова "В сумерках" и "Невинные речи", популярность его как писателя все растет. За сборник "В сумерках" ему была присуждена Пушкинская премия Академии наук.
К концу 80-х годов идейные искания писателя стали более напряженными. От веселого, беззаботного смеха Чехов перешел к суровому осуждению мягкотелой интеллигенции.
Чехов протестовал против того, что человек примиряется с унизительным, рабским положением, осуждал тех, кто изменил своим идеалам и духовно обнищал, и тех, кто потерял человеческий облик.
Творчество Чехова влилось в мощное русло критического реализма. Наряду с Салтыковым-Щедриным и Л. Толстым писатель "срывал все и всяческие маски" с пошлости и мещанства и буржуазного хищничества.
чехов психологический лирический драматургия
Чехов в 90-е годы
Поездка на Сахалин
В конце 80-х годов у Чехова созревает решение поехать в "места невыносимых страданий" — на остров Сахалин.
21 апреля 1890 года писатель выехал туда. Он ехал до Ярославля по железной дороге, затем пароходом до Перми, затем снова поездом до Екатеринбурга и далее до Тюмени. От Тюмени до Благовещенска писатель добирался на лошадях. Отсюда пароходом Чехов прибыл на Сахалин 9 июля.
Проезжая по Сибири, Чехов жадно всматривался в жизнь городов и деревень, изучал положение народа. Почти двухмесячное странствие было тяжелым: приходилось бороться с голодом, с разливами рек, с грязью, "с голодухой, с желанием спать". Но писатель был доволен путешествием. Он умудрялся записывать свои впечатления, сидя в повозке или на постоялом дворе, на станциях, в беспокойных номерах гостиниц. Написанные очерки он отсылал в газету "Новое время", где они печатались под заглавием "Из Сибири".
Сибирские газеты перепечатывали целиком или в извлечениях эти очерки. В газетах отмечалось сочувствие Чехова к несчастным людям, умение отметить особенности местной жизни и вера писателя в лучшее будущее Сибири.
Прибыв 9 июля на Северный Сахалин, Чехов составил для себя план: посетить все тюрьмы и поселения острова, переписать всех каторжников и поселенцев. На Сахалин было послано секретное распоряжение "не допускать Чехова до встреч с некоторыми категориями каторжников и политических ссыльных".
Со свойственной ему тщательностью и добросовестностью Чехов хотел получить научные данные, на основании которых можно было бы сделать выводы — кто же виноват в страданиях и гибели тысяч людей.
Чехов посетил тюрьмы и поселения в Александровской слободе, Корсакове, Ново-Михайловске, обследовал селения Арково, Красный Яр, Дуэ, Дуйскую и Воеводскую тюрьмы. Во всех населенных пунктах Сахалина писатель обошел все дома, беседовал с каторжными и поселенцами, составил около 10 000 карточек, на которых указал не только фамилию, имя, отчество, возраст сахалинцев, но и время прибытия на остров, место поселения, семейное положение, занятие, состояние здоровья.
Характерно, что с Чеховым каторжники беседовали очень просто и говорили ему только правду. Присутствовавший при беседах чиновник Фельдман впоследствии вспоминал: "Был у нас в тюрьме бессрочно каторжный Кириан Блоха. Угрюмый, необщительный, жестокий и хитрый, но даже он в разговоре с Чеховым изменялся до неузнаваемости, и тогда в его интонации слышались такие нотки, каких мы и не предполагали в этом человеке-звере".
Исследовательская работа по изучению жизни каторжных и ссыльных на Сахалине заняла у писателя три месяца и три дня. О своей работе на острове Чехов писал: "Я вставал каждый день в пять часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое еще не сделано, а теперь, когда уже я покончил с каторгою, у меня такое чувство, как будто я видел все, но слона-то не приметил…"
Оценивая результаты своей поездки, Чехов пивал: "Знаю я теперь очень многое — чувство же привез я с собою нехорошее… по воспоминаниям, Сахалин представляется мне целым адом".
Поездка больного Чехова на остров Сахалин, длившаяся два с половиной месяца в одну сторону (причем 4000 верст он ехал на лошадях по ужасающему бездорожью), трехмесячная напряженная работа по переписи и изучению положения и быта каторжных на острове и возвращение — разве это не показатель гражданского мужества писателя, не побоявшегося тяжелых дорожных испытаний! Чехов в своих письмах "Из Сибири" смело разоблачал злоупотребления властей, вступался за угнетенный народ, подал свой голос в защиту каторжных, стремясь пробудить в обществе чувство ответственности за бесчеловечное отношение к арестантам и поселенцам. В письме к Суворину он писал: "…мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски…"
На обратном пути Чехов посетил Индию, Цейлон и через Суэцкий канал и Константинополь вернулся в Европу, в Одессу. С Цейлона Чехов захватил двух редких зверьков — мангустов. В конце декабря он был уже в Москве и поселился на Малой Дмитровке.