Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 ч.
Устное народное творчество – 1 ч.
Из древнерусской литературы – 1 ч.
Из русской литературы XVIII века – 1 ч.
Из русской литературы XIX века - 32 ч (в т. ч. 2 К.Р., 10 Р.Р., 5 Вн. чт.).
Из русской литературы XX века - 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 6 Р.Р., 3 Вн. чт).
Из зарубежной литературы - 11 ч. (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р., 7 Вн. чт.).
Повторение, обобщение, итоговый контроль - 1 ч. (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
№ п/п | Примерная дата | Тема урока, основное содержание | Кол-во часов | Формирование понятий | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Домашнее задание | Примечание |
1. | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Способы выражения авторской позиции. | Беседа. Тестирование. | Прочитать статью учебника об обрядовом фольклоре (стр. 6 – 10), подготовить выразительное чтение песен, вопросы (стр. 10 – 11). | |||
2. | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. | Урок внеклассного чтения. Рассказ учителя беседа. | Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»; подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледельческим циклом. Придумать небольшой рассказ по одной из пословиц. Прочитать статью учебника «Древнерусская литература»; «Сказание о белгородском киселе». | |||
3. | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | Летопись (развитие представлений). | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Пересказ «Сказания о белгородском киселе», вопросы (стр. 24). | |||
4. | Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенность языка XVIII столетия. | Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). | Рассказ учителя. Беседа. | Прочитать статью учебника «Русская басня»; выразительное чтение басни И.И. Дмитриева, вопросы (стр. 30). | |||
5. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | Басня. Аллегория (развитие представлений). | Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению. | Прочитать статью о И.А. Крылове, вопросы (стр. 34), выучить наизусть одну басню. Выразительное чтение басни «Ларчик», вопросы (стр.43 вопрос 4). | |||
6. | И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?» | Басня. Аллегория (развитие представлений). | Беседа. Обучение чтению. Урок развития речи. | Инсценировать басню (групповое задание). Сочинение «Что осуждается в русских баснях?». | |||
7. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». | Эпитет, метафора. | Рассказ учителя. Обучение чтению. Урок развития речи. | Прочитать статью учебника о лицейских годах Пушкина (стр. 45 – 51), составить план статьи; индивид.: рассказать о детстве Пушкина, его семье. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник». Выучить стихотворение наизусть, сочинение по анализу стихотворения «Зимнее утро». Индивид.: подготовить выразительное чтение воспоминаний друзей Пушкина. | |||
8. | А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина. | Стихотворное послание (начальные представления). Эпитет, метафора (развитие понятий). | Обучение чтению. Практикум. | Выразительное чтение стихотворения. Знать двусложные размеры стиха, подобрать примеры ямба и хорея. Прочитать «Барышня-крестьянка». | |||
9. | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения. | Композиция (развитие понятия). | Беседа. | Пересказ указанного отрывка, вопросы. Пересказ указанного отрывка, вопросы. | |||
10. | А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | Композиция (развитие понятия). | Урок внеклассного чтения. | Пересказ указанных отрывков. | |||
11. | А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. | Обучение чтению. Беседа. | Устное рисование: какими вы видите Дубровского и Троекурова? Перечитать II и III главы, озаглавить их. Перечитать главы IV – V, озаглавить их. Пересказать эпизод «Троекуров во дворе Дубровских». | ||||
12. | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести. | Эпизод. | Беседа. Практикум. | Перечитать главы VI – VII. Перечитать VIII, IX, X главы, озаглавить их. Приготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей (Дефоржа, Маши, Троекурова). | |||
13. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения. | Композиция (развитие понятия). | Обучение устному рассказу. Беседа. | Перечитать главы XI – XVI, озаглавить их. | |||
14 – 15. | Контрольное сочинение № 1 «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина „Дубровский“». | Урок развития речи. | Подготовиться к контрольной работе по творчеству Пушкина. | ||||
16. | Анализ письменных работ. | Урок развития речи. | Работа над ошибками. Прочить статью о М.Ю. Лермонтове в учебнике. | ||||
17. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. | Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Выучить стихотворение «Тучи» наизусть. | |||
18. | Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. | Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). | Практикум. | Выразительное чтение стихотворений, выучить наизусть стихотворение «На севере диком …». | |||
19. | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. | Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). | Беседа. Практикум. Урок развития речи. | Стр. 166, вопросы и задания. Сочинение по анализу одного стихотворения. | |||
20. | Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». | Урок внеклассного чтения. | Прочитать «Бежин луг». | ||||
21. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | Портрет. Роль картин природы в рассказе. | Рассказ учителя. Беседа. | Прочитать статью учебника(стр.167 – 170, 197 – 198). Вопросы стр. 199. Составить рассказ о героях по иллюстрациям. | |||
22. | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | Роль картин природы в рассказе. Портрет. | Практикум. | Выразительное чтение отрывков. Устное рисование: портреты героев. | |||
23. | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. | Пейзажная лирика (развитие понятия). | Рассказ учителя. Практикум. | Выразительное чтение стихотворения. Выучить одно стихотворение наизусть. Анализ стихотворения. | |||
24. | Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения. | Пейзажная лирика (развитие понятия). | Практикум. | Анализ стихотворения, выразительное чтение. | |||
25. | А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. | Пейзажная лирика (развитие понятия). | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Практикум. | Выразительное чтение стихотворения, одно стихотворение выучит наизусть. Анализ стихотворения. | |||
26. | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. | Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Практикум. | Прочитать стихотворение «Железная дорога», выучить наизусть три последних строфы II части. Повторить двусложные размеры стиха. Знать трёхсложные размеры стиха. Сделать таблицу стихотворных размеров с примерами. | |||
27. | Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. | Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). | Урок внеклассного чтения. | Подготовиться к сочинению. | |||
28 – 29. | Контрольное сочинение № 2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. | Урок развития речи. | Прочитать сказ «Левша». | ||||
30. | Анализ письменных работ. | Урок развития речи. | Работа над ошибками. | ||||
31. | Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. | Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). | Рассказ учителя. Беседа. | Перечитать IV – X главы сказа, выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить пересказ эпизода на выбор. Перечитать сказ до конца, составить рассказ о характере и судьбе тульского косого левши. | |||
32. | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова „Железная дорога“ и сказе Н.С. Лескова „Левша“». | Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). | Урок развития речи. | Сочинение. | |||
33. | Н.С. Лесков. «Человек на часах». | Урок внеклассного чтения. | Прочитать рассказы Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия», др. | ||||
34. | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. | Юмор (развитие понятия). | Урок внеклассного чтения. | Ответ на вопрос «Как достигается в рассказах Чехова юмористический эффект?». | |||
35. | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | Юмор (развитие понятия). | Практикум. | Подготовить выразительное чтение одного стихотворения (наизусть), сделать иллюстрации к стихотворениям. | |||
36. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике. | Лирика как род литературы (развитие представления). | Урок-концерт. | Прочитать рассказ «Неизвестный цветок». | |||
37. | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. | Символическое содержание пейзажных образов. | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. | Устное рисование: сделать устные иллюстрации к эпизодам, которые произвели наибольшее впечатление. Прочитать рассказы «Июльская жара», «Корова». Прочитать «Алые паруса». | |||
38. | А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении. | Символическое содержание пейзажных образов. | Урок внеклассного чтения. | Стр. 28, вопросы и задания. Прочитать «Кладовая солнца». | |||
39. | М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | Символическое содержание пейзажных образов. | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. | Подготовить пересказы истории Антипыча, эпизодов «Митраша в беде» и «Приключения Насти в лесу» от лица героев (три группы учеников), для желающих – иллюстрации. Выразительное чтение указанного эпизода. | |||
40. | Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. | Символическое содержание пейзажных образов. | Практикум. Урок развития речи. | Отзыв о сказке-были. Подготовиться к сочинению. | |||
Р41 – 42. | Контрольное сочинение № 3 «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина „Кладовая солнца“». | Урок развития речи. | Выразительное чтение стихотворений о войне. | ||||
Р43. | Анализ письменных работ. | Урок развития речи. | Работа над ошибками. | ||||
44. | Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д. Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению. | Урок развития речи. | 1. Выучить одно стихотворение наизусть (по выбору). 2. Прочитать «Последние холода» А. А. Лиханова. | ||||
45. | А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | Урок внеклассного чтения. | Прочитать «Конь с розовой гривой». | ||||
46. | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | Речевая характеристика героев. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору). Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских» слов. | |||
47. | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева „Конь с розовой гривой“». | Речевая характеристика героев. | Урок развития речи. | Вопросы (стр. 106 – 107). Сочинение. | |||
48. | В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. | Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Пересказ эпизода (по выбору), вопросы (стр. 147 – 148). | |||
49. | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь | Беседа. | Вопросы и задания (стр. 148 – 149). Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина». | |||
50. | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | Рассказ учителя. Беседа. | Прочитать «Тринадцатый подвиг Геракла». | ||||
51. | Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | Рассказ учителя. Беседа. | Вопросы и задания (стр. 184). | ||||
52. | Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | Юмор. | Беседа. | Прочитать статью учебника (стр. 186 – 192), сделать рисунки по мотивам стихотворений (по желанию). | |||
53. | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению. | Ритмика и мелодика стиха. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Выучить одно стихотворение наизусть. Вопросы 3, 4 (стр. 193). | |||
54. | А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. | Ритмика и мелодика стиха | Практикум. | Вопрос 5 (стр. 193). | |||
55. | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности рассказов Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | Шукшинские герои-«чудики». | Рассказ учителя. Беседа. | Прочитать статьи учебника (стр. 152 – 154), вопросы (стр. 154). Прочитать рассказ «Критики». Вопросы и задания (стр. 201). | |||
56. | К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Теме Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. | Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов. | Урок внеклассного чтения. | Вопросы и задания (стр. 198). Прочитать статью учебника «Мифы Древней Греции», вопросы и задания (стр. 203). Прочитать мифы о двенадцати подвигах Геракла. Подготовить пересказ одного мифа. Подготовить доклад об истории Олимпийских игр (по желанию). | |||
57. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. | Миф. Отличие мифа от сказки. | Рассказ учителя. Беседа. | Прочитать и пересказать миф о двенадцатом подвиге Геракла. Составить план мифа, разбив его на микротемы. Вопрос 3 (стр. 210). Задания III, IV (стр. 211). | |||
58. | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | Миф. Отличие мифа от сказки. Легенда. | Рассказ учителя. Беседа. | Вопросы (стр. 214). Прочитать статью учебника о Гомере; прочитать отрывок из «Одиссеи: ответить на вопросы (стр. 248). | |||
59. | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. | Понятие о героическом эпосе (начальные представления). | Урок внеклассного чтения. | Прочитать роман «Дон Кихот», вопросы (стр. 251). | |||
60. | М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. | Идеал. Рыцарский роман. Пародия. | Урок внеклассного чтения. | Отзыв о романе. Прочитать статью учебника (стр. 252 – 253), баллады, вопросы (стр. 258). | |||
61. | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | Баллада. | Рассказ учителя. Беседа. | Прочитать статью учебника (стр. 258 – 260), «Матео Фальконе», вопросы (стр. 277). | |||
62. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | Романтизм. Реализм. | Урок внеклассного чтения. | Прочитать «Приключения Гекльберри Финна». | |||
63. | М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | Юмор. | Урок внеклассного чтения. | Характеристика героя (письменно). | |||
64. | Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении. | Юмор. | Урок внеклассного чтения. | Прочитать статью учебника (стр. 279 – 282), вопросы (стр. 282), «Маленький принц». | |||
65. | А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «аленький принц» как философская сказка-притча. | Притча (начальные представления). | Урок внеклассного чтения. | Вопросы (стр. 299). | |||
66. | Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. | Притча (начальные представления). | Урок внеклассного чтения. | Отзыв о произведении. | |||
Контрольное сочинение № 4 по зарубежной литературе. | Урок развития речи. | ||||||
68. | Анализ письменных работ. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. | Урок развития речи. Урок контроля. | Работа над ошибками. Подготовиться к читательской конференции. Список литературы на лето. | ||||
69-70. | Резервные уроки. |